Народ предложил разделить «Автопарк» на 10 компаний«Почему мы должны ставить их на иждивение и покупать для них электронное билетирование? Пускай сами зарабатывают!» - предложили жители Заречного-3.Восьмые и последние по счету общественные слушанья по наболевшим вопросам прошли 22 августа в школе №61, что в поселке Заречный-3. Сразу скажем: как и на предыдущих слушаниях, людей было меньше, чем депутатов. Но и их числа хватило, чтобы вносить предложения и отстаивать пока еще действующие тарифы на проезд и вывоз ТБО.
Вернем старикам бесплатный проезд!После очередного доклада руководства «Автопарка» пришедшие люди стали громко возмущаться.
- Я сам по образованию спецтехнолог и подсчитал, что один автобус за полный круг потребляет 10 литров топлива, - говорит мужчина, представившийся Саматом. – Это около 2 тысяч тенге, а зарабатывают за один круг – 10 тысяч. Какие тут могут быть убытки? Это первое. Потом, какая необходимость вводить электронное билетирование? Уж лучше разделить «Автопарк» на 10 перевозчиков, чтобы была здоровая конкуренция. Мы не знаем их доходов и расходов.
Напомнили люди и о том, как у хозяина «Автопарка» в доме нашли огромные деньги в разных валютах. Горожане потребовали вернуть бесплатный проезд для пенсионеров.
- Бесплатный проезд отменили в связи с тем, что по закону перестало поступать субсидирование, - объясняет заместитель акима города Куандык Касымов. – Раньше расходы возмещало государство. Сейчас по закону мы имеем право также субсидировать их, но только при наличии электронного билетирования. И оно нам необходимо. Водители не будут иметь возможность работать с наличкой, и мы будем точно знать поток пассажиров и их доходы. Плюс вы говорите о конкурентной среде. Пожалуйста, можете сами поучаствовать. Мы как раз в суд подали об отмене одного лота, там 6 маршрутов. Сдайте завтра документы и приходите! Вон, взгляните, как с мусором получилось. Маленький тариф - и человек отказался от работы, а ведь тоже была конкурентная среда, 10 компаний – местные ребята. Автобусы и мусоровозы - это специфическая техника, которая стоит немалых денег. И содержать ее нелегко.
Дисциплина хромаетЧиновники сошлись во мнении с народом в вопросе дисциплины перевозчиков.
- Мы внедрили на всех автобусах «ПАТП» GPS-трекеры и сейчас устанавливаем их на транспорте «Автопарка», - продолжил Куандык Касымов. - Бывает, конечно, что водители отключают навигацию, убирают симку. Для этого мы обратно идем и устанавливаем на недоступных местах, чтобы водитель не имел доступа. Также заключаем с ними договоры, если система сломается, им полагается штраф.
А может, проездной билет?И все же дорогую систему электронного билетирования народ принимать отказывался.
- Давайте, введем проездной талон на месяц, а потом уже будет видно, нужна нам эта система или нет. Зачем вкладывать большие деньги, не зная во что? У нас даже Интернета высокого нет для этой системы. Одно ясно: руководство «Автопарка» ничего не делает, чтобы снизить расходы. К примеру, много тратите на ГСМ, говорите? Переходите на газ. Выход всегда есть, - уверяли актюбинцы.
Проездные билеты уже предлагались несколько лет назад, но так и не были введены. Причина тому наличие двух перевозчиков. Некоторым людям было бы неудобно, и пришлось бы покупать два билета.
- Хотим мы этого или не хотим, но электронное билетирование необходимо. Да, у нас нет высоких скоростей Интернета, но все это придет. Это требование времени. Надо стремиться и улучшать свои возможности и свою жизнь, - заключила секретарь городского маслихата Сулупан Шинтасова.
На последних слушаниях депутаты поддержали народ, заметив, что предложенные тарифы действительно очень дороги.
По вине дорог школьники опаздывают на урокиПриходится полкилометра идти до остановки и по полчаса ждать автобус.На последних общественных слушаниях жители пожаловались депутатам, что общественный транспорт в поселке Заречный-3 останавливается только на центральной улице. Из-за этого детям приходится ходить по полкилометра до остановки и потом ждать автобус, а у маршрута большой интервал. Эти неудобства длятся уже не первый год, а школьники опаздывают на занятия.
- По правилам перевозки пассажиров и багажа мы не можем продлить автобусные маршруты, где нет бетонно-асфальтного покрытия, - пожал плечами руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руслан Торегали. - По грунтовым дорогам автобусы не имеют права ездить. Касательно регулярности маршрутов №5 и №17 нами неоднократно принимались меры, чтобы исправить ситуацию. Мы привлекали транспортную инспекцию, дорожную полицию, налагали штрафы, в последний раз в размере 500 МРП. После того, как тариф поднимут, «Автопарк» обязуется до 15 сентября выпустить из ремонта 74 автобуса и восстановить регулярность маршрута №5. Поэтому интервал мы сократим, но увеличить маршрут не можем.
- Ну, а когда вы планируете сделать дорогу? - задали вопросы депутаты и журналисты.
- У нас в городе 621 километров дорог, из них с асфальтом только 275 километров. В Заречном-3 мы ежегодно прокладываем щебеночное покрытие. В этом году эту работу также проводили, но постелить асфальт не можем ввиду отсутствия денежных средств.
- То есть дети так и будут опаздывать в школу?
Руслан Торегали промолчал. Депутаты быстро нашли выход из ситуации.
- Мы, наверное, внимательно посмотрим все дороги, которые вы планируете асфальтировать, и будем давать вам отказ до тех пор, пока эти несчастные полкилометра не заасфальтируете и не сделаете нормальный подвоз детям. Выходит, что вы планируете свою работу по-своему, транспортники по-своему, а интересы населения остаются в стороне.
Новые расценки ждут нас в сентябреМаслихат утвердил тарифы.Выслушав мнения народа, депутаты собрали всех в городском акимате, чтобы подвести черту в вопросе повышении тарифов.
Напомним, в Актобе работают два перевозчика по 54 маршрутам. 20 маршрутов обслуживает «ПАТП», а остальные 34 – ТОО «Автопарк». Оба предприятия заявляют о необходимости повышения тарифов в общественном транспорте. Причин очень много. Это – высокие цены на запчасти, ГСМ, необходимость поднятия зарплаты персоналу. Перевозчики просили общественность утвердить тариф 200 тенге, обещая улучшить качество предоставляемых услуг.
Выслушав все за и против, депутаты предложили утвердить тариф - 80 тенге. При этом пенсионерам предлагают ездить в автобусах по действующему тарифу – 55 тенге, а также придумать скидки для студентов.
70% людей не оплачивают за мусорВ «светлые времена» мусор вывозили специализированные предприятия: ТОО «Актобе Таза Кала» и ТОО «Акжол ЛТД». Так уж получилось, что в мае «Актобе Таза Кала» подало на ликвидацию, а второе предприятие, ссылаясь на низкий тариф, отказалось вывозить мусор.
Пришлось искать выход. Объявили конкурс, подписали контракт с 10 предприятиями, которые, проработав два месяца, также отказались выполнять услуги.
- Дело в том, что тариф 105 тенге, утвержденный в 2012 году, уже не актуален, - разводит руками руководитель отдела ЖКХ Ибраим Кузбаев. – Цены на запчасти и ГСМ выросли в несколько раз. Поэтому компании отказывались работать. Сейчас ситуация стабилизировалась. Город разделен на четыре части и обслуживается тремя компаниями. У них имеется более 60 единиц техники, из них 40 мусоровозов.
По данным Кузбаева, всего 30-40% населения вовремя оплачивают услуги за вывоз мусора.
- Компании набирают штат контролеров. Эти люди будут ходить по домам и обеспечивать сбор денег. Кроме того, учет абонентов планируется вести по электронной базе, - дополнил Ибраим Кузбаев.
Работать не хотятИП «Таза Life», ТОО «Управляющая компания №27» и ТОО «NEO PLUS» - эти три компании сейчас спасают город от мусора и требуют повысить тариф в три раза. При этом жалуются на то, что даже по действующему тарифу мало кто платит.
К примеру, «Управляющая компания №27» выиграла тендер 1 мая и подписала договор на три года. Компания обслуживает старую часть города, имея более 90 тысяч абонентов. Только 30% из них вносят оплату, и эти люди, как говорят в компании, в основном пенсионеры.
- Вы хотите, чтобы проезд подняли в три раза? Тогда логично предположить, что все 90% абонентов не будут оплачивать. Как будете бороться?
- Будем подключать СМИ, подавать в суд и обязательно найдем выход, - ответил директор Сакен Каримбаев. – Я считаю, что предложенная нами цена - нормальная. У нас трудится порядка 60 сотрудников. Зарплата рабочих 60-80 тысяч тенге. Водители получают 100-120 тысяч. Многие не хотят работать, считая труд грузчика неблагодарным. Повсюду грязь, мусор и люди выкидывают отходы как попало. Когда повысят тариф, благоустроим мусорные площадки, закупим новые контейнеры и повысим зарплату на 10%.
«Надо нормализовать абонентскую базу»Как и с проездом, депутаты, выслушав все мнения, предложили установить цену не более 180 тенге.
- Необходимо нормализовать абонентскую базу и усилить работу по привлечение к ответственности за неуплату, - зачитал общие выводы депутатов Аманбай Сакиев. – Еще никого не привлекли! Любой человек мусорит с рождения, те же подгузники выкидывает. Поэтому мы думаем, что надо внести поправки в закон: родился человек - у него есть ИИН, надо его как-то фиксировать, чтобы мы с каждого могли собирать деньги. Сейчас мы предлагаем цену – 180 тенге, а уже после того как вы наладите клиентскую базу и покажете свою работу, можно будет рассмотреть другой вариант. Но нельзя всю нагрузку переносить на тех, кто оплачивает добросовестно.
Электронное билетирование введут до 1 январяДепутаты предложили поднимать тарифы ежегодно, с учетом инфляции.Во вторник, 28 августа, на сессии городского маслихата утвердили окончательные тарифы на вывоз ТБО и проезд. Как и предлагалось ранее, с одного человека, проживающего в многоэтажных домах, тариф за мусор вырастет со 105 тенге до 180 тенге.
Оплата за проезд в общественном транспорте вырастет до 80 тенге. При этом пенсионеры, инвалиды 2 и 3 группы, а также войны-афганцы будут оплачивать 60 тенге. Дети от 7 до 15 лет – 40 тенге.
- Депутатский корпус, посовещавшись и выслушав мнения народа, согласился с предложенными тарифами, - выступил депутат Владимир Гринберг. – При этом перевозчикам поставлены условия: в течение месяца необходимо привести в надлежащее рабочее состояние все GPS-навигаторы и до 1 января ввести электронное билетирование по всем маршрутам.
Кроме того, депутаты предложили в будущем поднимать тарифы с учетом инфляции, чтобы народ меньше возмущался.
- Когда мы разом повышаем тариф на 30-40 тенге, это очень тяжело воспринимается общественностью. У нас есть коэффициент инфляции, утвержденный правительством. Если бы мы каждый год повышали тариф по 5-10 тенге, следуя инфляции, то сегодня получили бы эти 80 тенге. Тогда возмущений было бы гораздо меньше. Поэтому в будущем предлагаю обращать внимания на этот фактор, - предложил депутат Нурлан Махамбетов.
Новые тарифы начнут действовать уже в сентябре. Окончательную дату уточнят позднее.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru