Как основатель Актобе родственником Пушкина оказался



Корреспондент «АТ» провел исследование истории семьи отца-основателя укрепления Ак-Тюбе. Отыскал след декабристов в его родном доме. И вышел на связь с Орденом Всех Рогоносцев. Написано языком выспренним, чему способствуют инсинуации предмета самой публикации.

Ренат ТАИПОВ, статья от 3 июня 2021 года


В очередной раз вернувшись в редакцию из бесплодных своих отъездов, задумал я ко дню рождения поэта статью посвятить. Но вот незадача: город наш – не Уральск, и поэтическое солнце к нам не заглядывало, мною знаваемые старые пушкинисты давно уже очи смежили. И сам город более чтит год открытия парка Пушкина, нежели date d'anniversaire самого поэта.

Оставив было поиски актуальности пушкинской темы, погрузился я в изучение другого вопроса: когда и кем наш город, собственно, был заложен?

В первой половине мая года 1869 к урочищу Ак-Тюбе для поддержки отряда казаков, здесь уже стоявшего, подошли две роты пехоты, еще одна казачья сотня, да 14 орудий. Сим подразделением командовал 33-летний флигель-адъютант Юрий Борх. Фамилия эта показалась мне не только причудливой, но и весьма знакомой.


Юрий Борх (1836-1911), основатель Актобе


Райское место

Уже 19 мая в полдень под пушечный залп граф Борх с офицерами и прибывший Тургайский генерал-губернатор Лев Баллюзек распили шампанского и официально на двух холмах заложили военное укрепление Ак-Тюбе. Рядовые при том довольствовались водочным угощением.

Баллюзек слыл не только страстным сторонником просвещения казахского населения, но и большим любителем охоты. Добыв волка, дроф, подстрелив всякой мелкой пернатой живности, губернатор отбыл в Оренбург и не уставал восторгаться: «Урочище Ак-Тюбе – райское наслаждение!»

Сколь долго граф Борх оставался в укреплении - достаточных биографических сведений нет. Но известно, что бывшие с ним солдаты на холме нашем белом «закреплялись» и становились первыми актюбинцами.

К дуэли с Дантесом

Посему отцом-основателем нашего города вполне можно считать графа Юрия Борха. Фамилия эта и стала для меня нитью актуальности и связующим мостом между историей Актобе и судьбою поэта. Забегая вперед, напомню: Борхом подписан тот гнусный пасквиль – врученный Пушкину диплом Ордена всех рогоносцев. Принято считать, что именно он послужит спусковым механизмом в дуэльной истории поэта с Дантесом.

Отцы и деды

Борхи – род древний, история его корнями своими уходит в Испанию. Дед нашего Юрия – Михаэль фон дер Борх родом из Лифляндии, был фаворитом последнего короля польского и великого князя литовского Станислава Понятовского. Деятельно увлекался науками, в особенности минералогией. Вел активную переписку с Бернулли и Вольтером, Палласом и Гете. По себе оставил добрую память, наследство великое: богатейшую библиотеку и не уступающую ей коллекцию самоцветов.


Михаэль Борх (1751-1810) снискал славу в науках


Семерых детей Михаэля Борха природа наделила меньшими талантами. Злые языки говаривали, что сын его Александр Михайлович не по любви, а выгоды ради женился на Софье Лаваль, благодаря протекции тестя, добился места в Коллегии иностранных дел. Так или иначе, но прожили они вместе 34 года.

Старший их сын – наш Юрий. Рос он в Петербурге в окружении роскоши. В особняке Лавалей, куда впоследствии переедут его родители, собраны были уникальные коллекции картин. В их числе полотна Рембрандта и Рубенса. А еще 300 ваз италийских да греческих, 300 античных бронзовых вещиц затейливых, 30 предметов искусства из Египта возраста древнего – II тысячелетия до Рождества Христова. А мраморный пол вывезен был со дворца императора Тиберия на острове Капри.

Связь с декабристами

Изначально дом с коллекциями должен был отойти в наследство не матери нашего Юрия, а ее старшей сестре – Екатерине Лаваль. В браке она состояла с князем Сергеем Трубецким. Молодая чета жила с ее родителями. Потому на первых этажах часто собирались видные деятели тайного общества, готовившие декабрьский переворот в России. Здесь же в ночь на 14 декабря 1825 года Трубецким и Рылеевым составлен был «Манифест к русскому народу».

После провала восстания часть декабристов попыталась укрыться у Лавалей. Но дом окружили - зачинщиков поймали.

Из этого особняка Екатерина Трубецкая пустится вслед за своим мужем, отправленным в ссылку в Сибирь. Сценой прощания Екатерины с отцом и домом зачинается поэма Некрасова «Русские женщины». Из ссылки она, в отличие от мужа, не вернется. Найдет упокоения в земле сибирской, погибнув в 1854-ом от рака.


Екатерина Трубецкая (1800-1854) - тетка Юрия Борха, первая декабристка


Таким образом, родной теткой основателя нашего города является первая декабристка Екатерина Трубецкая, урожденная Лаваль – вышний образец достоинства и самоотверженности.

«Живет с форейтором»

Дядя нашего Юрия, родной брат отца Иосиф Борх таковыми добродетелями, судя по всему, не обладал. Зато в кругах узких славился иными талантами.

27 января 1837 года за час до дуэли Пушкину и секунданту его Данзасу попались спешащие в карете, запряженной четверней, Иосиф Борх с женою Любовью Голынской. Поэт посмотрел им вслед и сказал другу: «Вот две образцовые семьи. Ведь жена живет с кучером, а муж с форейтором».

Фраза эта потребует объяснения и станет ключом к новому прочтению той драмы, которая приведет к гибели Пушкина на дуэли.


Сергей Уваров - частая цель эпиграмм Пушкина и мужеложник


Под форейтором (помощником кучера) острый на язык поэт понимал министра просвещения, президента Академии наук и главного цензора Сергея Уварова. С которым Иосиф Борх состоял в противоестественной связи, получая от того разные привилегии. Уваров славился подобной щедростью и уже не раз оказывался объектом эпиграмм Пушкина. «В Академии наук заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что ж…па есть». Здесь высмеян еще один уваровский фаворит.

Личный гарем императора

Кучером в шутке, нарожденной за час до гибели, Пушкин назвал самого императора Николая I. Любовницей коего и являлась жена Иосифа Борха. По мнению историков, Николай прозвищем Палкин, славился большой любвеобильностью. Писали позже, что «женский светский аристократический Петербург составлял личный гарем царя».

Жена Иосифа Борха – Любовь Голынская – приходилась родственницей Наталье Гончаровой. Будучи ровесницами, называли они друг друга кузинами. В петербургском свете появились прелестницы одновременно.

«Мадам Борх только что вышла замуж. У нее красивые, ярко-синие глаза; небольшого роста, миниатюрная, с очень маленькими прелестными ножками, ничего особенного в фигуре, самодовольный вид, не особенно умна, но весьма соблазнительная. Движется и танцует неграциозно», - так описывала ее в своих дневниках одна дама из высшего света.

Затмевала на балах всех Наталья Николаевна, к тому времени уже вышедшая за Пушкина. Росту высокого – 175 сантиметров, пышные перси имела при талии в 42 см. На балах и не только при такой фигуре летала - туфельки носила 36-го размера.

Император сразу, еще в 1831 году, глаз положил на обеих.

«Не кокетничай с царем»

Для описания дальнейших событий надобно читателю принять пусть не за истину, но за гипотезу мнение последнего поколения пушкинистов. Ревизионистская когорта коих уверена: Наталью Гончарову до наглости настойчиво добивался сам император. А никак не Дантес, за которым известна была одна наклонность - членство в ордене мужеложцев.

Иосиф Борх и Александр Пушкин оказались в схожих обстоятельствах. Взамен общества их жен император начал осыпать каждого «почестями». Обоим присвоили низшее придворное звание камер-юнкера. Правда, в случае с Пушкиным, такая милость выглядела скорее издевкой. Поэту в момент назначения уже исполнилось 35, а Борху - на десять лет меньше. Роману жены с императором Иосиф Борх, судя по всему, никак не противился. Измены душа поэта вынести не могла.

В октябре 1833 года из Болдино Пушкин пишет жене: «Не кокетничай с царём...» И позже: «Ты, кажется, не путём искокетничалась... Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу; есть чему радоваться!»

Возможно, родила

Один из ревизионистов Владимир Козаровецкий (ныне здравствующий) уверен, что Наталья Николаевна все-таки ответила императору взаимным интересом – попросту отдалась. А в 1834 году, возможно, даже зачала от него. По одной версии выкинула, по другой – все-таки принесла в подоле малышку.

В 1835-ом отношения Пушкина со двором стали очень плохи. В это время царь и его поверенные, дабы отвести сплетни, наущают Дантеса начать ухаживать за Натальей Николаевной. У «французика» выходит это весьма успешно.

4 ноября 1836 года Пушкин и его друзья получают анонимный пасквиль - пресловутый диплом рогоносца. Вот его текст: «Полные кавалеры, Командоры и кавалеры Светлейшего Ордена Всех Рогоносцев, собравшихся в Великом Капитуле под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена Его Превосходительства Д.Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором Великого магистра Ордена Всех Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь граф И. Борх».



Иосиф Борх в объяснении причин включения в орден уже не нуждается. С Нарышкиным также просто – он рогоносец дважды. Жена его 14 лет была любовницей царя Александра I, а потом сбежала от обоих в Париж с флигель-адъютантом. Вот помощником Нарышкина, награжденного рогами по воле и страсти прежнего императора, Пушкина и назначают. В тот же день, 4 ноября, поэт вызывает Дантеса на дуэль. До нее дважды встречается с царем, грубит государю. Дальнейшее известно. 27 января. Черная речка. Ранение в бедро. 46 часов невыносимых мук.

Главное достижение – Ак-Тюбе

Вернемся к нашему Юрию Борху. В политических заговорах (как тетка) не уличен, в Сибирь не ездил за суженной. В любовных интригах (как дядька) тоже замечен не был. Сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до генерал-лейтенанта. Участвовал в Крымской и Русско-Турецкой войнах. При жизни отца своего Александра Борха очень вольно обращался с деньгами. Якобы долгов наделал, чем разорил батюшку. Отчего с тем – директором императорских театров - случился удар смертельный. Женат Юрий был по большой любви на Варваре Чичериной, но в браке они были несчастны. Сын Борис, рожденный в 1859-ом, стал чиновником. 11 лет служил вице-губернатором Сувалкской губернии, что некогда располагалась на землях Беларуси и Польши.

Умер Юрий Борх, по некоторым данным, в 1911 году равно далеко от Петербурга и от основанного им города – во Владикавказе.


Основатель Актобе с женой Варварой Чичериной (1839-1910)



Александр Борх (1804-1867), отец основателя Актобе, руководил императорскими театрами всей России



София Борх, урожденная Лаваль (1809-1871), мать основателя Актобе, занималась благотворительностью

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031