Чудовища казахской мифологии, шаманы и тигры, вдохновленные индийским легендариумом, герои войны, пестрые батики, пейзажи из войлока, натюрморты в национальном стиле и цвет граната. Множество жанров и техник, превосходный уровень мастерства - фантастическое зрелище ждет каждого актюбинца при посещении Областного музея искусств. Выставка выпускников Городского художественного лицея продлится до конца июня. - Я такой человек: не могу выделить что-то одно красивое и интересное, потому что всегда учитываю - у каждой работы (будь то пейзаж, натюрморт или портрет) есть свои плюсы и минусы. И то, что вначале может казаться неказистым, после раздумий обретает свои преимущества, - говорит Томирис Бахытжан, вглядываясь в работы выпускников лицея, собранные в музее искусств на «Творческом вернисаже – 2025».
Томирис Бахытжан.
Томирис и сама выпускница последнего, 6-го класса, лицея. А ее работа, посвященная известному казахстанскому художнику Марату Бекееву, была использована для афиши выставки. Пройдя по залу, девушка подвела репортера «АТ» к своей картине:
- Работа выполнена маслом на холсте. К сожалению, я рисовала Марата Бекеева не с натуры. Он занятой человек. У него много заказов. К примеру, он рисовал обложки альбомов для одной актюбинской панк-группы («Адаптация». - Авт.) и американской хард-рок группы «Guns N’ Roses». Сейчас он уже в солидном возрасте. Я же попыталась его омолодить и изобразила в годы юности, а для этого использовала фотоснимки и видеоинтервью. У Марата Бекеева очень экстравагантный стиль, он схож с манерой художников XX века. Заметно в его работах влияние и постимпрессионизма, есть даже элементы кубизма, но в первую очередь – это авангард.
«Мир Марата Бекеева», Томирис Бахытжан.
Томирис также увлечена авангардными течениями в искусстве:
- Мне очень нравятся работы импрессионистов – эпатажные люди, которые решили сломить все каноны живописи. Из постимпрессионистов интересен Анри де Тулуз-Лотрек, потому что мне нравится декадентство, вот и поэты Шарль Бодлер, Артюр Рембо тоже интересуют. А еще меня привлекают ревущие 20-е Америки, Фицджеральд и его «Великий Гэтсби». Да и вообще меня очень интересует американское искусство: к примеру, картины Нормана Роквелла, который показывал жизнь американцев с большой любовью, но в то же время в сатирическом ключе.
Девушка признается, что подумывала о профессии искусствоведа и куратора, но все же решила остаться художником.
- Я считаю, что нужно выбирать те профессии, знания которых не базируются на чужом опыте, - говорит Томирис. - Нужно создавать самому, так ты можешь стать частью истории. А это намного лучше, чем быть тенью, чем оставаться только вещателем изменений.
От теста - к классике На выставке, которая открылась 12 июня, представлено более 160 дипломных работ учеников художественного лицея. Часть из них создана выпускниками четвертого класса, часть – шестого, что, как правило, соответствует 9 и 11 классу общеобразовательных школ.
На излете 90-х, когда автор данной статьи и сам учился в лицее, к нам предъявляли скромные требования. Для дипломного проекта разрешали использовать смешанные техники, мы лепили фигуры солдатиков из пластилина, создавали панно с ежиками и белками, их мордочки выполнялись из запеченного соленого теста. Сейчас же лицеистам дают базовые, академические знания, а потому и критерии к выбору дипломной работы жестче. В итоге: большая часть дипломных проектов - классические портреты, пейзажи и натюрморты.
Женщины на войне«В минуту спокойствия», Азиза Муканова.
«В минуту спокойствия» - так назвала свою живописную работу выпускница 6-го класса Азиза Муканова.
- В центре композиции находится Алия Молдагулова, за столом в армейской палатке она пишет письмо родным и близким. Ее окружают темные и холодные тона, но из окошка пробиваются лучики. Там, куда они попадают, разливается теплый свет, - показывает художница. - Такие вот лучики надежды в минуты спокойствия.
Азиза Муканова и Дамиана Достанова.
Выпускница 6-го класса Дамиана Достанова в качестве дипломной работы выполнила портрет казахстанской летчицы, участницы Великой Отечественной войны Хиуаз Доспановой.
- Начинала я работу в январе, а закончила в середине мая. Я использовала в основном приглушенные, зеленоватые оттенки, смешанные с серым, - объясняет девушка. - Хотелось с помощью этой работы отразить собирательный образ женщин на войне. Им так приходилось непросто...
«Хиуаз Доспанова», Дамиана Достанова.
Необычные работы Из выставленных работ самой Дамиане больше всего понравились композиции, исполненные в неакадемическом стиле.
- Вот триптих «Танец хранительницы» Зарины Асангалиевой, - рассматривает выпускница. – Очень необычный, очень броский! Я даже не знала, что для дипломного проекта такое в принципе можно рисовать в лицее. А здесь тоже очень необычная работа – книжка с иллюстрациями «Скарлетт и Айви» Ангелины Коркиной. Я вообще удивляюсь, что такое разрешили! У нас же в лицее уклон в академизм. Еще мне очень понравилась необычная объемная композиция «Каникулы у бабушки» Дианы Ищановой. Очень милая кошечка на окне, ей даже усики сделали!
Вдохновленные мангой«Шимұрын», часть триптиха, Алдияр Балгабаев.
Начинающий график Алдияр Балгабаев признает «красоту живописи», но она его не привлекает:
- Мне нравятся простые штрихи, интересна детализация. Для дипломного проекта я подготовил триптих. Сюжет основан на казахской мифологии. На первом рисунке - Жалмауыз кемпир, чудовище с 7 головами, которое поедало людей. На втором – змей Айдахар, напавший на аул. А на третьем – Шимурын. Это существо, которое обитает на болоте и заманивает людей своим свистом. Как правило, большая часть существ в казахской мифологии – однотипные: взяли человека, добавили несколько «чудовищных» черт, и всё. А я решил подойти более креативно. Пусть, думаю, Шимурын будет похож на осьминога. А во рту у него будет дудка, из нее ноты выходят. Техника смешанная: я использовал карандаши, линеры и тушь с чернилами. Вдохновлялся японской мангой. Из множества манг, которые я посмотрел, меня больше увлекла манга «Дандадан», оттуда я и брал стиль рисования.
Зарина Асангалиева и Алдияр Балгабаев.
Алдияр – также выпускник 6-го класса лицея. В этом году он намеревается поступить в Академию имени Жургенова в Алматы. Из творческих планов – изучить индуистскую мифологию и проиллюстрировать несколько сюжетов.
- Мифология в Индии, как по мне, так самая креативная. Очень интересные образы: Ганеша – божество со слоновьей головой и множеством рук, Кали – богиня с грозным видом и ожерельем из черепов. А еще у многих божеств есть транспортные средства – у кого-то бык, у кого-то даже крокодил. Материал огромный, хочется получше изучить, а потом приступить к работе.
Без эскиза Зарину Асангалиеву, триптихом которой восхищалась Дамиана, также привлекает индийская культура, что отразилось и в «Танце хранительницы».
«Танец хранительницы», Зарина Асангалиева.
- Персонажа я придумала сама. Это девушка-шаманка. По бокам тигры, увитые бусами, которыми они связаны с хранительницей. Меня всегда интересовала индийская и тюркская культуры, и я решила их соединить, - объясняет Зарина. - Почему я выбрала именно тигров? Мне вообще очень нравится рисовать животных. Удавались кошки, собаки, птицы. Я рисовала их с натуры. Раньше у меня было много животных – и хомяки, и собаки, черепахи, кролики, попугаи, крыски. А сейчас у меня только один котик. Пыталась рисовать и лошадей. Ой, их рисовать очень сложно!
Девушка восхищается работами корейского художника Ким Джун Ги, который был известен тем, что рисовал без каких-либо набросков – сразу линером, красками или тушью по бумаге. Зарина также решила создавать «Танец хранительницы» без эскиза:
- Сразу начала писать акрилом по холсту. По ходу добавляла детали, там же на холсте перерисовывала, зачеркивала. Это было очень сложно, можно даже сказать – хаотично. Эта дипломная работа забрала у меня очень много энергии и сил. Сейчас я нахожусь в некоем adblock’е, и не могу ничего делать.
Зарина в этом году окончила 4-ый класс лицея. Впереди еще два года обучения. А потом – новый дипломный проект. Надеемся, Зарина, как и другие лицеисты, продолжит восхищать актюбинцев своим творчеством и дальше. А возможно, даже завоюют мировую арт-сцену. Как призывает выпускница Томирис Бахытжан: выходи из тени, твори историю!
«Наследие степей», Томирис Бурмухамбетова.
«Жібекке оралған тарих», Нурай Болаткызы.
«Вдохновение», Томирис Сейдали.
«Мейірімді Ұмай ана», Аяулым Нотанова.
«Полнолуние», Шанель Елюбаева.
«Театр имени Абая», Элина Рустамова.
«Аңсаған жылулық», Айдана Шахкасым.
«Ұлы дала үні», Малика Байдильдина.
«Шанырак», Данелия Уразамбетова.
«Айдахар», Алдияр Балгабаев.
«2090 год, портал в прошлое», Айсултан Жумабаев.
«Лесное утро», Жасмин Асылбаева.
«Жан айнасы», Алина Урынбасарова.
«Скарлетт и Айви», Ангелина Коркина.
«Среди солнц», Софья Васильева.
«Мама», Анель Мананкова.
«Давно», Ева Власова.
«Дыхание антиквариата», Изабелла Ермагамбетова.
«Қыпшақ жауынгері», Карина Садуакасова.
«Колхозный рынок», София Жандаулетова.
«Зимнее детство», Юлия Банбенкова.
«Сезім нұры жауғанда», Ерсултан Таласбай.
«Батыр қыз – Әлия», Гаухар Серикова.
«Гранаты», Карина Русакова.
«Корзина с цветами», Виктория Рафикова.
«Теплый вечер», Алина Сивобородько.
«Шамши Калдаяков», Нурсая Аманшиева.
«Хазретовка», Милана Мунушева.
«Крылья Великой степи», Ажар Жоламанова.
«Восточное чаепитие», Амаль Ильясова.
«Каникулы у бабушки», Диана Ищанова.