В огне не горят и в нефти не тонут
Горные спасатели в нынешнем году спасли жизни двум рабочим. Навыки спасения людей они продемонстрировали журналистам.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Четыре аварии за два месяца
Северо-Казахстанский филиал РГП «ПВАСС» имеет дислокацию в двух регионах: Актюбинской и Костанайской областях.
-Мы обслуживаем горнорудные предприятия. Среди них Донской ГОК и Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение, - рассказывает директор северо-казахстанского филиала «Республиканского государственного предприятия военизированной аварийно-спасательной службы на праве хозяйственного ведения» Виталий Боярский. - Наши задачи - устранять аварии в шахтах и спасать людей. Работа очень тяжелая, поэтому приходится обучаться и оттачивать свои навыки. Практически ежедневно у нас проходят тренировки, приближенные к реалиям.
За этот год спасатели ликвидировали 4 аварии на предприятиях, спасли жизни двоим рабочим.
- Две операции прошли на Донском ГОКе, а в шахте «Соколовская» при зависании клетки удалось спасти двух человек, - продолжил Боярский. – Вообще аварии происходят из-за людских ошибок. Предугадать их возникновение мы не можем.
Сейчас в штате спасателей 206 человек. Их базы находятся в Хромтау и Рудном. Кстати, первая горноспасательная служба в Казахстане появилась в 1932 году.
ЧП на скважине
Неожиданно включилась тревожная сирена. Произошел разлив нефти на скважине. Есть пострадавший. Спасатели кинулись на помощь. Журналисты с камерами - за ними.
- Будьте аккуратны, люди идут в условиях ограниченной видимости. Они могут не заметить и сбить вас с ног, - предупредил Виталий Боярский.
В имитации ЧП задействовали два звена. Основное звено состоит из трех человек. Их задача – вынести пострадавшего, а страхующее звено тем временем должно наблюдать за товарищами и в случае необходимости прийти к ним на помощь. Пострадавшего довольно быстро вынесли на свежий воздух и оказали первую доврачебную помощь.
- Чтобы повысить боевую готовность наших сотрудников, такие тренировки мы проводим регулярно, - объясняет инженер по оперативно- профилактической работе АФ РГП «Комитета инвестиции и промышленной безопасности» Асланбек Иманбаев. – Теперь наши спасатели пройдут дымогазокамеру. Она состоит из трех комнат: тепловая комната, основная камера с препятствиями, где создается условие минимальной видимости, шумовые и световые эффекты. Третья комната – это пульт управления, который регулирует все действие.
Лабиринт «страха»
Командир первого взвода Владимир Раицкий встал за пульт, создавая все больше помех и вибраций спасателям в лабиринте.
- На пульте все показано: где спасатель и куда ему идти, - объясняет командир. – Допустим у этого звена задача перекрыть кран, а у другого -вытащить пострадавших. Находиться там очень неудобно, особенно в аппаратах и защитных костюмах. Иногда их приходится снимать, чтобы пройти в труднодоступных местах. Во время соревнования лабиринты проходят на время.
В тепловой комнате стоит высокая температура. На спасателей дует горячий пар. В немыслимых условиях они должны имитировать подъем по лестнице, бить кувалдой.
- Дело в том, что нам приходится работать в разных условиях, - пожимает плечами Владимир. – Для этого у нас есть специализированные костюмы. Есть костюм нефтяника, он защищает от нефти. Есть «Индекс-120» - он выдерживает 1200 градусов. В таком костюме человек может работать в огне. Если разлив каких-то химических веществ, используем костюм «L-1». А когда мы должны быть полностью изолированы от окружающей среды, используем самый настоящий скафандр.
«Максимку» лечат каждый день
Закончив тренировку, нам показали учебный класс, в котором спасатели изучают свое оборудование. Там были современные противогазы, шумомеры, пирометры (измеритель температуры), измерители скорости ветра, газоанализаторы и т.д.
- Взгляните, это воздушно-дыхательные аппараты, которые играют огромную роль в спасательной операции и отвечают за жизнь людей, - говорит исполняющий обязанности замдиректора АФ РГП «Комитета инвестиции и промышленной безопасности» Михаил Крынов. – Запаса воздуха хватает на 30-40 минут при работе средней интенсивности. Используется особый сжатый воздух. Его качество сравнимо с чистейшим горным воздухом.
Интерес журналистов вызвал интерактивный манекен «Максим». Он используется для тренировки навыков оказания первой медицинской помощи.
- «Максим» электронный. У него появляется пульс, сжимаются зрачки, и он, как живой, реагирует на оказанную помощь, - поясняет Михаил. – На нем можно имитировать различные переломы, кровотечения. Отличная вещь для тренировки! Ну, а эти «оранжевые штучки» - современные пневматические шины. С виду они мягкие и гибкие, но при помощи насоса становятся твёрдыми, как гипс. Наложив шины, мы спокойно эвакуируем пострадавшего, не боясь нанести ему дополнительных повреждений.
Автор: