Из ностальгии с любовью: почему жители Актобе бросились на поиски «белого золота»?

Магазин раритетов стал музеем советской эпохи. Деньги за просмотр пока не берут.
Репортеры «АТ», посетив магазин товаров, пришедших из прошлого, отыскали ответы на многие вопросы. Зачем приезжие из Китая скупают советские значки? Кто является автором сервиза с рыбками, который бережно хранили во всех сервантах СССР? Мы разузнали о судьбе королевского фарфора из Британии и выяснили, почему современная молодежь увлеклась модой на восьмидесятые. А также определили, где в действительности пролегают границы ностальгии.
Ренат ТАИПОВ
Словно коктейлем из восторга и тоски наполняешься после посещения актюбинского магазина раритетов. «О, такой вот молочник был у моей бабушки», - держишь его в руках и вспоминаешь давно отзвеневшие чаепития, на которые собиралась наша некогда большая семья. Разливая чай по кисайкам, бабушка непременно у каждого спрашивала: «Тебе с «М» или без «М»? Лично я тогда любил с молоком. А как бабушки не стало – разлюбил.
На другой полке замечаешь чернильницу в виде головы собаки. Находчивые курильщики использовали ее в роли пепельницы.
В нижнем отделе витрины красуется непременный атрибут любой советской квартиры – сервиз с рыбками. Первоначальный дизайн «Семейства карпов» нарисовала в далеком 1955 году чета тбилисских художников, а позже слегка измененных «рыбок» тиражировали несколько фарфоровых заводов из разных уголков СССР.
Видное и почетное место в магазине раритетов занимает радиола «Урал».

Мечта меломана
- Она в идеальном состоянии, звук превосходный! – произносит владелица магазина Наталья Тимершина, подловив восторженный взгляд репортеров, захваченный радиолой. – У нас было несколько проигрывателей. Один вот недавно купила девушка, она живет по соседству. Есть и пластинки. Очень много молодежи сейчас увлекается винилом. Чаще разыскивают зарубежные пластинки 60-х годов, но…
Не успела Наталья перечислить все предпочтения актюбинцев, как в магазин буквально влетает та самая приобретательница советского проигрывателя. Невысокого росточка, она лавирует промеж репортеров, бросив: «Меня только не снимайте!» - и ныряет в коробки с пластинками. Достает из стопки Высоцкого, находит концерты Рахманинова и эстрадные песни 70-х. А на просьбу сфотографировать хотя бы пластинки, обхватывает их руками: «Только не покупайте! Это уже моё!»
- Винил у вас действительно нарасхват, - улыбаются репортеры и спрашивают у Натальи: – А чем еще интересуются актюбинцы? И много ли среди них коллекционеров?
- Сейчас очень популярно стало снимать на винтажные пленочные фотоаппараты, - отвечает хозяйка. – Ищут разные модели. Ходят к нам несколько парней, которые меня сами консультируют по истории этих аппаратов, их техническим возможностям. А еще молодежь у нас разбирает значки. Не только глазеют, но и покупают. Им интересно – нашли, допустим, значок из «Артека», нацепят - и бегут в школу такими счастливыми!

Кадр из сериала «Очень странные дела».
В мировом тренде
Извечно ли каждое новое поколение испытывает интерес к предметам быта предыдущих десятилетий? Ответить на этот вопрос трудно. Лично я за своими родителями такого не замечал. Возможно, сказался слом эпох и кардинальное переустройство быта. Советская эпоха для современной молодежи представляется чем-то необычайно удивительным, светлым, ламповым. Невольно поддерживают этот тренд и зарубежные киноленты, среди них – весьма популярные «Очень странные дела». Сериал рассказывает о приключениях детей из восьмидесятых, увлеченных игрой «Подземелье и драконы». И пусть эта «настолка» была популярна тогда лишь в США, а дети из Союза о ней даже не слышали. Но в сознании современных поколений всё смешано. И ностальгировать можно не только по пережитому самим собой или твоими родителями.
- Часто к нам в магазин заходят в поисках различных предметов для тематических вечеринок, скажем, в стиле восьмидесятых. Для фотосессий что-нибудь часто приобретают, к примеру, ко Дню Победы, - говорит Наталья. – Что-то покупают, а иногда мы даем в аренду.
Для перепродажи
Актюбинцы посещают магазин не только из чувства ностальгии. Иных приводят сюда и меркантильные интересы. Как рассказывает Наталья, очень много советских значков скупили жители Поднебесной, приезжающие в Актобе. Вполне возможно, что, возвращаясь в Китай, они передают полученные образцы небольшим фабрикам, на которых штамповка «советских» значков поставлена на поток.
Предприимчивые горожане покупают для перепродажи фарфоровые статуэтки, которые в Актобе стоят не слишком дорого, а вот за рубежом ценятся очень высоко.

Наталья Тимершина: «Кто-то покупает дом с мебелью и старыми вещами, у кого-то уходят родственники, от них вещи остаются. И многие люди все эти сокровища просто выбрасывают на помойку. Даже не знают, что вещи могут принести прибыль и украсить чью-то коллекцию».
Долго не задерживается
Не мало в нашем городе и настоящих коллекционеров «белого золота» - так в среде знатоков называют фарфоровые посуду и статуэтки. Естественно, любовь к керамике не ограничивается только изделиями советских заводов. Востребована и продукция заграничных фабрик.
- Один раз был у нас предмет веджвудского фарфора (британская фабрика, открытая в 1759 году Джозайей Веджвудом, дедушкой Чарльза Дарвина, поставлявшая сервизы в королевские дома Европы. – Авт.). Он у нас долго не простоял. Сразу же по звонку ушел, - вспоминает Наталья. - Но с веджвудским фарфором тяжело работать. Он часто приходит со следами бытования. Некоторые удивляются: «И зачем это вы такую битую посуду продаете?» А заядлый коллекционер не обращает внимания: если средства позволяют, то сразу покупает.

Старые книги пользуются популярностью у молодежи.
Нашли занятие
Немало в магазине и всевозможной техники – швейные машинки, «доисторические» кухонные комбайны, VHS и DVD-плееры.
- Ажиотаж с проигрывателями случается в основном к Новому году, - объясняет хозяйка магазина. - Когда у людей появляется свободное время, они вспоминают про диски, кассеты, на которых записаны семейные торжества. Хотят пересмотреть, оцифровать. Приходят к нам и за дисками с фильмами. Особенный ажиотаж был в январе прошлого года. В связи с известными событиями, в городе не было Интернета, телевидение отключили. Вот люди и вспомнили, что можно диски посмотреть.

Музей без билетов
Актюбинцы, первый раз попавшие в магазин редкостей, реагируют на ассортимент по-разному.
- Я даже как-то в соцсетях пост опубликовала с заголовком «130 квадратов барахла». У нас магазин с такой квадратурой, - улыбается Наталья. – Некоторые приходят и спрашивают: «Зачем вы здесь такую барахолку развели?» А другим всё нравится. Даже если не покупают ничего, просто приходят посмотреть и подышать, понюхать и потрогать. «Будто в музее побывали», - говорят. «Ну, раз музей, то оставляйте плату за просмотр», - смеюсь я тогда. А вообще, мы за просмотр денег не берем.
Репортеры «АТ» не стали уподобляться описанным категориям посетителей магазина. Но мы всё потрогали, всем надышались, провели фотосъемку. А еще купили несколько оловянных солдатиков. Лично у репортера «АТ» таких никогда не было. Были советские – пластмассовые, а еще пластилиновые. А теперь вот есть оловянные, как в сказке.


Советские значки раскупают гости из Поднебесной.

Посуда из дерева еще не нашла своего ценителя.

Чехов не случайно оказался на этой полке. Рядом с портретом лежит несколько кляссеров. Антон Павлович и сам был увлеченным коллекционером почтовых марок. Собранная им коллекция представлена в Ялтинском Доме-музее писателя, она насчитывает 15 000 марок.

«Белое золото» манит: прикупив одну статуэтку, трудно избавиться от соблазна приобретать еще и еще.

Невзрачный, на первый взгляд, молочник может стать гордостью любой коллекции. Он создан на Дмитровском фарфоровом заводе – прямом наследнике Гарднеровской фабрики, основанной еще в 1754 году.

Знатоки называют фарфоровые статуэтки «белым золотом».

Магазин раритетов стал местом встречи актюбинских коллекционеров. В антикварную лавку постепенно превращается комиссионный магазин, открытый в Актобе 6 лет назад. Для бывалых собирателей предметов прошедших эпох он уже давно стал настоящим Клондайком. А для актюбинской молодежи магазин раритетов становится окном в удивительный мир коллекционирования.

