Причину суицидов нужно искать не в ЕНТ
Лишь за 2 недели в Актобе произошло три самоубийства. Суицид совершили одиннадцатиклассницы школ №18, 26 и 3. Что становится причинами самоубийств? Можно ли распознать заранее замысел ребенка, решившего убить себя? Какую роль в суицидах школьников играет ЕНТ? На эти вопросы отвечает кандидат педагогических наук, полковник полиции Альфия Саттарова, начальник кафедры управления и психологии Актюбинского юридического института МВД РК имени М. Букенбаева.
- Произошедшие трагедии, следовавшие друг за другом – это совпадение или некая закономерность?
- Я считаю, что это совпадение. Представители министерства образования и науки на сайтах сообщают, что в последние 3-5 лет отмечается тенденция к уменьшению суицидов, в том числе и среди несовершеннолетних. 10 лет назад, по данным ВОЗ, мы входили в тройку стран по наибольшему количеству суицидов после Литвы и России.
Контраст на душе
- Почему число таких поступков увеличивается весной, в мае?
- Весенний период – пора обострений, неврозов. Зимой, когда депрессия происходит, природа другая. Человек воспринимает: «Не только мне плохо, и дома серые, и деревья серые». А весной происходит контраст – на душе плохо, а вокруг всё цветет, все счастливые, влюбленные.
- Можно ли по каким-то признакам распознать намерение ребенка совершить самоубийство? Или же они совершаются спонтанно?
- Как правило, суициды хорошо прогнозируемы. Сиюминутные бывают редко. В большинстве случаев подготовка к суициду длится от одного до трех месяцев. Как правило, все обдумывается.
Есть словесные признаки. В порыве конфликта ребенок может говорить: «Ну, ничего скоро вы от меня избавитесь, надоел я вам». Суицидент словами демонстрирует свои намерения. Может заводить беседы о смысле жизни, о потустороннем мире, ставит вопрос «Есть ли жизнь после смерти?»
Меняются кардинально
Также существуют поведенческие признаки, когда человек кардинальным образом меняется. Полностью меняется круг интересов. Если был человек живой, общительный, то возникает апатия, безразличие к окружающим. Подросток перестает часами виснуть за разговорами по телефону. Перестает общаться с друзьями, приходит после школы и лежит в кровати. Может уставиться в потолок, в телевизор, но при этом он ничего не видит.
Может перестать следить за собой, либо наоборот начать уделять внешнему виду усиленное внимание. То же самое и в отношении еды: либо потеря аппетита, либо наоборот чрезмерное поглощение пищи.
Может выражаться в отсутствии эмоций. Следует отрешенность, углубленность в себя, во внутренний мир, замкнутость.
Поворот
При этом примерно за неделю до совершения суицида поведение кардинально может измениться. Ребенок, чтобы скрыть от окружающих уже сформировавшиеся желания и способ того, как он задумал совершение суицида, может стать чрезмерно внимателен к родными и близким. Может демонстрировать хорошее поведение в классе, а до этого был, допустим, непоседливым, драчливым. Становится примерным, внимательно слушает педагогов, вежливо разговаривает с педагогами, выполняет поручения мамы, потому что он знает, что всё это скоро закончится. Он ведет себя так, чтобы усыпить чье-то внимание и ищет момента, когда никто не увидит…
Самое обидное – что мы не отдаем отчета за этой суетой, проблемами экономическими, не всегда обращаем внимание на своих детей, не слышим их. Поэтому когда убитые горем родители говорят: «Мы не думали, что он так сделает – что он без причины», нужно помнить, что причина была, что-то ребенок сигнализировал, демонстрировал, но этого, к сожалению, никто не увидел.
Следить постоянно
- Как быть, если подросток уже совершил попытку самоубийства?
- Им принятое решение уже одними уговорами родителей не переломишь. Здесь нужна работа психологов и может быть даже психиатров. Должна сказать: если подросток совершил неудачную попытку суицида, то, скорее всего, будет повторная попытка суицида. В голове, как у наркомана, мысль всегда крутится. Если он уже пришел к окончательному решению однажды, то малейший повод - и опять выбивает его из русла, из благожелательного настроения, и опять зажигается эта мысль - уйти. Родным нельзя успокаиваться, ни днем, ни ночью нельзя выпускать ребенка из виду. Надо оказывать помощь и, в первую очередь, специализированную. У обывателей же в представлении: «Мой ребенок не псих, мой ребенок нормальный. Не дай бог обратиться к психологу. Что он дурак? Поставят на учет – я будущего своего ребенка лишу. Как я родным скажу, что мой ребенок псих?» Но что важнее – мнение окружающих? Поэтому нужно обращаться к специалистам – и в тот же психдиспансер, и к частной службе. Тем более всё на условиях анонимности.
ЕНТ не виновато
- Что же является причинами суицидов? Можно ли сказать, что ЕНТ – одна из причин, что это серьезный стрессовый фактор?
- Я считаю, что ЕНТ в последние годы не является стрессовым фактором. С детьми работают школьные психологи, объясняют и родителям, что ЕНТ - это лотерея. ЕНТ может привести к такому, если родителями нагнетается атмосфера: «Вот не сдашь тестирование, я тебя выгоню из дома. Да ты меня опозоришь. Да я сам тебя убью». Но вместо ЕНТ может выступить поступление в институт, поступление на работу. Не будет ЕНТ, будут другие условия.
- Одна из основных причин – личность самого подростка с его особенностями. Это чаще всего дети, у которых есть проблемы в общении со сверстниками и окружающими вообще. Это те, которые не могут наладить отношения. Это могут быть классные изгои, которых третируют, которым объявили бойкот. Это могут быть дети, которые часто конфликтуют, дети, которые не умеют решать проблемные ситуации, договориться с педагогом. Очень выраженные максималисты.
В тоннеле
Очень часто этому способствует и состояние так называемой фрустрации, когда ожидания подростка не совпадают с реальностью. Чаще всего суициденты – дети из неполных семей, или семей, где родители в разводе. В чем заключается фрустрация? Мама говорит: «Да ты самый лучший, да у тебя все будет, да я все сделаю». А реальность другая – ребенок отстает в физическом развитии, не дотягивает по школьным оценкам, окружающие могут насмехаться над ним. Ребенок чувствует, что он не такой как все, и не знает, что делать. Как правило, у суицидентов формируется тоннельное зрение. Они видят ситуацию только в жестких рамках – видят только один выход. А посмотреть на то, что, допустим, в этом классе жизнь не заканчивается, можно перевестись в другую школу, поменять город и так далее – он не может.
Разводят мракобесие
Факторов, приводящих к суицидам, как объясняет Альфия Саттарова много. Одним из провоцирующих явлений служит отчасти и телевидение.
- Меня крайне раздражает передача, которая и у нас по каналам демонстрируется - «Битва экстрасенсов». Здесь мистика возводится в ранг. Передача подстегивает интерес к потустороннему миру, укрепляет у молодых уверенность в существовании загробной жизни. То есть передача говорит, что и, покончив с собой, ты не умрешь, а перейдешь в иное состояние. Я считаю, что это не хорошо для несформировавшегося сознания.
К тому же психологами установлено, что только после 23 лет у человека формируется ценность жизни. А у молодежи, как в компьютерной игре – убит герой, нажму опять клавишу и начну игру сначала.
Чаще всего самоубийства совершают в старшем подростковом возрасте – 14-16 лет, но сейчас идет тенденция к омоложению – и 12-летние подростки совершают. Самое главное, чтобы родители и педагоги были предупреждены. Нужно знать признаки, факторы, способствующие суицидам. Нельзя произошедшее скрывать, замалчивать.
«Для определения склонности к суициду можно использовать тесты – рисунок ущелья, тест Люшера. Информация о них размещена в Интернете, можно пройти и онлайн-тестирование», - объясняет Альфия Саттарова.
Нужна новая дисциплина
Спасение от суицидов Альфия Фаритовна видит не только во внимательности взрослых к ребенку, не только в высоком профессионализме школьных психологов, но и в необходимости введения в школах специального предмета.
- К сожалению, у нас в школах не учат тому, как выходить из конфликтов, не учат тому, как справляться с проблемными ситуациями. Я считаю, что вообще в школе должен быть предмет психология, этика. Я не говорю, что нужно изучать в школе психологию в углубленном плане. Но умению общаться, строить отношения, переносить стрессы, не впадать в депрессию – этому нужно учить. И это вполне возможно, есть масса пособий – к примеру, «Психология отношений для подростков», где все объясняется доступно, на конкретных ситуациях.
У нас же, слава богу, лет 10 назад службу психолога ввели. Но и то не во всех школах она функционирует. В районах вообще катастрофическое положение. Как правило, кто-то из учителей, у которых нет достаточного количества часов, переквалифицируется, получает дополнительное заочное образование и становится психологом. Но это доморощенный психолог. А специалист с активной позицией, который болеет за свое дело, очень редко идет в школу.
Ренат ТАИПОВ,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция