Раковых больных лишают лекарств на 5 месяцев
С января по май онкобольные остаются без многих препаратов. Запасать медикаменты с прошлого года врачам запрещено. Неразумные приказы минздрава губят доверие и пациентов.
Врачи отделения паллиативной помощи наличия проблем не отрицают.
- К сожалению, перебои с лекарственным обеспечением есть и будут, - говорит Владимир Поляков, профессор кафедры онкологии. – Тендеры проводят к марту. Нормальное снабжение лекарствами начинается с мая, а то и с июня. И так каждый год. При этом все лекарства, заказанные на предыдущий год, мы должны израсходовать до 1 января. То есть, создавать запасы на первые месяцы нового года мы не имеем права. Выкручиваемся, как можем. Конечно, это абсурд! Но виновны в этом не актюбинские медики. Закупки осуществляет СК «Фармация». В министерстве, допустим, не вовремя провели тендеры, неправильно распределили...
Не включили
Сиделок в паллиативном отделении по штатному расписанию не положено.
- Потому что мы относимся не к хосписным учреждениям, а к больнице, к онкодиспансеру, - объясняет Роза Манашова, заведующая отделением. – А вот в отделении сестринского ухода, которое открыто на базе БСМП, там сиделки включены в штат.
Спасут хосписы
Отделение паллиативной помощи в медцентре, как объясняют врачи, рассчитано на 20 пациентов. В действительности количество получающих помощь нередко доходит до 28.
- Пациентов много и лежат длительное время многие. Мы стараемся не отказывать, - поясняет Роза Манашова. – Родственники посещают больных с 11 до 13 часов и с 17 до 19. Но если необходим уход и помощь родственников – мы идем навстречу. Оставляем и на ночь. Естественно, условий для них нет. Представьте, если с каждым пациентом будут находиться несколько родственников, как это затруднит нашу работу.
Решение проблемы медики видят в создании хосписной службы.
- В пятницу мы встречались с Асетом Аскеровичем Калиевым (руководитель Облздрава) - Он пообещал, что хосписное отделение откроется.
Казенщина
Частых перебоев с горячей водой, по уверениям врачей, в отделении нет. А принять душ можно в ванной комнате - над самой ванной. Репортера «АТ» в «душевую» провела старшая медсестра отделения. Правда, на слова врача «Покажите, где у нас душ» женщина удивилась: «У нас нет душа!»
- Конечно, это не домашние условия, это казёнщина, - ответил профессор Поляков.
Система такая
Оба врача признали, что вопросы с обезболиванием могут вызывать недовольство у пациентов.
- Система отработана под то, чтобы шел строгий контроль и учет применения наркотических средств, - говорит профессор Поляков. - Естественно, есть бюрократическая цепочка. Врач должен выписать назначение. Сестра должна пойти с этим назначением в наркотический центр – получить, затем прийти – сделать укол в присутствии врача. А если врач дежурный - он не всегда на месте сидит. Нюансы. Но это всегда единичные случаи.
Медики объясняют: «автоматически» через каждые 4 часа пациенты не могут получать обезболивающие, поскольку врач должен определить причины боли.
- К примеру, пациент с онкологическим заболеванием получает обезболивающие, и тут у него острый аппендицит. Мы боли купируем. И что будет? - объясняет профессор Поляков. – Да, есть некоторая наша вина… Мы очень мало разъясняем пациентам все эти вещи. Может быть, из-за занятости, частично из-за того, что не всегда сразу осознаем значимость этого. Может, доктор всю душу выложил во время работы. А потом медсестра не смогла найти вовремя врача для лекарства. И всё впечатление портится.
Когда голова пришла
- Ситуация в онкодиспансерах сложная, и уходит она корнями в различные приказы. Некоторые из них идут, если так можно выразиться, еще с советских времен, - добавляет Владимир Поляков. - Для примера, есть определение: 1 врач обслуживает 20 пациентов. 40 коек – 2 врача. Хоть умри! Приходит проверяющая: «Вы нарушаете. У вас по 15-17 больных на одного врача. Недорабатываете!». Я в приватной беседе объясняю: «Ты арифметику хорошо знаешь. А в жизни у нас случается стереометрия. Вот ты лежишь, и приходит к тебе одна двадцатая врача. Хорошо, если голова пришла! А если другое место?». Начала тогда она соображать.
█ От мук начнут избавлять по плану
Для решения проблем с оказанием паллиативной помощи (медпомощи для безнадежных больных) в республике разработана дорожная карта. Один из ее авторов – руководитель актюбинского филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана Татьяна Острецова.
- Дело сдвинулось! - говорит врач. - 27 сентября 2017 года министром здравоохранения подписан приказ №730 «Об утверждении дорожной карты по развитию паллиативной помощи в Республике Казахстан на 2017-2019 годы». В ней всё прописано поэтапно – как будет развиваться такая помощь, и кто несет ответственность.
Уже со следующего года, как объясняет Татьяна Острецова, пациенты смогут получать таблетированный морфин для обезболивания. Ранее он не входил в перечень, поэтому больные мучились с его инъекционными формами.
- Таблетированный уже сейчас должен закупаться на следующий год... А мы методикам паллиативной помощи должны обучить врачей – семейных, участковых и медсестер. К слову, детская паллиативная помощь у нас вообще не развита.
Филиал Ассоциации семейных врачей мечтает решить проблему с сиделками, которые смогут ухаживать за нуждающимися на дому.
- Такой случай недавно: двое пенсионеров – оба слегли. Нужна помощь, - приводит пример Татьяна Острецова. - Услуги сиделки в день обходятся в 3-4 тысячи тенге. А пенсия суммарная у них всего 120 тысяч. Поэтому в планах у нас создать институт сиделок. Надеемся, что подключится бизнес-сообщество.
«Никакого неприкосновенно запаса лекарств нет. Потому что на 1 января мы должны израсходовать все препараты, заказанные на год. А в советские годы были переходные варианты. Можно было лекарства, полученные в предыдущем году, хранить и в следующем»
Профессор Поляков
Немало противоречий в приказах. К примеру, на 60 коек положено 3 врача. А на любую операцию должен пойти хирург и 2 ассистента. Всего же три врача. Если они уйдут – пациенты останутся без врачей. Как приказ выполнить? Хорошо, что у нас в медцентре университета есть интерны, резиденты, мы за счет них компенсируем. А в Карабутаке, к примеру, 1 хирург, и он один оперирует. И таких противоречий у нас достаточно.
Профессор Поляков
Автор: