«Чем дальше человек от лжи, тем здоровее»
Актюбинский режиссер Андрей Иончас заглянул в гости к редакции нашей газеты. Дружеская беседа переросла в интервью. Он создавал когда-то такие известные бренды, как «Пони», «Сезам», «Лимпопо». Режиссер, оператор не любит, когда его называют творческим человеком.
Он считает себя романтиком и реалистом.
Елена РЫШКИНА
фото из личного архива Иончаса
фото из личного архива Иончаса
О рекламе
- Я поздно столкнулся с миром компьютеров, - рассказывает Андрей Бернардович. - Впервые сел за монитор после сорока. До этого меня знали как ярого противника новых технологий. Но случай забросил в торговую компанию. Пришлось осваивать новые технологии. Ночку посидел за монитором, и мне понравилось. Даже хотелось уйти в программирование, но я понял, что молодые меня обскачут, поэтому выбрал графику. Я работал со многими известными компаниями. Мои тогдашние бренды – мороженое «Пони», «Сезам» и «Лимпопо». Не хочу хвастаться, но после моих роликов продажи подскочили в несколько раз.
Сейчас Андрей Иончас ушел из рекламной деятельности. Причиной этому моральные принципы, от которых он не может отступиться.
- Я психологически стал отходить от рекламы, - рассуждает наш герой. - Что такое сейчас реклама? Как раньше она обманывала людей, так и обманывает. Но приобретает всё большую форму издевательства над народом. Сплошная ложь. Я как человек, болеющий за гуманистические идеалы, от рекламы отошел. Считаю лучшим временем развития рекламы - начало двухтысячных. Эта эпоха закончилась. У меня, по крайней мере, была возможность проверить, что я рекламирую.
Если бы я в этом деле смотрел только на деньги, то давно был бы очень богатым человеком. Не реклама изменилась, поменялась вся инфраструктура ее потребления, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Человек, делающий рекламу, должен нести ответственность за то, что он рекламирует. В фильме «Трасса 60» есть такой замечательный момент: «Все врут, а вот на сигаретах написано, что вызывают рак - вот не врут». Это реализм. А чем дальше человек находится от лжи, тем он здоровее и сделает больше полезных вещей в жизни.
О местных кинофильмах
Андрей Иончас никогда не расстается с камерой. Что интересно, ее он в руки когда-то он взял благодаря Серику Айжанову.
- Пришел к нему в студию, у него работало девять человек, - вспоминает Андрей Бернадович. - Через полгода нас осталось двое. Я смог заменить весь штат. К этому времени знал всю технологическую линейку изготовления видео.
Мы долго и упорно работали. Были удостоены гран-при по классу профессионализма за экранизацию «Запрет на жизнь». Сейчас снимать фильмы стало модным. Любой человек, купивший камеру, начинает чувствовать себя мастером, и это нехорошая тенденция. Меня здесь знают как скандалиста, волюнтариста, потому что не люблю так называемой «отсебятины». Только одному человеку я помог смонтировать фильм, потому что почувствовал там «зерно».
Это был фильм Марата Жилкибаева «Бәрі де мүмкін». Мы находимся в той фазе страны, в которой всё это не нужно. Снимать здесь бесполезно. Умею говорить, но хорошо понимаю, что не стоит высказывать всё, что думаю. У меня были серьезные конфликты с некоторыми личностями, очень известными в городе. Я жду момента, когда смогу сделать какой-нибудь серьезный проект. Камера мне нужна, чтобы поддерживать свой интеллект, быть, так сказать, в рабочей форме.
О творческом человеке
- Я не очень люблю слова «творческая личность», - признается Андрей Бернардович. - Творческая личность подразумевает безответственность. В представлении многих творческий человек пошел, напился и забросил свое дело. Я не из таких, из себя не черпаю отговорок. К алкоголю отношусь с уважением, но сдержанно. Я реалист и романтик. Реализм - не значит «как страшно» и «все плохо». Для меня, прежде всего, это ответственность – мое самое главное кредо. Знаю, никогда не сделаю трех вещей: не сопьюсь, не покончу жизнь самоубийством и не сойду с ума. Рисую я с детства. Но упаси Бог, сказать, что я профессиональный художник. Как говорили в «Маленьких трагедиях», я люблю – и кому какое дело.
О вере
- Уровень интеллекта не позволяет мне отрицать существование Бога, - говорит Андрей Иончас. - Но он же заставляет меня быть реалистом. Безусловно, ответственно отношусь к вопросу его существования. Я не буду ни глупым верующим, ни глупым атеистом. Интеллект спасает от суеверий. Вообще любую примету можно разложить аналитически. Тема суеверий не имеет никакого отношения к Богу. В церковь хожу, но не для того, чтобы что-то доказать. Бог во мне, я не соблюдаю никаких схем. Кем родился, из того должен вырасти, и умереть хочу собой. Если по дороге жизни изменюсь, значит, предам сам себя, а значит, Всевышнего. Мне этого не хотелось бы.
Автор: