Актюбинские педагоги оценили шансы реформы образования
Возможности введения пятидневки, трехъязычия и свободы финансовой деятельности школ рассмотрели учителя, в отличие от министров имеющие педагогическое образование, работающие ни с мягких кресел, а реально обучающие детей и хорошо знающие всю школьную кухню.
Ренат ТАИПОВ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Крупнейшую реформу школьного образования наметило правительство Казахстана. О масштабах можно судить по заявлениям заместителя главы кабинета министров Дариги Назарбаевой. Новые цели были обозначены за несколько дней до смены главы минобра. Напомним, вечером 10 февраля неожиданно на пост министра, отвечающего за обучение и всю науку, назначили экономиста и бизнесмена Ерлана Сагадиева. Прежнего министра, Аслана Саринжипова, также экономиста по образованию, отправили управлять «Назарбаев фондом».
В преддверии намеченных «переворотов» «АТ» попросила актюбинских учителей дать оценку реформистских взглядов нашего правительства.
Засветила пятидневка
О каких элементах реформы идет речь? Во-первых, власти заявили о скором введении в школах пятидневного обучения. Отметим, что с этой инициативой минобр выступал еще в 2015 году. Тогда Асланом Саринжиповым было озвучено начало проведения эксперимента по переходу на пятидневку. Под эксперимент должны были попасть 30 казахстанских школ. Как заявлял Саринжипов, в случае успешности опыта, уже в 2016 году все школьники начнут учиться на один день меньше.
- Всеми руками за! – восклицает один из учителей, разделяя мнение опрошенного большинства. – Но как это сделать? На сегодняшний день программы по большинству предметов чрезвычайно перегружены. Уроков катастрофически не хватает.
Педагоги считают, что переход на пятидневку потребует колоссальных усилий от создателей школьных учебников и учебных программ. Тех усилий, на которые, как показало время и сами учебники, ни сил, ни знаний у специалистов нет.
Финансы не стали прозрачнее
Второе новшество, эксперимент по которому уже ведется, внедрение во всех школах подушевого финансирования и предоставление им большей хозяйственной самостоятельности. Подушевое финансирование экспериментально внедрено в нескольких актюбинских школах. Чтобы оценить его итоги, передать всю массу нареканий со стороны учителей и осветить невероятные курьезы, возникшие с ее вводом, потребуется не одна и не две статьи.
Резюмируя же сказанное учителями, отмечу: деньги выделялись огромные, контроль за их распределением ни учителя, ни родители так и не получили. В заявленные общественные советы вошли приближенные тех же директоров. К повышению методической грамотности педагогов и прочим реальным результатам эксперимент, судя по словам учителей, так и не привел.
Уже проходили
Третье. Власти предлагают внедрить ведение электронного рейтинга школ и информатизировать весь учебный процесс. «Нужно, чтобы были рейтинги школ, чтобы вся информация об этом была в Интернете. Чтобы каждый родитель, когда думал, в какую школу отдать своего ребенка, мог открыть соответствующий сайт и в своем районе выбрать самую подходящую школу и отдать туда ребенка», - сказала Дарига Назарбаева.
Данное намеченное нововведение вызвало наименьший положительный отклик у педагогов.
- Уже не раз, насколько я помню, пытались ввести электронные классные журналы и электронные дневники, - говорит один из опрошенных педагогов. – Ничего из этого нормального не вышло. Всю работу по заполнению взвалили на плечи наши. Мы сидели и после уроков, после проверки тетрадей вбивали все эти данные. Времени и труда, и сил уходит очень много. Те же данные и на бумагу, и в компьютер. Никакого упрощения работы не получилось, высвобождения времени на методическую подготовку не было. К тому же, все эти электронные носители сильно тормозились. Зависали не меньше тех же электронных досок. Потом ввели специальных ответственных за заполнение дневников и журналов. Но вскоре само по себе это было изжито.
Погоня, погоня в горячей крови
Внедрение электронных рейтингов школ также не нашло большого воодушевления у опрошенных педагогов. Еще несколько лет назад министерство образования, наоборот, пыталось бороться с рейтинговыми гонками, которые вольно или невольно устраивают казахстанские школы, а в погоне за ней занимаются подтасовкой данных и сокрытием нелицеприятных фактов. В школах была специально введена Внешняя оценка учебной деятельности учащихся (ВОУД). Она была призвана показать реальные знания и умения школьников взамен иногда сомнительным и уж точно не всегда объективным итогам ЕНТ. Причем результаты ВОУДа первый год даже пытались держать в секрете, как от СМИ, так и директоров самих школ. Сведения, правда, просачивались. А вскоре и утаивать их не стали, поняв, что обращаются они в секрет Полишинеля.
Возможность самостоятельного выбора родителями школ для обучения также у педагогов вызвала много вопросов.
- Во-первых, у нас и так по закону «Об образовании» и Конституции граждане имеют право на выбор места обучения. Но в действительности ведь это невозможно. Узнают родители первоклассников, что у 20-й школы, к примеру, хорошие результаты. Что теперь? Первоклассники, старшеклассники, да и вообще все ученики, пойдут в эту школу. И что? Их там примут?
Учителя напоминают правительству, что школы не резиновые. Если же они все-таки таковые, то и педагогам нужно предоставить горизонтальную мобильность. В 2015 году, к примеру, в этой школе набрали 6.000 учеников – учителя работают в ней. Завтра перешли в другую – педагоги переводятся следом? Тут и весь логический крах необходимости рейтингов. Чтобы не допустить такой переполненности, за школами и закреплены микрорайоны проживания юных казахстанцев.
Страна полиглотов
Наиболее крупномасштабные изменения планируют ввести в языковой политике. Дарига Назарбаева призвала ускорить внедрение в казахстанских школах трехъязычия. Причем овладевать в полной мере казахским, русским и английским языком должны в первую очередь, по ее мнению, школьные директора.
Полет мысли нового министра образования Ерлана Сагадиева еще выше. В 2013 году, то есть задолго до назначения, он заявлял о необходимости отмены разделения школ и классов по принципу языка обучения – казахский и русский. Вместо этого он предложил: технические науки во всех общеобразовательных школах преподавать на английском, историю и культуру Казахстана – на казахском, а историю и культуру стран СНГ – на русском.
Идею обоих представителей правительства педагоги оценили высоко. Правда, сошлись на том, что власти либо очень далеки от реального положения дел в современной казахстанской школе, либо строят чрезмерно долговременные прогнозы, либо попросту угождают своим мечтам и фантазиям.
- Предложение, конечно, хорошее, - говорит учитель. - Никто не против. Но у нас и так не хватает физиков, математиков, биологов. Скоро русский язык и литературу вести будет некому. И молодых учителей в школу приходит мало. Кто школьников будет учить на английском языке – я представить себе не могу.
Вот ввели кембриджские курсы. Все через месяц переподготовки на иностранном заговорили? Нет. Если мы хотим трехъязычия, то, наверное, в первую очередь, надо изменить полностью вузовское образование. Нужна конкретная стратегия, а не громкие слова. А если откровенно, то хотелось бы, чтобы в кресле министра сидел настоящий школьный учитель, причем такой, который временами, хотя бы иногда, и на посту министра уроки вел.
Такую вероятность многие педагоги считают утопией, равно как и инициативы, озвученные министерством.
Автор: