Экоактивисты из Актобе требуют остановить добычу нефти на «Кокжиде»
![Экоактивисты из Актобе требуют остановить добычу нефти на «Кокжиде»](/uploads/posts/2025-02/1738836288_1.jpg)
Известные актюбинские общественники и экозащитники выступают против решения первого заместителя премьер-министра Романа Скляра о недопущении остановки добычи нефти на месторождении подземных вод. Они требуют от властей исполнить в полной мере план поэтапной ликвидации нефтескважин.
Напомним, в прошлом выпуске «Актобе Таймс» были опубликованы официальные ответы министерства экологии и министерства энергетики по ситуации с месторождением подземных вод «Кокжиде».
Минэкологии сообщило, что первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Роман Скляр поручил не допустить остановку добычи нефти на «Кокжиде» осенью прошлого года. О чем, кстати, общественности ничего известно не было.
Оба ведомства признали, что теперь всерьёз рассматривается вопрос не о поэтапной ликвидации нефтескважин на «Кокжиде», а о поиске таких технологий, которые позволят добывать нефть, якобы, не допуская загрязнения воды. Министерством водных ресурсов и ирригации уже утверждён проект на тему «Геоэкологические и гидрогеологические исследования в пределах территории песчаного массива Кокжиде». Данным исследованием займется «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» (куда входят 5 компаний, которые добывают нефть на «Кокжиде») и Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева из Алматы.
Вопреки Экологическому кодексу
Директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин считает, что правительство нарушило статью 15 Экологического кодекса «Участие общественности в принятии решений», где прямо говорится, что государственные органы или должностные лица, принявшие решение по вопросам, касающимся окружающей среды, обязаны незамедлительно проинформировать об этом заинтересованную общественность.
![](/uploads/posts/2025-02/1738836292_mandrykin.jpg)
- Нас держат за дураков, и, мало того, это плевок в лицо общественности. Это полностью игнорирование Экологического кодекса, по моему мнению. Скляру надо было хотя бы обосновать его перед общественностью. По какому праву они выносят такое судьбоносное решение? При таком подходе заведомо ставятся во главу угла интересы добычи нефти. В этом и есть весь цинизм! – уверен Александр Мандрыкин.
Александр Мандрыкин напомнил, что за спасение месторождения «Кокжиде» экоактивисты бьются уже много лет. И решение, которое власти ранее приняли о поэтапной остановке нефтедобычи, было большой победой.
- Конкретно переобулись они, но этого и следовало ожидать, это предсказуемо было по первым действиям. Когда общественность была наиболее активна три года назад по вопросу с «Кокжиде», тогда прокуратура выносила решение, мы выезжали на места, был разговор: «Вот сейчас закроем». Мое мнение – «Кокжиде» вообще нельзя трогать! Это единственный источник такого масштаба, сопоставимого по своей уникальности с озером Байкал для России. И вот сегодня свели вопрос с сохранения его в совсем другую плоскость - как сделать добычу нефти безопасной для «Кокжиде». Ну, почему вы перепрыгиваете, объясните мне? Никто не гарантирует 100% безопасности для этого уникального источника. При Союзе отстояли же это месторождение, не дали трогать, но при вас начали добывать там нефть, вот и бардак начался!
Экоактивист убежден, что недропользователи должны покинуть месторождение:
- Всех недропользователей оттуда надо выводить. Мое мнение: когда зависимость от иностранных инвестиции ставится выше, их интересы становятся государственной политикой уже несмотря ни на что. Предлагаю рассмотреть финансовую состоятельность региона, и искать для добычи нефти другие места, не трогать внутренние запасы. Если у вас не хватает денег, то продолжать добывать нефть на «Кокжиде» - это не самое лучшее предложение, я бы сказал преступное. Давайте зашивать дыры в карманах, через которые утекают средства. Нужно постепенно выводить добычу оттуда, искать источники финансирования в другом месте во исполнение контрактных обязательств. Либо пересматривать контрактные обязательства по вновь открывшимся обстоятельствам. Вода в «Кокжиде» дороже сейчас для нас! Потом спохватимся, будет поздно.
«Мы будем сохнуть!»
Организатор волонтерского движения «Актобе, дыши!» Евгений Лазарчук также считает необходимым остановить добычу нефти на «Кокжиде», и этот вопрос становится тем острее, чем больше нарастает дефицит воды в Казахстане.
![](/uploads/posts/2025-02/1738836289_lazarchuk.jpg)
- Я глубоко удивлен действиями и мыслями Романа Скляра, - говорит Евгений Лазарчук. - Хотя президент сказал, что нужно сохранить воду, но министерство всячески пытается задавить департамент (экологии), чтобы те не вмешивались в деятельность нефтедобывающих компаний и не заставляли их оттуда забирать свои манатки. Если скважины будут продолжать работать, естественно, будет продолжаться загрязнение подземных вод. Тогда рассчитывать нам на воды «Кокжиде» не стоит, ибо они уже были заражены, загажены. На протяжение двух лет департамент экологии туда не выезжал на замеры, естественно, никто не знает, что там происходит. Данный источник будет утрачен для чьей-то выгоды.
«Кокжиде» изгадили весь, и мы, по всей видимости, потеряем последний источник воды для себя. Потом будем судорожно искать новые возможности, как на Каспийском море строить реактор (для опреснения воды) будем... Что еще остается, если наши месторождения по воде истощаются. Насколько нам хватит «кундактыкырской» воды (Кундактыкырское месторождение воды в Актюбинской области. – Авт.), никто не знает. Город расстраивается, «вторичку» мы до сих пор не используем, воды будет скоро совсем мало. Ее и так, по сути, нет, уже запрещают поливать и тому подобное. Мы будем сохнуть!
Автор: Артур Сайын