Опасность и черты деструктивных религиозных течений
Необходимо понимать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров.
Практически все представленные деструктивные религиозные течения (далее – ДРТ) осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов.
О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам:
1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с примитивностью мировоззрения;
2. нетерпимое отношение к другим религиям;
3. обожествление лидеров;
4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта;
5. отвержение критического мышления.
Методы воздействия используются миссионерами деструктивных течений с целью воздействия на адептов.
В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения, лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).
Так, миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы:
- внушение через наставления;
- задаривание подарками;
принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников);
- ежедневное чтение религиозной литературы; общение только с единоверцами, а также ограждение от «светской» жизни (отказ от посещения киносеансов, театра и чтения художественной литературы).
Примеры негативного воздействия на людей
Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека аддиктивное поведение, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния.
Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированное на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста-одиночки).
В 2011 году норвежский террорист А. Брейвик совершил в своей стране два теракта, в результате которых 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500-килограммовой самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г. Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов-спортсменов.
Норвежские психологи стали изучать биографические данные А. Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он терпел насилие со стороны сверстников. Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А. Брейвика усугубились под влиянием субкультуры популярной среди молодежи – сатанистов. В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасное преступление. В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.
Причины формирования у молодежи преступного поведения
На формирование преступных мотивов у молодежи оказывают различные факторы. Психологи выделяют следующие причины:
1. Духовно-нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации.
2. Вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет.
3. Культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей.
4. Создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека.
Кроме того, это наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение с ребенком, дефицит родительской любви и внимания).
Меры для уменьшения степени влияния ДРТ
Безусловно, лучшим методом спасения нашей молодежи является его защита от вхождения в ареал деятельности ДРТ. Однако нужно периодически осуществлять профилактическую деятельность среди молодежной аудитории посредством организации онлайн-лекций, семинаров, тренингов с целью профилактики религиозного экстремизма и формированию иммунитета к идеологии деструктивных религиозных организаций.
Кроме того, наладить работу по подготовке кадров с навыками и знаниями проведения профилактической и предупредительной работы в учреждениях системы среднего и высшего образования, в т.ч. организации профессиональной деятельности педагогов и психологов школ.
Надо учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса наших детей.
Тимур Тулепбергенов, специалист-психолог КГУ «Центр по вопросам религий и связям с общественностью» ГУ «Отдел внутренней политики г. Актобе»
Автор: