DataLife Engine / «Победа в воздухе куется на земле»

«Победа в воздухе куется на земле»

Владимир Шалай - лётчик 1-го класса, инструктор актюбинского ВИСВО имени Т. Бигелдинова

«Черная Акула»

Как и у многих подростков, у меня были мечты о небе ещё со школьных лет. Помню случай из детства: мы с отцом и мамой проезжали по улице, которая сейчас носит имя Нокина, когда заметили, что неподалёку от дороги гражданский вертолёт совершил посадку. Отец остановился и предложил мне пойти посмотреть. Я тогда был еще маленьким, и мне было всё интересно. Мы подошли поближе, и мне удалось внимательно со всех сторон рассмотреть вертолёт. Я до сих пор чётко помню этот момент, когда увидел пилотов и потрогал своими руками технику - это было незабываемо для ребёнка, и, возможно, повлияло на мой будущий выбор профессии. Позже, уже учась в школе, мы с друзьями посмотрели фильм «Черная акула», где главный герой – пилот вертолёта. Всё это, безусловно, сложилось в один «узор». По мере взросления я понимал, что хочу попробовать себя именно в этом. 

Первым делом – вертолеты

В нашем городе есть школа юных лётчиков, которую открыл и вёл Александр Константинович Курбанов. Я поступил в эту школу в 9 классе и проучился в ней 3 года. Наш руководитель и учитель нас многому научил, привил интерес и любовь к авиации. И я ещё больше утвердился в том, что хочу стать лётчиком, и не просто лётчиком, а военным. Поэтому по окончании школы я поехал поступать в Сызранское высшее военно-авиационное училище. Учиться было интересно, у российских инструкторов и преподавателей большой опыт, они многому нас научили, как у нас говорят, «поставили на крыло». Вместе со мной в одной группе учились только курсанты из стран СНГ: Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, россияне учились отдельно. Из Казахстана нас на курсе было примерно 20 человек, но из Актобе я был один. Мы все очень подружились, в процессе обучения нашли общие темы, общий язык, хоть и были из разных стран. С годами наша дружба стала ещё более крепкой, мы и по сей день дружим, не забываем своих «однокашников», всегда на связи, всегда поддерживаем друг друга. Преподаватели тоже относились к нам тепло и отзывались о нашей стране всегда хорошо, может, потому что многие ребята учились отлично. В основном все были способные. 

Пять лет пролетели незаметно: начиная с 3-го курса, мы уже летали с инструктором и освоили уже там, в училище, вертолёты Ми-8 и Ми-24.  

40 прыжков с парашютом

Лётный состав обязан в год совершать не меньше двух парашютных прыжков. Первый прыжок обязательно совершают перед началом лётной практики, ещё будучи в училище. Там смотрят, как вы переносите это, как вы реагируете, как вы справляетесь с прыжком с парашютом. 
Помню свой первый прыжок: конечно, ощущения незабываемые, адреналин зашкаливал. Была весна, снег, мы друг друга подбадривали, были морально-психологически готовы. Прилетел вертолёт, на которых мы в будущем летали, наши же инструкторы нас же и бросали с высоты 800-900 метров. В одном заходе несколько человек парашютистов выпрыгивали, присутствовал инструктор, который контролировал все действия, с земли контролировали раскрытие основного парашюта (есть ещё запасной парашют). Все особые случаи перед прыжками отрабатывались. 

На сегодня у меня прыжков с парашютом уже больше 40. Конечно, уже ощущения не такие, как первые прыжки, уже привыкаешь, знаешь, что ожидать, знаешь, как действовать, всё осознанно, хладнокровно, на автомате.

 

Выпуск после «Вальпургиевой ночи»

В нашем училище была такая традиция: ночь перед выпуском у нас шутливо называлась «Вальпургиева ночь», и во все годы курсанты-выпускники обычно в эту ночь что-нибудь пытались натворить.  Например, они всегда старались разрисовать танк, который находился на постаменте на территории училища. Говорили, что он стоит там ещё со времён войны, когда в Сызрани было танковое училище.

Зная об этой традиции, командование училища выставило в ночь перед нашим выпуском возле него патруль. Поняв, что с танком ничего не получится, мы не расстроились и придумали себе другую, как нам тогда казалось, интересную проделку и разрисовали баллончиками с краской строевой плац номерами нашей учебной группы. Естественно, когда наутро эта картина предстала перед взором наших командиров, они легко определили, кто это сделал. Они не стали никого наказывать, просто сказали: «Вот вам тряпки, керосин, берите и оттирайте. Если успеете до утра, то дипломы вам вручим на площади, как и всем остальным. А если нет, то пеняйте, как говорится, на себя…»

Пришлось вооружиться тряпками, керосином и всю ночь оттирать плац от наших надписей и рисунков. И только под утро, когда мы всё закончили то, не спавши, наспех приняли душ, подготовили парадную форму и побежали получать дипломы. Вовремя успели, встали в строй. Иначе было бы ужасной глупостью, проучившись пять лет, не попасть на торжественный выпуск, на который собралось очень много народу, в том числе приехавшие отовсюду наши родители.

Вперед и вверх

После окончания лётного училища я по распределению поехал служить в город Ушарал, под Талдыкорганом, близко к казахстанско-китайской границе. Там летал на вертолётах Ми-24 лётчиком-оператором. По-своему это было интересно, потому что была особенная местность - горы, свои особенности выполнения задач. Как для лейтенанта, для молодого офицера было интересно попасть в войска, приобретать опыт и продвигаться по службе. Спустя два года я был направлен в город Семей уже командиром экипажа. Там были другие задачи: выполнение специальных заданий, командировки, перелёты с аэродрома на аэродром, перевозка войск, десантирование. То есть не простые учебные полёты над аэродромом, а уже гораздо более серьёзные. А учебно-тренировочные полёты – это непосредственно наша подготовка, наше совершенствование, подготовка лётного состава. 

Надежный тыл

Я женился, ещё будучи курсантом училища, на пятом курсе. Супруга, её зовут Евгения, у меня из города Сызрани. Ну и с 2011 года и по сей день мы вместе. Она проходит со мной везде службу, как жена офицера, везде за мной по аэродромам, и ей это очень нравится, она уже чувствует себя местной. А во время моей службы в Семее у нас родились двойняшки, мальчик и девочка, Ангелина и Ярослав. Конечно, семья - это большая ответственность, вдали от дома, вдали от родственников. Приходилось самим как-то справляться. И всегда командиры нас понимали, помогали, всегда шли навстречу, потому что семья для военнослужащего - это немаловажно, она играет большую роль, как говорят у нас - это тыл. 

Это счастье - путь домой

Прослужив несколько лет в Семее, я был переведён на службу в родной город Актобе, в Военный институт сил воздушной обороны. Уже более семи лет я прохожу службу здесь в должности лётчика-инструктора. Эта должность подразумевает контроль соблюдения мер безопасности при полётах, на земле и в воздухе, контроль подготовки лётного состава, проведения учебно-тренировочных полётов.

 

Как летают вертолеты

При пилотировании вертолёта, в первую очередь, тяжело научиться «висеть», то есть удержать вертолёт на месте на одной высоте, без движения. Поэтому первоочередная задача для нас, инструкторов, при обучении курсанта-лётчика - научить его «висеть». С этой задачей они справляются по-разному: кому-то умение приходит после пяти, а кому-то после десяти часов первоначального лётного обучения. Если курсант уверенно выполняет все действия, уверенно «висит», то с большой вероятностью, он, что называется, затем «вылетит самостоятельно», то есть из него получится лётчик-профессионал. Вот в этом и есть главная особенность вертолёта, в отличие от самолёта. Говорят, что это является наиболее сложным элементом в его пилотировании. Вообще, по своей специфике, по своим особенностям, по аэродинамике тяжело объяснить, как летает вертолёт. У самолёта подъемная сила - крыло, а у вертолета много несущих частей: лопасти, фюзеляж, управление в разных плоскостях - нужна определённая координация движений. 

Самое сложное, самое трудное для полёта вертолёта – это плохая погода. Для нас есть определённые показатели метеоусловий – это видимость на взлёте, на посадке и нижняя граница облачности. Для лётчика первого класса крайний допуск – это видимость 1 километр, нижняя граница облачности – 100 метров. В ночное время всё усложняется.
 
Не бойтесь летать

Но, вообще, авиация в плане происшествий считается самым безопасным видом транспорта. Внутренний страх, в принципе, есть у каждого человека, у того же курсанта, при лётном обучении вначале всегда имеется небольшой страх, его все преодолевают, но бояться - это нормально, это свойственно нормальному здоровому человеку. Это проходит, и со временем всё это воспринимается как должное, и уже не задумываешься, когда запускаешь вертолет, что что-то может произойти. Мы всегда на 100% уверены, что техника не откажет, но мы всегда готовы ко всему в полной мере.

  

Зачем над городом летают вертолеты

Когда над городом пролетают вертолёты, то они решают разные задачи. У нас, на аэродроме в Актобе, проводится техническое обслуживание. Для этого вертолет с Хлебодаровки перегоняется на аэродром в Актобе, а потом возвращается обратно на аэродром в Хлебодаровку. Для каждого вертолёта есть свои определённые сроки, часы, налёт. И инженерно-технический состав обязательно за этим следит. 

Коронавирус с вертолетов не распыляли

Во время пандемии коронавируса мы не имели возможности выезжать на аэродром возле Хлебодаровки, и все учебно-тренировочные полёты курсантов на вертолётах производились с аэродрома в Актобе. Нам было необходимо продолжать процесс обучения курсантов. Это останавливать нельзя, потому что от этого зависит обороноспособность нашей страны.
А жителям города тогда показалось, что количество полётов участилось именно в связи с пандемией. Говорили, что это чуть ли не специально распыляют коронавирус. Что на это можно сказать? Во-первых, мы такие же люди, и делать что-то во вред своих сограждан ни я, ни кто-то из моих сослуживцев никогда намеренно не станет. Во-вторых, не существует даже такого оборудования, чтобы с военного вертолёта просто так что-то распылять. Да, есть специальное приспособление на внешней подвеске, на тросе к вертолёту Ми-8, который предназначен для тушения пожаров. Но мы пока здесь это не используем, и тем более на тот момент, во время пандемии, с таким водосливным устройством мы не летали. Поэтому нам было непонятно: кто, на каком основании и, главное, зачем это придумал?

50 лет

Я служу уже более восьми лет в этом училище. Оно для меня родное, хоть я заканчивал другое училище. Оно для меня родное еще и потому, что, обучаясь в школе юных летчиков, я ходил на занятия и в Военный институт сил воздушной обороны. Здесь сильная база, сильные преподаватели, много дают знаний.

 

Само училище недавно отметило свой 50-летний юбилей. Оно развивается большими шагами, большими темпами, у него большие перспективы. Высшее командование уделяет много внимания нашему училищу. В прошлом году к нам поступили новые чешские самолеты L-410. На них обучаются курсанты военно-транспортной авиации. Вертолёты тоже проходят капитальный ремонт, проверяют ресурс их надежности. В перспективе, возможно, техника будет ещё обновляться, будут закупаться новые самолёты и вертолёты. Мы производим полёты днём и ночью, в любых погодных и метеорологических условиях. 

Самая высокая мечта

Юношам, которые обдумывают житьё, и при этом мечтают об авиации, я рекомендую, в первую очередь, беречь своё здоровье, следить за собой, хорошо учиться и заниматься спортом. Предпочтительны командные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол. В принципе, гимнастика и лёгкая атлетика тоже не помешают. Чтобы организм был развит и готов к нагрузкам, потому что в воздухе есть свои нагрузки, но и на земле все военнослужащие, все лётчики тоже должны с ними справляться. Как у нас говорят: «Победа в воздухе куётся на земле».

 
Беседовал Марат ТАНКАЕВ
Фото из личного архива Владимира Шалая 

22-08-2024, 15:54,234
Вернуться назад