Открытие выставки сопровождалось игрой на четырех ударных инструментах – сальмунори.
Выставка, открывшаяся в краеведческом музее, заставляет вспомнить о преступлениях советских властей и задуматься о путях развития традиционной культуры. Рассматривая экспонаты, бережно хранимые, потомками депортированного народа, пытаешься найти причины популярности корейской культуры у казахстанской молодежи. Ренат ТАИПОВ
Над феноменом «корейской волны» уже третий десяток лет бьются историки и культурологи, выискивая причины ее возникновения и столь стремительного развития. Первыми культурную экспансию «всего корейского» ощутили на себе страны Восточной Азии – Япония и Вьетнам, Таиланд, Китай и Тайвань, пишет @aktobe_times
Еще в 2001 году в китайском языке появился термин han liu, в переводе, собственно, и обозначающий «корейскую волну».
Популярность всего корейского на телевидении в том же году была признана одной из самых значимых культурных тенденций во Вьетнаме. Миллионы азиатской молодежи становились поклонниками дорам, K-pop-групп и корейских веяний в fashion-индустрии.
Укрепилась в КазахстанеГруппа Ninety One собирает на концертах тысячи казахстанских поклонников.
Благодаря вливанию миллиардов долларов и политике Сеула, взявшего курс на глобализацию корейской культуры, волна дошла и до стран Запада, а позднее накрыла Россию. Но еще большую популярность массовая культура Южной Кореи обрела в Казахстане. Для сравнения: если российские музыкальные ансамбли, созданные по подобию K-pop-групп, не нашли большого числа поклонников, то в нашей стране это музыкальное направление обрело национальные черты и породило многочисленные Q-pop-команды.
Приглашают в музей Влияние всего корейского и позитивность такого вливания оценили и в Акорде, объявив 2022-ой годом культурного обмена между Страной Великой Степи и Страной Утренней Свежести.
В рамках этого обмена 26 августа в краеведческом музее Актобе открылась выставка «Корейцы Актюбинской области: история и культура». Среди экспонатов фотографии корейцев, депортированных с дальневосточных окраин Страны Советов в Казахстан.
Всего по оценкам историков, осенью 1937 года по приказу Сталина в Центральную Азию были депортированы 173 тысячи этнических корейцев. Выселить их из приграничных районов Дальневосточного края «отец народов» замыслил еще в 20-х годах, но решился на этот преступный шаг только после июля 1937 года, когда японские войска вторглись в Китай. На тот момент Корея оставалась частью Японской империи.
173 000 корейцев были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
В Казахстан депортировали 20,5 тысячи корейских семей. Около 1400 человек прибыли в Актюбинскую область, большую часть из них поселили в совхозе Бугетсайский. Стоит отметить, что депортация была сопряжена с массовыми репрессиями против корейцев, состоявших в компартии. Во время пересылки погибло много детей. По некоторым данным, более 100 корейцев, привезенных в Актюбинскую область, были расстреляны.
Новая родина - Прибывшие занимались животноводством, растили пшеницу, сажали огороды, выращивали овощи и бахчевые культуры, - рассказывает Галина Ажгалиева, художественный руководитель творческих коллективов Ассоциации корейцев Актюбинской области. – В 60-х годах, когда выдали документы, многие начали покидать Богетсай и Актюбинскую область. Перебирались в Узбекистан, уезжали в Талды-Курганскую область – туда, где тепло и можно выращивать овощи.
Галина Ажгалиева признает, что из-за политики, проводимой в Советском Союзе, некоторые культурные традиции были утрачены. Запрещалось изучение корейского языка в школах, а потому многие представители даже старшего поколения казахстанских корейцев родным языком не владеют.
- Но, конечно же, сохранились традиции «четырех столов», и, естественно, нашу национальную кухню мы никогда не забывали, - говорит Галина Ажгалиева.
Массовой эмиграции не случилось На закате советской эпохи и даже в период независимости массовая репатриация корейцев на историческую родину не наблюдалась. Да и сейчас, несмотря на запуск Сеулом программ по возвращению, не многие решаются переехать в Южную Корею.
- Есть наши актюбинцы, которые работают в Южной Корее. Но так, чтобы остаться там на постоянно, таких фактов мало. Из нашего Богетсая, даже если говорить о потомках депортированных, я даже и не знаю, чтобы кто-то переехал. Вероятно, сказывается то, что сложился совсем другой менталитет, образы жизни различны, - полагает Галина Ажгалиева. По ее данным, в Актюбинской области в настоящее время проживает примерно столько же корейцев, сколько прибыло в далеком 1937-ом в Богетсай.
ВозрождениеТанец с веерами – неотъемлемый элемент корейских торжеств.
Благодаря открытости границ, доступности книг и сетевых материалов, многие обычаи и традиции корейской культуры, утраченные за годы советской власти, потомкам переселенцев удается реконструировать. Ассоциация корейцев следует и духу времени, создав танцевальные и певческие коллективы «Чинсон» и «Тансим», а также «DD family», позиционирующий себя K-pop-группой.
Загадка феноменаНациональная одежда ханбок.
Оценивая причину популярности «корейской волны» в мире и Казахстане, Галина Ажгалиева также признает влияние дорам и популярной музыки. Чтобы усмотреть связь времен, достаточно взглянуть на корейские национальные костюмы ханбок – явный прообраз той яркости и жизнерадостности, которой искрятся сценические наряды современных K-pop исполнителей.
В поисках ответа на вопрос: В чем сила «корейского бума»? - ловишь себя на мысли о своеобразной дихотомии этого феноменального явления. С одной стороны, казахстанские корейцы, благодаря накатившей волне, обретают утраченные культурные маркеры, а с другой стороны, современная казахская молодежь находит в массовой культуре Южной Кореи парадигматический пример возможности симбиоза традиционных восточных и западных ценностей.
Так выглядит головной убор санмо с длинной лентой. Его надевали молодые мужчины на празднества. Раскручивая головой ленты, они «рисовали» в воздухе различные узоры.
Емкость и стрелы для игры в тухо.
Куклы, изготовляемые для детских игр.
Театральные маски хахве использовались крестьянами во время восстаний.
Миниатюра, изображающая исполнителей сальмунори.
Веера и женские головные уборы.