В Актобе сделана первая операция ребенку с пороком «Тетрада Фалло»
Ранее таких детей отправляли на лечение в столицу. На прошлой неделе астанинские кардиохирурги показали мастер-класс актюбинским коллегам.
Елена РЫШКИНА
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Медицинская бригада из Астаны приехала поддержать актюбинских врачей. В минувшую пятницу в областной детской больнице впервые была сделана операция ребенку с тяжелым пороком сердца «Тетрада Фалло». Четырехлетнего мальчика привезли из Кандыагашского района. Еще один совсем маленький пациент тоже из Кандыагаша. У шестимесячной крохи дефект межжелудочковой перегородки. Девочку прооперировали утром.
- Такую операцию наши врачи и до этого делали, - объясняет главный врач областной детской больницы Нурлан Кожин. – А вот детей с диагнозом «Тетрада Фалло» ранее не оперировали. Чем меньше возраст ребенка, тем с большей квалификацией нужен врач. Как вы знаете, со второго ноября детская кардиохирургия вышла из состава медицинского центра ЗКГМУ и переехала в областную детскую больницу. Раньше актюбинских детей со сложными сердечными заболеваниями оперировали в Астане. И пока еще мы будем отправлять в столицу, потому что уровень оказания помощи там выше. Но мы тоже должны делать движение вперед. Есть семьи, у которых нет денег на лечение в столице. Они даже не в состоянии оплатить поездку и проживание, поэтому стремимся к тому, чтобы данную категорию оперировать в Актобе.
Нужны кардиореаниматологи
По Актюбинской области на диспансерном учете находится 935 детей с теми или иными пороками.
- Мы вышли на показатель – 100-105 операций в год, - отмечает главный врач. - Конечно, будем увеличивать. Сам Бог велел развивать детскую кардиохирургию в Актобе. В Уральске и Атырау эта медицинская сфера развита слабо. В Мангыстауской области очень богатый опыт, но маленький кадровый потенциал.
Сейчас в областной детской больнице работают три кардиохирурга, перфузиолог и реаниматологи.
- Ощущается недостаток кардиореаниматологов, - подчеркивает Нурлан Кожин. - Есть два специалиста, но этого недостаточно. Хочу сказать, что сорок процентов пороков можно делать без подключения искусственного аппарата. Во взрослом отделении кардиоцентра многие операции делаются без разреза брюшной полости, а через венозные артерии. Для этого нужно развивать ангиографию. К сожалению, ангеографа у нас пока нет.
Порок из-за краснухи
Утренняя операция шла несколько часов. В перерыве заведующий отделением детской кардиохирургии в Астане Дмитрий Горбунов подробно рассказал о диагнозах и привел неутешительную статистику. Если в Актюбинской области рождаются ежегодно 20 тысяч детей, то 140 в их числе - с врожденными пороками сердца.
- Из них - сорок процентов детей должны быть прооперированы на первом году жизни, - говорит Дмитрий Горбунов. - Это маленькие пациенты со сложными пороками. Некоторые - в период новорожденности, то есть в первый месяц жизни. Чем сложнее порок, тем раньше ребенка надо оперировать. Если не оперировать с критическими пороками до года, умирают 80-90 процентов таких детей. В Актобе уже стали потихоньку делать операции совсем маленьких пациентов. Это самая сложная категория. Мы приехали на один день поддержать коллег. Ваши врачи и сами делают операции по устранению дефектов межжелудочковой перегородки. Но в этом случае ребенок маленький, а анатомический дефект сложный.
По словам врача из Астаны при дефекте межжелудочковой перегородки происходит сужение выходного отдела правого желудочка.
- Проблема в том, что кровь мало идет в легкие. И за счет этого организм себе помогает. У этих детей очень высокий уровень гемоглобина и очень низкое содержание кислорода в крови. Им очень трудно жить. Они ограничены в своей повседневной жизни. Как другие дети они не могут бегать и прыгать. Из-за одышки им тяжело ходить. Бывает, что больные теряют сознание, зажимается выходной отдел правого желудочка. Оперировать эту патологию нужно в определенные временные рамки. Чем больше ребенок в таком состоянии находится, тем быстрее «изнашивается» организм.
Что касается «Тетрады Фалло», порок очень тяжелый. Есть определенный процент летальных исходов.
- Обычно операцию по радикальной коррекции «Тетрады Фалло» выполняют в возрасте от одного года, - рассказывает Горбунов. – В данном случае ребенку четыре года, на три года родители как бы «опоздали». Эту операцию вообще нужно делать как можно раньше.
Причины возникновения недуга могут быть самыми разными.
- Во-первых, это генетика. У детей с синдромом Дауна зачастую есть врожденный порок сердца. Очень большую роль играет инфекционный фактор. Перед беременностью надо делать прививки от краснухи. Бывает такое, что не сделала прививку, заболела во время беременности. Краснуха может вызвать врожденные пороки. Влияют хронические и внутриутробные инфекции, прием во время беременности некоторых лекарств.
Не тяните с операцией
После оперативного вмешательства очень важно, чтобы ребенок ничем не заболел. Для этого надо создать маленькому пациенту идеальные условия для выздоровления.
- Есть несколько видов реабилитации – ранняя и поздняя, - продолжает Дмитрий Валерьевич. - После операции детей нужно усиленно кормить, потому что сердце в это время неправильно работает. Должно идти одинаковое количество крови в большой и малый круг кровообращения. При дефекте межжелудочковой перегородке в два-три раза больше крови идет в малый круг кровообращения. Получается, сердце совершает двойную-тройную работу, чтобы обеспечить рост ребенка. Вся его энергия тратится на то, чтобы он мог просто дышать. Это большая механическая работа для организма. Когда дефекты мы закрываем, получается, что как будто ребенку сняли удавку с шеи. Меняется даже цвет кожи. Дети начинают хорошо кушать. Есть пороки сложные, когда надо делать несколько операций из-за осложнений. Если год прошел, и все хорошо, значит, ребенок уже здоровый.
Пациентам с «Тетрадой Фалло» требуется повторная операция через 10-15 лет.
- У таких детей очень узкий клапан легочной артерии, и его сохранить невозможно. Если делаем радикальную коррекцию, открываем выходной отдел и «шьем» туда широкую заплату. Делается это для того, чтобы не было ограничений оттока крови в легкие. Клапан служит для того, чтобы кровь шла только в одном направлении. Когда его нет, кровь возвращается обратно. У сердца возникает дополнительная нагрузка. Этим детям требуется протезирование клапана легочной артерии. Мы об этом сразу говорим родителям. Причем, чем позже вы его поставите, тем лучше. При отсутствии одного клапана ребенок должен получать пособия по инвалидности.
Взрослая и детская кардиохирургическая помощь финансируются государством.
– По сути, деньги нужны, только чтобы приехать в Астану, - говорит астанинский детский кардиохирург. – Есть такая категория родителей, которая затягивает с операцией собственному ребенку, чтобы дольше получать пособия. Но надо знать: ребенок через какое-то время может стать неоперабельным. Изменения в легких происходят, когда меняется структура мелких сосудов в легких. Как старые трубы, зарастают изнутри, и просвет уменьшается. Сердце прокачать кровь не может, что называется легочной гипертензией. Если это произошло, операция уже невозможна. И вот тогда у таких родителей в дальнейшем будут проблемы уже с собственной совестью.
В областной детской больнице обе операции прошли успешно. Врачи рассказали, что шестимесячную девочку в скором времени перевели в отделение. Четырехлетний мальчик после операции на сердце два дня был в реанимации. Некоторое время ребенок находился на аппаратном дыхании, сейчас маленький пациент самостоятельно дышит.
По Актюбинской области 970 детей от 0 до 18 лет с пороками сердца.
Автор: