Кредит - грех на душу: его лучше не брать
Вы, наверное, будете смеяться, но крайний раз в своей жизни я подставлял свою шею под петлю кредитной кабалы в далёком 1983-м году, когда, состоя в законном браке с Ксантиппой I, покупал цветной TV-ящик «Фотон». Потому как из ещё более ранних 60-х годов прошлого века помню рекламный слоган советских Гострудсберкасс: «Накопил и машину купил!».
Вы, конечно, можете продолжать смеяться над тем, что машину я так до сего дня и не купил, но осадок, тем не менее, у меня остался. Потому как переплачивать за ту или иную вещь двадцать, а то и более, процентов, т.е., т.н. банковскую маржу, считаю не только и даже не столько контрпродуктивным. И дело здесь даже не в том, что я такой жадный и не хочу переплачивать, я просто не хочу, чтобы кто-то паразитировал на моих деньгах.
И я ещё могу понять ипотечный кредит, ведь жильё нужно любому и каждому, любой и каждой семье. Но брать кредит для того, чтобы купить навороченный гаджет только потому, что подобный есть у твоего соседа?...
А потом, когда вдруг выясняется, что этот кредит отдавать нечем, то всё происходит, как в старом еврейском анекдоте: «Хаим, спи спокойно! Я сказала Фиме, что ты свой долг ему не отдашь! Пусть теперь он не спит!»
Но банкиры тоже хотят спать спокойно. Поэтому-то они и передают проблемные кредиты коллекторским агентствам, а те, как правило, не церемонятся. В ход идут и угрозы, и бумаги в адрес работодателей, и много чего другого. Незаконного. Вроде, например, действий лихих липецких коллекторов, которые проникли в квартиру кредитора, нанесли ему телесные повреждения, остригли наголо его супругу и изъяли три сотовых телефона. Правда, в нашем Славном Отечестве подобное пока не случалось, но, как говорится, ещё не вечер!
И вот смотрю я на всю эту вакханалию с кредитами и на то, как по этим кредитам выбиваются долги, и у меня возникает только один вопрос. Вопрос о самой логике подобного рода действий, об их правомерности, даже, несмотря на наличие в стране Закона «О коллекторской деятельности»!
Если исходить из духа и смысла гражданского права, то переуступка права требования долга подразумевает ситуацию, когда Вася должен Пете три рубля, а Гриша должен те самые три рубля Васе. И Вася переуступает этот свой долг Пете и умывает руки.
Второе, на что хотелось бы обратить внимание. Почему банки так упорно не желают обращаться в суды и взыскивать долги с помощью государевой структуры – судебных приставов? Да потому, что учредителями этих коллекторских агентств, по сути – параллельных структур, как правило, являются сами банки! При этом общее количество коллекторских агентств в Казахстане – тайна, покрытая мраком!
Ну, как тут слегка не перефразировать известного ненормативщика Шнура: «Заводы стоят, …[«Неразборчиво» – К.И.], одни банкиры и коллекторы в стране!» И, что характерно, все при деле!
Однако, почему бы, сказав «А», не назвать и все оставшиеся буквы, и не создать некое подобие параллельных судов, прокуратуры, полиции, тюрем, ect, ect, ect, учредителями которых были бы сами эти структуры?
Хватит ли на всё это средств? Безусловно, хватит! Ибо…
Ибо «Средства у нас есть. У нас ума не хватает» (© Э.Успенский).
Автор: Редакция