DataLife Engine / «Сейчас все хотят петь»

«Сейчас все хотят петь»



Марат Айтимов,
педагог по вокалу, солист филармонии

«Для первоначальной раскрутки нужно минимум триста тысяч долларов»

Многие, практически не умея петь, становятся звездами сцены. В Казахстане у нас особой конкуренции нет. Не так уж сложно стать звездой. Главное, чтобы были финансы. Без продюсера пробиться в шоу-бизнес тяжело. Мало кто из казахстанских продюсеров хочет вкладывать свои деньги в начинающего артиста. Для первоначальной раскрутки нужно минимум триста тысяч долларов. Больше уходит денег не на снятие клипа, а на ротацию. Конечно, каждый хочет, чтобы его клип транслировали вечером. А это самое дорогое время на телевидении, одна минута стоит бешеную сумму.

И песня не должна быть слишком умная. В лучшем варианте – из тридцати притопов и сорока прихлопов. В странах с финансовым достатком люди тянутся к высокой культуре. Мы не так хорошо живем в материальном плане, поэтому и народ не притязателен в музыке. Чем песня проще, тем лучше.

«Сколько лет я работаю в этом колледже, из столицы вернулся только один мой выпускник»

Раньше кто приходил поступать в музыкальный колледж, тех и брали. Студенты занимались из-под палки. Приходилось за ними ходить. Сейчас очень многие хотят петь, мечтают о звездной карьере. На академическое пение берут не больше шести-семи человек, а желающих около пятидесяти. Обучение на гранте. Нас опережает по количеству студентов только отделение казахских народных инструментов.

Практически все наши студенты не ограничиваются колледжем, а идут учиться дальше. В основном поступают в Алматинскую консерваторию имени Курмангазы, Академию искусств имени Жургенова или университет искусств в Астане. Сколько лет я работаю в этом колледже, из столицы вернулся только один мой выпускник. Он окончил с красным дипломом наш колледж, потом университет. Долго думал, остаться или вернуться в Актобе. Все-таки вернулся. Сейчас он - солист филармонии и преподаватель музыкального колледжа.

Если я скажу, что Димаша Кудайбергена здесь обожают буквально все – это будет неправда. Чтобы слушать такой репертуар, нужна музыкальная подготовка. Я считаю, он должен находиться там, где его хотят слушать. Зрительный зал Дворца республики вмещает в себя пять тысяч человек. А у Димаша проходят концерты в залах, где тридцать тысяч зрителей, и это в порядке вещей.

У меня нет цели зарабатывать деньги на своем имени. Обычный педагог по вокалу берет две или три тысячи тенге за занятие. Чтобы я брал пять или шесть… Такого не будет. Лишние несколько тысяч мне счастья не принесут.

Иногда я слышу вопросы с неприятной интонацией в голосе: «Почему вы не уезжаете отсюда?». А зачем… если мне здесь прекрасно. После триумфа Димаша меня пригласили работать преподавателем в Казахском национальном университете искусств в Астане. Я взял на раздумье два дня, хотя уже точно знал, что не поеду.

«Заходим с сестрой в училище и видим, что экзамен на вокальное отделение уже прошел!»

Отец хотел, чтобы я был экономистом. Мама мечтала видеть меня переводчиком. В школе я учил французский язык (и, кстати, успешно). Поехал поступать в Кызылординское училище. В советское время вступительные экзамены в музыкальные учебные заведения начались раньше, чем в остальные вузы. Помню, как заходим с сестрой и видим, что экзамен на вокальное отделение уже прошел! Мы стоит в раздумьях. И вдруг мимо нас проходит человек, ниже меня ростом. Он спросил, что произошло. Сестра объяснила, что опоздали на поступление. Это был директор училища. Он пригласил меня в свой кабинет, сам прослушал и договорился насчет моей встречи с педагогом из приемной комиссии. Так я и поступил в училище.

Когда я был на гастролях в Таразе, на концерт пришел дедушка. Я узнал в нем директора Кызылординского училища. Он увидел мою фамилию на афише и поэтому пришел. После выступления протянул купюру. Сначала мне было неудобно брать. Но у нас считается: если пожилой человек дает тебе деньги, принимай как благословение. Я помню, он смотрел на меня и у него был такой счастливый вид! Сейчас, как педагог, я понимаю его состояние.

По распределению после консерватории из Алматы я попал в Актобе. Меня сразу отправили в Пригородный на картошку со студентами. Это было неожиданностью! Музыкантов никогда не отправляют на такие общественные работы. Я еще подумал: «Может, зря приехал…». Но какой был бы позор, если бы вернулся обратно из-за картошки! Я выдержал этот месяц. В городе никого не было из знакомых. Жил в общежитии института, через два года у меня появилась квартира.

«Удачно поставленное высокое «ля» студента - это уже счастье для педагога»

К репертуару подхожу очень строго. Не могу хвастаться, что у меня много оригинальных песен. Часто то, что предлагают, не беру. В наше время не всегда нужен особый талант, чтобы сочинять слова к музыке.

Очень сложно воспринимаю песни о маме. Когда слушаю их, неспокойно на душе. Прошло шесть лет, но я никак не могу свыкнуться с мыслью, что ее нет.

Дома у меня музыка не звучит. На работе целыми днями и поешь, и говоришь. Вечером просто нет сил кого-то слушать. На концерты, где громкая эстрадная музыка, как зритель я не хожу. Только если сам выступаю...

У итальянцев есть такое выражение: «Прекрасное ничегонеделание». Так вот, эти моменты у меня бывают крайне редко.

Я считаю себя очень счастливым человеком. Закрываю глаза на бумаги, которых стало в моей работе очень много. Я занимаюсь любимым делом: мои ученики, филармония. Удачно поставленное высокое «ля» студента - это уже счастье для педагога.

Беседовала Елена Рышкина,
фото из личного архива Марата Айтимова
16-03-2018, 07:30,74
Вернуться назад