Гуляим Калдыбаева: «Если ребенку не нравится Мона Лиза – это нормально»

Гуляим Калдыбаева: «Если ребенку не нравится Мона Лиза – это нормально»

Гуляим КАЛДЫБАЕВА, методист городского художественного лицея, искусствовед и секретарь городского клуба ЮНЕСКО

Про современное искусство

Я очень уважаю современное искусство. Оно всегда было и остаётся рупором времени. Ведь оно в первую очередь должно отражать происходящее - в обществе, в политике, в социуме. Современное искусство - своего рода универсальный, безбарьерный язык. Через него проще выразить свою позицию, боль, переживания - и сделать это интересно.

Естественно, что современное казахстанское искусство мне особенно по душе. Оно стало гораздо более многогранным. Если раньше художниками, в основном, были мужчины, то сейчас если посмотреть на шорт-листы международных биеннале и казахстанские выставки - доминируют женские имена. У нас современное искусство носит деколониальный характер и выходит за рамки привычной живописи: инсталляции, арт-объекты, фотография, диджитал-арт - это всё тоже формы выражения.

Одна из свежих и радостных новостей: известная казахстанская художница Алмагуль Менлибаева вскоре откроет в Алматы первый полноценный музей современного искусства. Это большое достижение. Где нам показывать наше искусство, как не у себя в стране?

Казахстанские художники активно выходят на международную сцену. Например, Ая Шалкар - её диджитал-арт и арт-объекты выставляются в Нью-Йорке. У каждого художника - свой путь. Взять, к примеру, японскую художницу Яёи Кусаму. Её визуальный язык - это горошек, тыквы, точки визуальные пространства. Он прост, наивен, понятен - и в этом сила. С ней сотрудничают мировые бренды, например, Louis Vuitton.

Современное искусство, на самом деле, не такое сложное, как кажется на первый взгляд. Не нужно знать всю историю живописи, как при анализе полотен старых мастеров. Здесь работают простые визуальные коды. Дэмиан Херст, например: его работа «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (акула в формальдегиде) выставлена в «Метрополитен-музей» в Нью-Йорке. Его язык - это шок, резкость восприятия и прямое воздействие на зрителя.

А вот нашумевший «банан, приклеенный скотчем» - не арт-объект в признанном смысле. Это был скорее перформанс, разовая акция. Никто его официально не отбирал. Но СМИ растиражировали, и публика приняла это, как яркий образец «непонятного и очень странного современного искусства».


Про экоактивистов и хайп

Сейчас есть мода на протесты через порчу картин. Экоактивисты врываются в музеи, обливают и стараются испортить произведение искусств. Естественно, это всего лишь попытка привлечь внимание, хайп. И здесь важно понимать разницу между искусством и эпатажем.

Как преподавать искусство детям

Я преподаю историю искусства детям от 12 до 17 лет. Мы начинаем с искусства Казахстана и дальше движемся по миру. Конечно, мои ученики - академисты. Им ближе классическая школа. Поэтому, когда мы обсуждаем современное искусство или, скажем, Малевича, часто возникает с их стороны скептицизм.

Но тут я всегда вспоминаю слова Пикассо. Он говорил: «Чтобы научиться рисовать, как ребёнок, мне потребовалась вся жизнь». Вы вспомните, как в детстве брали краски и выражали свои эмоции напрямую. И уметь быть таким художником, избавившись от всей шелухи - первоочередная задача любого творчества, на мой взгляд.

Ценность произведения искусства определяется не тем, насколько оно известно, а тем, что вы чувствуете, глядя на него. Если ребёнку не нравится «Мона Лиза» - нормально. Это общепризнанный шедевр, но восприятие - всегда личное.

Талант - это не всё. Без трудолюбия он не работает. Бывают дети, у которых просто особое чувство цвета, композиции. Они берутся за что угодно - и у них получается. Это врождённое. Есть те, кто должен идти с азов. Им необходимо изучить базу и с помощью собственных усилий прийти к успеху. А есть те, кому (как бы грубо это ни звучало) не дано. Сколько бы лет они ни учились - даже горшок не получится. И это тоже нормально. Не всем быть художниками.

Зачастую, талантливые дети потом выбирают другой путь в жизни. Потому что боятся: взрослая жизнь, дедлайны, заказы, правки. Арт-рынок в Казахстане развит слабо. Инвесторов мало. Аукционов - единицы. Быть художником у нас - это часто история про энтузиазм и самоотдачу, в надежде пробиться на мировую сцену.

Визуальный облик города

Мне очень нравится архитектура старой части Актобе. Да, это советское наследие, но оно красивое и гармоничное. Это смесь петровского барокко и сталинского брутализма. А вот новые микрорайоны и их псевдолофт выглядят хуже. Всё из-за нагромождения стилей. Получается эклектика - и не в хорошем смысле.

Например, в Алматы чувствуется баланс между искусством и архитектурой. А в Астане много пустого пространства между красивыми зданиями.

О культурном уровне в Актобе

Как вы знаете, в Алматы во время войны переехали театры, киностудии, музеи. И за короткое время город окультурился. И там до сих пор стараются, не снижают планку - любой художник там может выразить себя.

А вот в Актобе к искусству относятся плохо. Не потому, что люди плохие, просто уровень жизни таков. По музеям и выставкам почти не ходят - я не могу осуждать за это. Уровень жизни равен уровню созидания. Горожане устают, работают, решают бытовые проблемы, и им не до искусства. Как в пирамиде Маслоу: когда не удовлетворены базовые потребности, очень трудно рассуждать о творчестве или создавать.

Абай в «Словах назидания» говорил: «Созидает только сытый». И он абсолютно прав.


Роль искусственного интеллекта

Искусственный интеллект - в первую очередь продукт генерации. Он работает через коды, слова. Но для меня, увы, это не настоящее искусство, а подделка. Он загружен под завязку историей мирового искусства, и просто перемешивает это, создавая нечто новое, но это не равно художественному творчеству.

Полностью отрицать ИИ я не могу. Сейчас ЮНЕСКО работает над этическими нормами его использования в искусстве. Необходимы чёткие правила. Иначе каждый, кто сгенерировал картинку, может называть себя художником. А это девальвация искусства.

Современным художникам сейчас особенно важно защищать авторские права. В Казахстане с этим большие проблемы. Авторство, копирование - всё это надо регулировать и защищать свою интеллектуальную собственность.

Лекции и планы

Совместно со своими коллегами мы читаем лекции про историю искусства, про кино. Проводятся они в Mount Orta. Это как лайв-толк, где зрители могут задавать вопросы и делиться своим мнением, что критически важно. Планируем запустить книжный клуб и обсуждать те книги, которые читали все.


Автор: Рустам Тулекешев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031