Фатима или красавица в красном камзоле
В этом году наша страна отмечает 550 лет Казахского ханства. Окончание этого института правления поставило некую точку в истории. Но великая супружеская пара помогла Казахстану открыть в своей книге жизни новую страницу.
Бедное наследство досталось 22 летнему Жангиру хану Букеевской орды. Судите сами: народ кочует, казна пуста, и эта вечная вражда родов за лучшие пастбища. На свою голову молодой хан влюбился в пятнадцатилетнюю Фатиму - дочь оренбурского муфтия, татарина Мухамеджана Гуйсейнова.
Девушка отличалась не только редкой красотой, она была умна и образована. Свадьба состоялась в октябре 1824 года. Хан поселил жену в просторную юрту. Спустя год столица империи была потрясена восстанием декабристов. Жангир спешит к Николаю I со словами поддержки. Царь оценил движение сердца молодого хана и пригласил его с женой на торжества по случаю коронации на престол. Жангир представил царю свою жену. В отличие от остальных дам, поверх платья Фатима одела красный камзол на медной застежке. Мочки ушей и пальцы ханши украшали традиционные казахские сережки и кольца. Ханша была приглашена на танец императором. Фатима легко и грациозно кружилась в вальсе с Николаем I.
- Как же Вы живете в степи среди людей, отдаленных от цивилизации? – спросил ее Николай I.
Прекрасная ханша ответила словами поэта:
- Мой Государь, нам дым отечества сладок и приятен.
Слова ханши, говорят, шепотом передавались по залу. После торжества Государь и Государыня приняли ханскую чету, и после близкого знакомства царь щедро одарил ханшу бриллиантовым фермуаром и соболями.
Жангир и Фатима были молоды, образованны. Они и не думали «сладко есть и долго спать» и живо обсуждали положение подвластного им народа. И надо отдать им должное, Жангир и Фатима перевернули жизнь в орде. В 1827 году Жангир строит в орде просторный деревянный дом. Фатима окружила его сосновыми посадками. Дома стали ставить султаны и старшины. Простые мазанки из глины скоро возникли по всей орде. Казахи стали косить сено, доить коров, заготавливать топливо. Начался переход к оседлости.
Неутомимая ханша заразила мужа идеей проведения ярмарок. Ярмарка – это деньги. С товаром в орду стали съезжаться купцы со всех городов России. Ханша требовала, что бы они везли в степь ткани, нитки, иголки, посуду, ведра, тазы и самовары. Казахи гнали скот со всех уголков орды. На ярмарке 1845 года было продано 208 лошадей, 2 488 крупного рогатого скота и 3 657 баранов.
Степняки заработали более 118 тысяч рублей. Скоро появились свои купцы и приказчики. Они ехали с обозами в самые отдаленные города. Хан Жангир упразднил натуральный налог и ввел денежный. В казне появились деньги. Они пошли на строительство школ и мечетей, содержание ханской администрации и депутатов. Жангир упразднил власть родовых старшин и ввел, скажем так, прямое управление. Ломая вековые устои, он ввел частную собственность на землю. Земля покупалась и продавалась. И это происходило в степи в первую половину 19 века! К слову сказать, депутаты жили с семьями в Ханской ставке и получали жалованье.
В доме хана бывали губернаторы, послы, ученые и путешественники. Ханша умела принимать гостей. «Хан представил нас своей супруге, - вспоминал барон Бюлер. - Она хороша собой. Ханша оказала нам ласковый прием, и подробно расспрашивала о дороге…»
Будучи верующими людьми, Жангир и Фатима пригласили в орду более 150 татарских мулл. В орде было открыто 55 мусульманских школ, где обучались 1300 ребят. В свое время советские историки осудили хана за это. Но Жангир и Фатима отлично понимали, какое благотворное влияние оказывает Коран на юные души.
Хан активно возводил мечети. Были случаи, когда по распоряжению хана, казахов нагайкой загоняли в мечети. Дальше - больше. Первая русская школа открылась в орде 6 декабря 1841 года. Ханша Фатима добилась того, чтобы в школах учились девочки. В школе обучали арабскому, русскому языкам и арифметике. Дети султанов и баев получали среднее и высшее образование. И для них открывалась дорога на государственные должности. К слову сказать, сыновья хана получили воспитание в Пажеском корпусе, а дочери учились в Оренбурге.
Преобразование в орде шло нелегко. Иной раз они сталкивались с неприятием перемен населением: рушились вековые устои. Издержки, конечно, были. Ведь в то время не было дотаций и пособий. Особенно взрывоопасными были зимы и падеж скота. Восстание 1837 года, которое возглавили И.Тайманов и М.Утемисов, нанес немалый урон орде. Восставшие окружили ставку хана. Оказавшись в тяжелом положении, хан Жангир даже подумывал оставить орду, бежать. «Если вы оставите ставку, - сказала Фатима хану, - то навсегда лишитесь ханского достоинства». Она посоветовала ему завязать переговоры с И.Таймановым, тянуть время и торговаться, склонив его к перемирию. Богатые подарки, которые ханша передавала через родную сестру, сделали свое дело. Позже восстание было подавлено.
Через всю жизнь эти два человека пронесли свежесть чувств и нежное отношение друг к другу. В одном из писем хан называет Фатиму любезной женой и просит своего товарища Карелина купить в Москве своей супруге жемчуги, а так же семь аршин атласа вишневого цвета. Хан Жангир умер на 44 году жизни. Его нашли мертвым после визита придворного цирюльника. Последний сбежал. По одной из версий, цирюльник зарезал хана, по другой – побрил его бритвой, смазанной ядом. Историки предполагают, что руками цирюльника царская власть избавилась от строптивого хана, проводившего собственную политику. А институт ханства после этого в Казахстане был окончательно упразднен.
Скоропостижная смерть правителя потрясла орду. «Благополучие орды составляла нашу с ним жизнь, пишет в своем письме к Оренбургскому губернатору ханша Фатима, я была свидетельницей всего этого. И больше всего теперь она боялась, что перемены в орде будут свернуты. Закроются школы, ярмарки, будут разрушены домики степняков и народ повернет в прошлое.
Смерть мужа ускорила и ее уход. Фатима умерла через три месяца после похорон любимого супруга в возрасте 36 лет. В своих письмах к царю она просила его позаботиться о ее детях. О чем могла думать ханша перед своей смертью? Возможно, она вспоминала, как встретила впервые молодого хана Жангира, или как открывались первые ярмарки, а плачущие девочки ехали в бричке на учебу в русские школы, а может, тот танец с Императором? Не знаю. Но я знаю одно. Красавица-татарка оставила глубокий благородный след в жизни казахов.
Арал Сатыбалдин,
директор ТОО «Асыл-Зат»
директор ТОО «Асыл-Зат»
Автор: Редакция