Встретились, чтобы поговорить о религии
В Актобе приехала республиканская информационно-пропагандистская группа по вопросам религии. Доцент ЕНУ имени Л. Гумилева Есбосын Смагулов рассказал о том, какие ошибки допускают журналисты, освещая религиозные темы, кого вербуют в Исламское государство и как не стать жертвой манипуляций.
Елена РЫШКИНА
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
- Есбосын Меркешулы, можете разъяснить читателям «АТ», что такое информационно-пропагандистская группа?
- В состав нашей группы входят представители комитета по делам религий министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Встречаемся с трудовыми коллективами, студентами, представителями СМИ и государственных органов. На наших встречах собираются религиоведы, ученые и теологи. Информационно-пропагандистская группа доводит политику правительства до населения. Одно из самых главных, мы разъясняем понятие «традиционный» и «нетрадиционный» ислам. К сожалению, слово «ислам» сейчас ассоциируется с негативом, ассоциации c экстремизмом и радикализмом. Термины «шахид» и «джихад» используются в антиисламском смысле. Хотя на самом деле, шахид – человек, который отдал жизнь во имя ислама и напрямую попадает в рай. Но большинство обывателей говорят о шахиде, как о смертнике, взорвавшего себя. Таких вещей очень много. К примеру, ИГИЛ, его называют исламским государством, хотя по своей сути оно антиисламское. Наша сегодняшняя встреча была посвящена работе со СМИ. Речь шла о том, как освещать вопросы религии в средствах массовой информации.
- Что вы можете сказать об освещении религиозных тем в печатных изданиях? Насколько казахстанские журналисты компетентны в этом вопросе?
- В СМИ встречается много искажений, где-то сознательных из-за влияния западной политики, где-то неосознанно преподносят ислам в искаженном свете. Тема освещения религии должна вестись толерантно, терпимо и осторожно. Здесь нужно действовать как по клятве Гиппократа – не навреди. Лучше меньше написать, но не задевать чьи-то религиозные чувства. Помните ситуацию с «Шарли Эбдо» во Франции? Есть вещи, которые нельзя преподносить в искаженном, карикатурном варианте. Религия – глубокая вещь, которая задевает человека изнутри. У нас бросаются к крайностям. Кто-то призывает к установлению религиозных норм, другие понимают светскость как атеизм. На самом деле, светскость – не советский атеизм - это уважение религии и духовных принципов. И она предполагает не отделение государства от религиозных объединений, а взаимодействие друг с другом. Нужно налаживать сотрудничество СМИ с госорганами, теологами. Понимаю, журналисты не могут быть специалистами по всем вопросам.
У нас очень мало таких специализированных СМИ. Есть религиозные издания, где работают сотрудники мечетей, церквей. Несколько лет назад на одной из конференций было предложено ввести на журфаке специализацию религиоведение. Но тогда придется делить всех журналистов на категории: политолог, социолог, культуролог. В обычной газете это сделать невозможно. Тем более и журналисты не обязаны разбираться во всем, они должны быть глазами общества. Но при этом надо быть грамотными, осторожными, аккуратными. Тем более в религии бывают вещи на грани деструктива. Особенно, когда речь идет о различных течениях, так называемых сектах. О них тоже надо говорить, но какие-то из них действуют в легальном поле, а есть экстремистско-террористические организации.
В казахстанских газетах бывают мелкие ошибки, когда неправильно называют религиозное течение. Если вы описываете в статье человека, который уехал в зону боевых действий, минимум обращаться к его жизни и рассказывать о семье. Вполне возможно, что там окажется неблагополучная семейная обстановка. Вот, его жизнь заставила идти на такое. Это, как правило, вызывает у читателей сочувствие и в какой-то степени факты из биографии могут служить оправданием его поступков. Создается положительный образ из экстремиста. Нужно описывать его фактическую деятельность.
- Но, как известно, многие из этих людей попадают туда не по своей воле, тем более молодежь с неокрепшей психикой…
- В ИГИЛ работает целая фабрика по подготовке, ведется отбор. И вербуют не только неопытных юнцов. Если смотреть по Астане, то выезжают люди, состоявшиеся как личности. Среди них очень много семейных старше тридцати лет. Есть технологии, которые позволяют идеологически «обработать» почти любого человека. Вербуют бизнесменов, которые могут быть спонсорами. Поскольку ИГИЛ осваивает разного рода информационные технологии, требуются программисты. Нужны люди, которые умеют работать с разными видами оружия и руководить военными действиями. Чуть больше месяца назад из Таджикистана бежал руководитель ОМОНа всего государства. Есть элементы вербовки обещания денег, когда платят несколько тысяч долларов наемникам. Мы не можем, поэтому сказать, что туда попадает только один социальный слой. В последнее время привлекают работников с медицинским образованием, они требуются в активных боевых действиях. Недавно нашли девушку на границе Турции и Сирии. Она – не мусульманка, отличница, знает языки. До этого в Сирию выехал русский актер. На этот крючок может попасться любой человек.
- Сейчас говорят о том, что в качестве вербовки активно используются социальные сети и мобильные приложения.
- Соцсети – инструмент идеологической обработки, так сказать, подготовки. Но когда дело доходит до выездов на зону боевых действий, появляются конкретные люди – опытные вербовщики и манипуляторы. Когда человек вовлекается в какие-то течения, он изначально думает, что идет к чистой вере. И никто его в этот момент не учит совершать теракты и прочее.
Элементарно начинается с чтения намаза, основ Корана и так далее. На определенном этапе начинается деление на своих и не своих. Все, кто не вписываются в их понятия, называются негативными терминами, туда входит и родная семья вербуемого. Постепенно у человека возникает в сознании двоемирие. Сначала это просто неприятие, следующий этап – активные действия вплоть до терактов. Некоторые едут на учебу в медресе на Кавказ, не подозревая, что их ждет. Там учат готовить взрывпакеты, пользоваться автоматом, вербовать новых людей. Прежде всего, нельзя клевать на удочку Интернета и соцсетей. Там действительно используются привлекательные формы. Надо уметь отбирать материал, использовать авторитеты официальных имамов, советоваться с родителями и самое главное, развивать критическое мышление.
Главный научный сотрудник научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий министерства культуры и спорта РК Марлен Муслимов:
- Необходимо больше пропагандировать темы касательно национальных традиционных ценностей. Есть предложение: ввести этнокультурную образовательную часть в стандарт образования. Предмет «религиоведение» в школах внедрен недавно. Министерство образования с комитетом по делам религии обрабатывают новые учебники по религиоведению в средних школах. Пока они на стадии проекта. В книгах будет меняться содержательная часть и широко охватываться тема традиционных ценностей. Естественно, раньше были проблемы с кадровым потенциалом. Но сейчас у нас выпускается много религиоведов, которые смогут преподавать в школах.
Религия – дело тонкое. Однозначно что-то запрещать, например, носить хиджаб, это может привести к большим ошибкам. Но можно модернизировать к традиционным стилям. У нас есть свои белые платки, в казахской истории он символизирует чистоту и уважение к матери.
Недавно в Южных регионах провели соцопросы среди молодежи. Как показывает статистика, пятьдесят семь процентов респондентов поставили свою религиозную веру превыше своих национальных ценностей. Надо делать упор на традиции. По Казахстану работают центры по переубеждению пострадавших от псевдорелигиозных течений. В Актобе – это информационно-аналитический центр «Аңсар». Проделывается колоссальная работа с пострадавшими.
Есбосын Смагулов: «Вербуют не только неопытных юнцов… Есть технологии, которые позволяют идеологически «обработать» почти любого человека.
Как не попасть в «религиозный капкан»
1.Необходимо критически относиться к утверждениям, выдаваемым за аксиомы, а также внимательно относиться к собственной религии. Обычно пропагандисты отказываются от своих намерений после того как сталкиваются с развитым логическим мышлением и осведомленностью;
2.Нельзя следовать за незнакомым собеседником, даже если он настойчиво предлагает познакомиться с его вероучением «наглядно». Попадая в окружение сектантов, человек подвергается воздействию коллективного убеждения;
3.Если один из членов семьи все же попал под влияние адептов, его необходимо изолировать от пропагандистов и привлечь профессионального психолога;
4.Не следует обсуждать с малознакомыми людьми свое материальное благосостояние. Подобные организации существуют за счет своих членов, поэтому заинтересованы в привлечении состоятельных граждан;
5.Рекомендуется обсуждать свои проблемы в кругу семьи, а также с друзьями. Поддержка близких в трудной ситуации оберегает человека от влияния религиозных фанатиков;
6.Необходимо развивать духовность, так как здоровая моральная ориентация и нравственные установки являются лучшим барьером для извращенных убеждений пропагандистов.
Автор: Редакция