Деревья растили на трупах сотен тысяч солдат
Про моральных уродов, ископавших Севастополь, об указе Сталина и казахстанцах в современном городе-герое рассказал начальник «Ирбиса» Юрий Соловьев.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото отряда «Ирбис»
aktobetimes@list.ru
фото отряда «Ирбис»
Останки 8-и солдат Великой Отечественной удалось поднять из севастопольской израненной земли актюбинским поисковикам. Установить имена павших не удалось.
Поисковому отряду «Ирбис», выехавшему в Севастополь в пятый раз, работать пришлось в очень сложных условиях. После Победы Сталин отдал приказ – окрестности города-героя засадить лесом. Исполнили его с изрядным старанием – деревья сажали на трупах.
- Я не думаю, что это было сделано, чтобы скрыть погибших солдат, - считает руководитель «Ирбиса» Юрий Соловьев. – Наверное, было сказано так: поднять останки, убрать железо, сравнять окопы, а потом посадить лес. Ведь землю здесь рвали на куски. Остались страшные раны. Даже сейчас, когда стоит лес и поляны покрываются красными маками, – увиденное производит жуткое впечатление.
Осложнили поисковые работы и черные копатели, трофейщики, мародеры. Десятки лет они расхищали окрестности Севастополя, ставшие общими могилами. С истлевших воинов срывали обмундирование, разрывая скелеты и разбрасывая кости. Поэтому останки лишь двух бойцов из восьми, поднятых отрядом, сохранились полностью.
Немцев легко отличить
С 30 апреля по 9 мая ирбисовцы работали в районе разъезда Меккензиевский, на так называемом «9-м гидроузле».
- Там расположена большая сопка, которая разделена пополам. Было очень удобно в те годы поставить здесь оборонительный рубеж. В 41-42 годах им пользовались наши красноармейцы, а в 44-м фашисты. Поэтому сопка буквально пронизана ходами сообщения, блиндажами, дотами, - перечисляет Юрий Соловьев.
Глава отряда не сомневается: обнаруженные тела принадлежат советским, а не германским воинам. Отличить их несложно.
- Даже если расстреливали, солдат никогда не раздевали дальше нижнего белья. У немцев нательное белье было на алюминиевых пуговицах. Причем пуговицы имели по 3 отверстия, а не 2, не 4, как обычно. По этому признаку и определяем. К тому же, рядом разбросаны пряжки морские, остатки ботинок, фрагменты обойм, боеприпасы, масленки из-под винтовок. Так что это наши солдаты! - поясняет руководитель отряда.
Кипятком … при виде самолета
5 мая в торжественной обстановке останки бойцов захоронили на мемориальном кладбище в поселке Дергачи. В общей сложности в тот день похоронили 98 воинов – именно такое число обнаружено российскими и казахстанскими поисковиками возле Севастополя за год – с мая 2016-го.
Среди нашедших последнее пристанище и экипаж самолета «Ил-2». Его обнаружили на Сапун-гора зимой прошлого года. По номеру на двигателе установили фамилии членов экипажа – пилота и борт-стрелка.
- Этот самолет немцы называли черной смертью. Штурмовик доставлял много неприятностей немецкому командованию. За один сбитый «Ил-2» награждали «Железным крестом». Наш прославленный пилот Талгат Бегельдинов, наверное, единственный летчик, который умудрился на «Ил-2» получить за сбитые истребители Дважды Героя Советского Союза. Бегельдинова самого не раз сбивали, он выбрасывался с парашютом, а потом снова на новом «Ил-2» шел в бой! Уже после войны немецкие асы удивлялись, что молодой пацан, щегол, побеждал их в воздухе. Бегельдинов создал теорию ведения боя на штурмовиках, которая до сих пор применяется при обучении пилотов, - рассказывает Соловьев.
Искала долгие годы
Оценивая число найденных бойцов, имена которых можно установить, Соловьев произносит: «На 100 найденных солдат - 10 медальонов. А на 10 медальонов – откликнется 1-2 родственника». Поэтому особенно запала ирбисовцу встреча, произошедшая во время майской экспедиции. В Севастополь приехала женщина из Краснодара. Она оказалась внучкой Никифора Шляпина, погибшего в боях за Севастополь в 42-м. Останки героя обнаружили еще в 2006 году. Сохранился именной медальон. Спустя 11 лет Татьяна, так зовут внучку, нашла в Сети видеозапись поднятия останков своего деда. С юности она по крупицам собирала данные о герое – накопился целый архив.
Наши
В День Победы ирбисовцы приняли участие в севастопольском параде. С почетом пронесли казахстанский флаг.
- Шли в живом коридоре. И такой момент был интересный: оборачиваюсь, стоит полковник, на лицо казах. И он так на нас смотрел, и на флаг смотрел! Я ему отдал честь. Он тоже мне отдал честь, заулыбался, помахал. Наверное, наш был. А уже после парада подбегает к нам девушка: «Можно с вами сфотографироваться? – спрашивает. - Я как увидела наш флаг, всю улицу за вами бежала». Оказалось, она в Севастополь на учебу приехала из Алматинской области. Тоже наша!
Каждый раз Юрий Соловьев во время экспедиций в город-герой встречает казахстанцев. Что очень ценно, ведь в той израненной земле полегло немало наших соотечественников.
Автор: