«Скульпторов в Актобе – пересчитать по пальцам»
Работы Жениса Жубанкосова украшают городские площади. Это скульптура, посвященная чернобыльцам, Айтеке би, памятник Тахауи Ахтанову и народному поэту Куандыку Шангытбаеву и другие изваяния. В разговоре с Женисом ключевой шла мысль, что сейчас нет молодого поколения скульпторов. Причин этому много: непостоянная работа, сложная профессия и непонимание этого вида искусства среди актюбинцев.
Женис Жубанкосов,
скульптор
скульптор
«Я предлагал поставить скульптуру напротив Президентской школы. Идея, вроде, им понравилась, но проект так и остался проектом»
Когда делал памятник Тахауи Ахтанову, вставал в пять утра. Возьму каркас, выйду на улицу и начинаю творить. В такие моменты неважно, день или ночь. Своей мастерской пока нет, сложности с финансовой стороны. Я бы не хотел строить ее дома. Домашняя обстановка очень мешает творческому процессу. Когда работаю, мне нужно закрываться от внешнего мира.
У меня не получается быть в свободном творчестве. Есть работы, которые делал не по заказу, но они просто стоят на полках и пылятся. Иногда от жары тают. Постоянно что-то создаешь, но не все находит себе применение. Настоящий художник… если честно, это сейчас никому не нужно. Сделал скульптуру, а там как повезет. Может, кто-то заинтересуется твоей работой. Но мало, кто понимает и ценит этот жанр искусства.
Хочется предложить какие-то творческие вещи. У меня есть эскиз скульптуры «Болашак» в камерном виде. Винтовая лестница и по ней идет мальчик. Планировал использовать бронзу и алюминий. Я предлагал поставить скульптуру напротив Президентской школы. Идея, вроде, им понравилась, но проект так и остался проектом. Были мысли поставить лестницу и мальчика на аллее в одиннадцатом микрорайоне.
В нашем городе не хватает свободных идей. Почему бы в парке не поставить в натуральную величину скульптуру из бронзы? И пусть для актюбинцев в ней будет скрываться что-то символичное. Например, коснешься ее, и желание исполнится. Придумать какую-нибудь легенду. И дети будут верить в эту традицию. Скульпторам нужно совместно работать с архитекторами. В Актобе это не принято. Если проводится проектный конкурс для скульпторов, то в нем должны участвовать и архитекторы.
Я с детства что-то лепил. До шести лет жил в поселке. Пластилина не было, мастерил из глины. Как-то поехал в гости, смотрю, деревянные окна чем-то замазаны, похоже на глину. Я же не знал, как выглядит пластилин, пока сидел, весь его содрал с окошек. Яркое детское воспоминание как сестра привезла мне первую пару пачек пластилина. И это было для меня таким подарком! Родителям посоветовали отдать меня в художественный лицей. Первый год мне было там неинтересно. Рисовать не нравилось, всегда тянулся к лепке. Но когда у нас начала преподавать Марина Васильевна, я начал ходить в лицей почти каждый день. Благодаря ей, мне стало интересно учиться. На встречу президента с одаренными детьми из лицея отправили меня. Эта встреча стала большим толчком. Я стал идти к своей мечте.
Поступил в Академию искусств имени Жургенова. Первый год в Алматы было учиться сложно. Все ребята на год-два старше. Потом окончил магистратуру. И после этого практически не выходил из мастерской. Помогал делать скульптору Бахытжану Абишеву - памятник Исатаю и Махамбету. Участвовал в создании проекта памятника Алие Молдагуловой. И в это время появилось желание – делать именно памятники. Наверное, еще из школы идет интерес к истории. Ведь это не просто нужно поставить фигуру. Ты читаешь об этой личности много информации, подбираешь одежду. В общем, создаешь цельный образ. У меня есть мечта - поставить в городе два больших конных памятника.
«У меня дома есть работы, которые я делаю больше десяти лет. Каждый раз к ним возвращаюсь, как появляется время»
Скульпторов в Актобе можно пересчитать по пальцам. Это очень тяжелая работа. Даже из тех, кто со мной учился, двое трудятся по специальности. Остальные уже не лепят, занимаются другим делом.
На зарплату учителя прожить трудно. Одно время преподавал в художественном лицее. И мне надо было находиться там с утра до вечера. Для творческого человека с таким графиком сложно. Я видел много талантливых детей, работая в художке. Но, к сожалению, некоторые родители хотят, чтобы из них выросли технари, экономисты. А бывает, наоборот, у ребенка совсем нет желания ходить, а его мучают художественным лицеем.
Трудно найти заказ. Те, кто работает давно, не дают пробиться молодежи. Я тоже через это прошел, когда выиграл конкурс на разработку монумента Айтеке би. Комиссия мешала, хотела пропустить свой проект. Хотя я честно выиграл конкурс, и у меня была лучшая работа. Поддержал акимат и жители города. После такого давления не мог долго работать, ощущал торможение.
Дома есть работы, которые я делаю больше десяти лет. Каждый раз к ним возвращаюсь, как появляется время. На некоторые экспонаты уходит по полгода. Все зависит от размера и материала.
Собак очень люблю, это моя отдушина. Держу среднеазиатов – волкодавов, больше десяти голов, не считая щенков. Это не назовешь бизнесом, скорее, банкротство. Есть отдача, но нет конкретной цели – зарабатывать на собаках. В Алматы познакомился с человеком, который занимается собачьими боями. Привез оттуда родителям щенка, так и началось мое увлечение. Сначала занимался выставочными собаками. Потом мои английские сеттеры стали чемпионами России и Казахстана. Я в детстве смотрел фильм «Белый Бим - Черное ухо» и с тех пор мечтал о такой породе.
Собаководство занимает много времени. Мне помогает брат. Родители не понимают моего увлечения. Наверное, из-за того, что я много в это дело вкладываю. Супруга поддерживает. Я думаю, почему мы потеряли наши казахские породы - тобет и тазы? Эти собаки практически исчезли. Раньше люди держали их для охраны отар. Порода очень серьезная. Представьте, вес килограммов шестьдесят, доходит до ста. Не каждый захочет заводить такую собаку. Мало кто из казахов сейчас вообще занимается собаководством.
Было время, когда соседские дети прибегали посмотреть на моих питомцев. Наши собаки очень добрые, они чувствуют, когда перед ними маленький ребенок. И мои дети их не боятся. Думаю, они тоже будут со временем заниматься собаководством, а вот скульпторами я их не вижу.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: