Ежедневно в регионе происходит две попытки суицида
Такую тревожную статистику озвучили в областной прокуратуре. И больше всего фактов приходится на Актобе. Прокуроры настоятельно рекомендуют мониторить места, где чаще всего происходят суициды, а в многоэтажках «Актобе Ажары» установить наконец ограждения на открытые балконы. О том, как еще можно уберечь детей и взрослых от рокового шага, рассказала главный внештатный суицидолог области Светлана Пошолченко.
Артур САЙЫН
В конце мая прокуратура сообщила, что в Актюбинской области участились случаи самоубийств: со 128 в прошлом году (с января по май включительно) до 168 в году нынешнем. В этом году 47 человек покончили с собой, попытку суицида совершил 121 житель области.
«В среднем ежедневно совершается по 2 суицида. Больше всего таких фактов совершено в Актобе (143), Мугалжарском (5), Шалкарском (4), Мартукском, Айтекебийском районах (по 3) факта. Особый резонанс в обществе вызвали суициды, совершенные путем выпрыгивания из многоэтажных домов. В текущем году уже совершено 5 таких фактов. Только за апрель сразу три женщины выпрыгнули с многоэтажек. Один произошел в 25-этажке жилого комплекса «Актобе-Ажары», второй в девятиэтажном доме также в центре города Актобе», - сообщили в прокуратуре Актюбинской области.
Статистика тревожная
Главный внештатный суицидолог управления здравоохранении Актюбинской области Светлана Пошолченко уточняет, что в среднем в день происходит не два суицида, а две попытки суицида. Однако и такое положение довольно опасное:
- Любая попытка, любой суицид - это много! Пусть даже это будет один-два в месяц, когда человек лишает себя жизни - это проблема, это тяжело и для родственников, и в целом для общества, - говорит Светлана Пошолченко. - Казахстан занимает одно из ведущих мест среди бывших стран СНГ по числу суицидов. Это печальная статистика, и это как среди подросткового населения, так и среди взрослого. Внутри по республике у нас всегда были среднестатистические показатели, сейчас в целом есть незначительное превышение.
По словам эксперта, ситуация с детским суицидом на этом фоне выглядит более благополучной.
- У нас с начала года было совершено два завершенных суицида: один в Шалкарском районе, один в городе. Детям по 14 и 15 лет. Это суицид, совершенный путем повешения. В этом году было 3 попытки суицида за первый квартал. По сравнению с прошлым годом, этот показатель значительно улучшился, потому что в прошлом году было 11 попыток. С детьми такая ситуация, потому что они практически все посещают школы, либо колледжи, либо вузы. Здесь у нас уже тактика, алгоритм действий отработан. При каждой попытке подросткового суицида, если ребенок попадает в медицинское учреждение, сообщается в прокуратуру и нам. К этим детям выезжает мобильная группа. Мы полностью проводим диагностику и консультацию. Если у ребенка депрессивное состояние, или все-таки психическое расстройство, начинается лечение. Если это была какая-то психологическая травма, стресс, то мы проводим первичную психокоррекцию и тут же подаем этих деток на дальнейшую работу в отделы образования. Тогда уже подключаются учителя, психологи, молодежные центры. Так, за ребенком наблюдает в течение года. Помимо этого, ведется работа и с близкими.
Ходят к шаманам
По словам эксперта, ситуация с профилактикой суицидов среди взрослого населения хуже, потому что они не хотят лечиться:
- Со взрослыми тяжелее, потому что чаще всего, если человек после попытки суицида попадает в медицинское учреждение, он не имеет конкретной прописки, либо дает неправильный адрес, и чаще всего они не работают, - продолжила Светлана Пошолченко. - В дальнейшем отследить и какие-то профилактические работы проводить трудно. Многие скрывают, что у них был суицид. Если после больницы психолог направляет его в поликлинику по месту жительства, к врачу они не доходят. В нашем обществе такой менталитет и стигма такая, что если обратился к психиатру, то всё: тебя ставят на учет, ты становишься психически больным, тебя заколют, и станешь овощем. Поэтому родственники периодически скрывают это. Даже если были неоднократные попытки суицида, они ездят по святым местам, к каким-то шаманам, знахарям, но к официальной медицине не обращаются.
«Голоса приказывали бросится из окна»
Как говорит Светлана Пошолченко, подобные лже-убеждения и предрассудки по поводу психических проблем приводят к трагедиям:
- Иногда ко мне на консультацию приходят детки, у которых явные мысли о суициде: у них изрезаны руки, бедра, они пили таблетки, но родители отвергают это и отказываются верить, что у ребенка проблемы. А без согласия родителей мы ничего не имеем права делать. 5 лет назад 15-летний подросток вышел выносить мусор. Мама услышала во дворе шум, посмотрела в окно, оказывается, ее сын выбросился с 5-го этажа. Он, слава Богу, остался живой. Меня вызвали в реанимацию детской больницы, и ребенок стал говорить, что слышал голоса, которые ему приказывали броситься из окна. Когда мы стали разговаривать с мамой, она категорически это отрицала. Сказала, что он ударился головой, никаких голосов нет, никакого отклонения нет. И отказалась от любой коррекционной работы, консультации и медикаментозного лечения. Через три года сын попал в психиатрическую больницу, но ребёнок уже к тому времени совершил 2-3 попытки суицида. Поэтому он получил у нас уже длительное лечение. То есть, в любом случае она просто потеряла время. Если дети говорят, что им требуется помощь психолога, то надо к этому прислушиваться. К сожалению, именно родители часто не дают нам вести терапию.
«Раз вы ко мне так относитесь, я выпрыгну из окна»
Как говорит, эксперт, есть несколько типов суицидального поведения, характерных как для взрослых, так и для детей.
- Население не знает, какие бывают виды суицида, - говорит Светлана Пошолченко. – Первое: есть суицид импульсивный, который совершается в порыве какого-то аффекта. Например, выпивали, кто-то кого-то приревновал и пытается закончить жизнь суицидом. Или была драка, оскорбление, человек потом долго переживает и совершает суицид. Импульсивный суицид возникает мгновенно на какой-то раздражающий, провоцирующий фактор. Можно ли предотвратить? Да, если в этот момент с человеком кто-то окажется рядом и просто с ним поговорит, обнимет, успокоит, потому что аффект долго не продолжается. По моему опыту эта самый распространённый вид суицида у нас.
Второе: есть манипулятивный или демонстративный суицид. Очень часто распространён среди подростков или женщин, когда, выдвигая какие-то требования, начинаются манипуляции. «Если ты мне что-то не сделаешь, то я убью себя». При манипуляции вроде бы человек не хочет закончить жизнь, но бывает, что он что-то не рассчитал, и жизнь может оборваться. Например, в Алматы ребенок-шестиклассник манипулировал тем, что плохо учился, на него ругались преподаватели, были тяжелые отношения с одноклассниками, родителями. И он сказал: «Раз вы ко мне так относитесь, я выпрыгну из окна». Он открывает окно и прыгает. Первый этаж, что ребёнку будет? Ничего, он приземлился спокойно, получил небольшие ушибы. К нему сразу пристальное внимание учителей, родителей, психологов. Ему это понравилось. Через какое-то время, когда всё утихло, он опять выпрыгнул в окно и опять получил внимание. В третий раз, когда он выпрыгивает в окно, на земле оказался строительный мусор. Ребенок упал на арматуру, побитое стекло и погиб.
Третий суицид - истинный. Встречается гораздо реже, когда человек в силу какого-то стрессового расстройства, жизненного кризиса впадает в тяжелые условия и видит, что выход только в уходе из жизни. Это может и кредит, потеря работы, смерть близкого человека, разводы тоже могут быть. К такому суициду человек длительно готовится, все просчитывает. Истинный суицид можно предотвратить, потому что не бывает, чтобы человек готовился к суициду и об этом никто не знал. Любой человек своим поведением, высказываниями даст знать, что он готовится: «Вам без меня будет лучше», «Вот я уйду, будет хорошо». Дети очень часто раздают какие-то игрушки свои, прощаются. Был такой случай, когда девочка попала в больницу после того, как выпила лекарства. Мама говорила, что у нее было ощущение, что дочка до этого с ней прощалась, говорила ей: «Мамочка, я тебя так люблю».
Светлана Пошолченко просит актюбинцев не бояться врачей и обращаться за помощью при надобности:
- Если друг к другу не будем равнодушны, будем замечать такие моменты и обращаться к специалисту, то суицид можно предотвратить, - говорит Светлана Пошолченко. - Если вы услышите, что ваш родственник или друг выскажет мысли о нежелании жить, если изменилось поведение, можно спросить прямо: «Нет ли у тебя мыслей о суициде?». Многие боятся задавать такие вопросы, но если человек пойдет на контакт и скажет, что не хочет жить, не надо округлять глаза, делать импульсивные реакции. Доброжелательно просто начать спрашивать и разговаривать – и мотивировать обратиться к специалисту. В каждой поликлинике есть психологи. Каждый врач, невропатолог, врач общей практики имеет навыки общения, и, в случае чего, он увидит депрессивное состояние. То есть, не нужно бояться медиков. Если есть психическое заболевание, то это не приговор. Получив лечение, человек и дальше сможет продолжать свою жизнь так же. Если вы обратились в психиатрическую больницу, то бояться тоже нечего. Человек, получая лечение, конечно, будет наблюдаться у психиатра, но по выздоровлению, по прошествии времени, имея стабильное психическое состояние, автоматически снимается с учета.
Смертельных игр нет, но расслабляться не стоит
По словам Светланы Пошолченко, на данный момент в Казахстане не зарегистрировано не одного случая суицида из-за так называемых смертельных игр. Но все же эксперт просит родителей обращать внимание на то, что ребенок делает в интернет-пространстве:
- Сейчас, к нашему огромному счастью, суицидальных игр на данный момент на территории Казахстана не зарегистрировано, нет случаев, чтобы ребенок совершал попытку или суицид под действием игры, как раньше были «Синий кит», «Красная сова». Но родителям все равно нужно проверять, как дети проводят свое время, если нет игр, но есть инструкции, как совершить суицид. Был случай, когда 10-летняя девочка выпила таблетки и на вопрос, как она решила, какие таблетки выбрать, сказала, что нашла инструкцию в интернете. Поэтому родители пусть просматривают, какие сайты посещают в интернете и с кем общаются их дети.
Куда обращаться за помощью?
Кризисный центр для жертв бытового насилия: 8 771 119 51 79.
Круглосуточный телефон доверия центра психического здоровья (анонимно для взрослых и детей): 53 43 10, 53 43 21.
Общереспубликанский телефон доверия: 150.
Телефон доверия управления образования: 8 702 031 25 52.
Автор: