«Должники не привыкли платить в жизни по счетам»
Аманбай Сакиев, председатель правления АО «Трансэнерго»
Было время, курировал предприятие АО «Трансэнерго» по технической части. Даже не думал, что когда-то стану его руководителем. По специальности я - инженер-электрик. Окончил Алматинский энергетический университет. Начинал электрослесарем, потом, как у каждого советского человека, была армия. Работал начальником электрических сетей в Айтекебийском районе. Потом курировал четыре области: Западно-Казахстанскую, Мангистаускую, Актобе и Атырау.
Прежний руководитель «Трансэнерго» очень грамотный специалист. Он отработал здесь тридцать четыре года. Начинал со слесаря и дошел до генерального директора. Просто наступил момент покинуть это кресло. Как говорят, каменный век закончился не потому, что закончились камни, просто время пришло. У меня хороший коллектив. Персонал технической части знает свое дело. Отдельные шероховатости есть, но это рабочие моменты.
Должников нужно отключать от отопления
Должников много. Это наиболее острая проблема. В таких ситуациях виноваты обе стороны. Неплательщик и компания, которая бесплатно давала должнику отопление все это время. Нужны радикальные меры: отключать неплательщикам тепло. Зачастую это люди, которые в жизни вообще не привыкли платить по счетам. Ведь, по сути дела, это не такие большие деньги. Многие жалуются, что у нас высокий тариф. Если сравнить сумму оплаты за тепло по всему Казахстану, то мы занимаем только четвертое или пятое место. Тепло – такой же товар, и надо убедить народ, что за него следует платить вовремя.
«Теплый пол» нарушает всю проектную схему дома
Есть такое выражение: у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество. Не может быть такого, что в чем-то случившемся никто не виноват. Аким города как-то проводил совещание по адресу: Жургенова, 3. Жильцы этого дома начали жаловаться властям: «Нет тепла. За что я плачу?». Там, конечно, есть должники, вдобавок у жильцов война с КСК. Да, КСК виноват. Мы дали со своей стороны рекомендации, чтобы привели в соответствие тепловые сети, но кроме этого еще осмотрели помещение внутри и нашли массу нарушений. Одно из них - балкон сделали жилой комнатой, поменяли там батарею: вместо металлической трубы поставили пластиковую, у которой очень узкий диаметр. Для сравнения: у металлической - стенка тонкая, у пластиковой, наоборот, толстая и отверстие уже. Естественно, требуется больше усилий, чтобы объем воды прошел через пластиковую трубу.
Кто-то сделал «теплые полы», не подозревая, что таким образом нарушил всю проектную схему отопления дома. Создавая себе удобство и комфорт, они делают плохо соседям. Есть такое понятие, как гидравлический режим. Как известно, вода идет по пути по наименьшего сопротивления. Кто-то, к примеру, на третьем этаже сделал «теплый пол», расширил балкон, что-то еще – через третий этаж большая часть воды вернется вниз, а наверх не пойдет. Для того, чтобы туда подать воду, наверху придется открывать кран и сливать в унитаз, таким образом, воровать тепловую энергию, и, к тому же, чистую воду сливать в канализацию. Значит, у кого-то в это время не будет хватать холодной воды.
Вдоль Жургенова, 3 проходит наша магистральная труба. Тепло, в первую очередь, должно идти к ним. Но из-за того, что они в доме все это нахимичили, отопление мимо этого дома идет в следующий. Там жильцы не жалуются на холод в квартирах, хотя у них должно быть холоднее. Потребители должны сами понять, почему у них плохо с отоплением.
Я не говорю, что мы «белые и пушистые», у нас тоже есть масса проблем. Наших средств недостаточно, чтобы полностью, согласно плану, поменять все трубы. Но, как бы то ни было, мы стараемся дать населению тепло.
Люди одного из домов сидели без горячего водоснабжения. Трубам было лет двадцать-тридцать, они сгнили. Мы не имеем права их ремонтировать, потому что они не числятся на нашем балансе. Инициативная группа из жильцов купила трубы, а мы сделали остальную работу. Наше предприятие пошло навстречу, помогло.
На сегодняшний день готовности тепловых сетей к зиме составляет порядка семидесяти процентов.
Зимой не до отпуска
Я сам по себе не кабинетный работник. Половину времени провожу на объектах. Я должен знать, как мои люди работают, чем живут, чего не хватает. Отпуск даем сотрудникам только летом, потому что когда начнется подача тепла, все должны быть на посту. И в каких тяжелых условиях работают наши ребята: возле труб, в жаре, это не так просто. Летом делаем капитальный ремонт, чтобы быть готовыми к зиме.
«Я не такой добрый, как кажется»
Как руководитель, могу применить и кнут, и пряник. Вот в футбольной игре: сначала предупреждения, «желтые карточки». Если не успокаиваешься, удаляют с поля. Там игра, а здесь – чья-то жизнь. У человека семья, дети. Но если сам работник этого не понимает или делает очень нехорошие поступки, другого выхода нет, как попрощаться с ним.
«Если проиграю на поле, спать не буду»
Ни один футбольный матч на стадионе не проходит без меня. Нас там человек шестьдесят болельщиков. Мы сами играем уже лет десять. Могу в бильярд всухую проиграть и не обижусь. Но если у меня поражение в футболе – точно не буду спать.
Говоря о футбольной команде «Актобе», мы верхнюю точку прошли (рисует диаграмму), сейчас вот внизу. Но мы вернемся на прежнюю позицию, это закономерно. Я вообще по жизни оптимист, иначе нельзя. Для меня футбол – стиль жизни. Родные к этому привыкли, куда им деваться с подводной лодки (смеется).
Прежде всего, должна быть хорошая команда. Вот возьмем, к примеру, футбольных игроков Аргентины. Там звезда на звезде, а команды нет. На последнем кубке пролетели со свистом. Собрание звезд – еще не значит команда.
«Свободное время всегда найдется»
Редко когда работа бывает любимой. Здесь везет не многим. Но обязательно работа должна быть эффективной. Понять, что ты хочешь, куда идешь. Нужно всегда быть нацеленными на результат.
Жена подарила гитару, когда мне исполнилось пятьдесят лет. Раньше не играл, но захотел и научился. Я никогда не говорю, что у меня нет времени. Сделайте «фотографию» своего дня, и вы убедитесь, сколько там свободного места.
Беседовала Елена РЫШКИНА
Автор: