Актюбинцы предотвратили экологическую катастрофу в Алге
В Актюбинской области остановили все работы по ликвидации остатков Алгинского химического завода. Проект окончательно признан незаконным. Этого удалось добиться только благодаря нескольким судам актюбинского общественного объединения с министерствами энергетики и экологии.
Остатки борно-кислотного производства видел каждый, кто бывал в Алге. Рядом с огромными безжизненными сооружениями на въезде в городок располагаются 2 шламонакопителя с опасными химическими отходами. Только на самой территории химзавода в 300 га их около 730 тысяч тонн.
В этом году в Актюбинской области должны были приступить к их ликвидации, однако общественному объединению «Эко Камкор» удалось остановить работы по проекту.
Отозвали заключение госэкспертизы
Судебные тяжбы между ОО «Эко Камкор» минэкологии, минэнергетики и госэкспертизой, продлились больше года (разрабатывало проект АО «Жасыл Даму», подведомственное минэнергетики. -Авт.).
Экологи прошли через экономический суд Нур-Султана и суд апелляционной инстанции. Там иски ОО «Эко Камкор» об отзыве положительного заключения госэкспертизы по проекту не удовлетворили. Актюбинские экологи обратились в Верховный суд, и только в этой инстанции им удалось найти подтверждение своим доводам, и дело было отправлено на пересмотр.
Точку в этом деле поставили 9-го апреля. Апелляционная коллегия удовлетворила апелляционную жалобу и отозвала положительное заключение госэкспертизы в части раздела «Оценка воздействия на окружающую среду». Говоря простым языком, проект признали незаконным и не имеющим ценности.
Куда делся миллиард?
Вот только конкурс на проведение работ по проекту объявили ещё 24-го февраля этого года. Соответствующую заявку нам удалось найти на сайтах с тендерами и госзакупками.
Так, акимат Актюбинской области предложил контракт на сумму в 6 851 млн тенге, (что странно, ведь изначально сумма проекта оценивалась почти на миллиард больше!). Планировалось выделить 6 млрд 982 млн из республиканского бюджета и 775 млн – из местного. Итого – 7 млрд 757 млн тенге.
Тендер продлился до 10-го марта.
Никакие работы не проводились
Репортёр АТ направила журналистский запрос на имя акима области, в котором поинтересовалась, кто стал подрядчиком, приостановили ли проект и успели ли провести какие-либо работы. Ответ мы получили из управления природных ресурсов и регулирования природопользования.
«Из областного бюджета в 2020 году на реализацию проекта были выделены 180 870,0 тыс. тенге, из республиканского бюджета 1 808 699,0 тыс. тенге, - значится в ответе за подписью руководителя управления Жаксыгали Иманкулова. - Открытый конкурс государственных закупок по проекту не состоялся, в связи с этим реализация проекта не начата, никакие работы не проводились, финансовые средства не осваивались. Все процедуры по проекту были остановлены 30 апреля т. г. после получения официального уведомления министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. В связи с тем, что отходы бывшего Алгинского химического завода являются республиканской собственностью, решение о дальнейшей реализации проекта будет принимать Министерство».
Мы направили запрос и в минэкологии, но ответ пока не получили. В дальнейшем репортёры АТ планируют узнать, понесёт ли кто-то наказание за признание проекта законным.
Яды могли попасть в организм человека
Наша газета уже писала об ошибках проекта, выявленных ОО «Эко Камкор». Напомним их читателям.
- Почему мы так ужаснулись, когда познакомились с этим проектом? - говорит эколог ОО «Эко Камкор» Каиркул Жубатканов. - Потому что в нем не было оценки степени общего негативного воздействия на окружающую среду от самых опасных отходов. Ни слова. Указывались выбросы в атмосферный воздух от сварочных работ при монтаже ограждения и бытовые отходы, образуемые в процессе строительных работ. То есть оценка проведена только в отношении строительства на чистом поле, без учета самих опасных отходов. Суть не указывается. Нет никаких данных о том, какие негативные последствия могут быть в процессе захоронении самих отходов. Но это тоже будет сопровождаться отрицательным воздействием на окружающую среду, а ОВОС должна охватить все вопросы, этого требуют нормативные документы.
Между тем, вещества, которые сегодня залегают на месте бывшего химзавода, чрезвычайно опасны. А мер предосторожности при обращении с ними в проекте предусмотрено не было.
- При попадании в организм человека они могут вызывать затяжные хронические заболевания, включая раковые, и имеют свойство к биоаккумулированию (накапливанию), - объясняет эколог. - В то же время проектировщик указывает, что в работе с отходами соблюдения мер предосторожности не предусматривается! Это означает, что, допустим, при грузе экскаваторами отходов в машину, какие-то осадки в ней останутся. А после рабочего дня она вернется в город или на заправку. Когда она едет, часть отходов уносится вместе с ней. Они будут распространяться по жилой территории! Частичное попадание ядов в организм человека при этом проекте неизбежно.
Немаловажно и то, что при подготовке проекта его авторам удалось обойти один из этапов проверки - технико-экономической оценки воздействия, где должны были расписать альтернативные решения. Всё потому, что разработчики отнесли проект к текущей программе, а из-за строительства полигона ей полагалось быть бюджетной.
Ну, и самое очевидное, - это ошибка в самом названии проекта. В экологическом законодательстве РК, как поясняет Каиркул Жубатканов, нет понятия «ликвидация». Есть только «утилизация» или «удаление».
За 20 лет ареал загрязнения не уменьшился
Несмотря на то, что остановка неправильного проекта – это большая радость, промедление с утилизацией отходов тоже ничем хорошим не оборачивается.
Завод располагался совсем рядом с рекой Илек, а в шламонакопителях для отходов не было противофильтрационных экранов. Это значит, что токсикантам ничего не мешало проходить через почвы в реку. И не мешает проходить до сих пор: Илек – один из самых грязных водоёмов республики. А бор, как известно, относится к веществам, которые очень устойчивы к окружающей среде.
Так описывали территорию промплощадки бывшего завода актюбинские экологи более 10 лет назад:
«По данным геоэкологического обследования территории, выполненного в 2008 году, в подземных водах вблизи шламонакопителя были выявлены превышения ПДК по бору, фтору, брому, марганцу, натрию, магнию, стронцию. В поверхностных водах наибольшие содержания бора, фтора, фосфора отмечены в водах шламонакопителей. В р. Илек высокое содержание бора (20 - 40 ПДК) было отмечено в «центральной части» реки Илек непосредственно в районе шламонакопителей АХЗ. В р. Илек выше АХЗ превышений концентраций бора и фтора не было отмечено, - пишут исследователи. - На территории Алги в разных частях отмечались повышенные содержания меди, свинца, цинка, серебра, бария, стронция, фосфора, олова, мышьяка, бора, железа, ртути, фтора. При рассмотрении карт загрязнения было показано, что большая часть аномальных зон сосредоточена в северной части города, примыкающей к территории завода, а также вдоль автомобильных трасс, идущих от завода как в г. Алга, так и в Актобе. При сопоставлении результатов геохимической съемки 1988-1990 годов с результатами, полученными в 2009 году, было выявлено, что загрязнение почвы на промплощадке практически не изменилось и соответствовало уровню 1990 года».
Это значит, что удаление опасных отходов и сегодня жизненно необходимо. Вот только проект по удалению не должен навредить людям ещё сильнее, чем его отсутствие. Власти Алги, кстати, ранее высказывали надежды обустроить на месте завода индустриальную зону или транспортно-логистический центр.
Анна КУЗЬМИНА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: