Спасение Шалкара и реки Каулжур: общественники просят помощи у Асхата Шахарова
Защитники экологии обратились к акиму Актюбинской области с просьбой отменить проект по добыче песка в русле Каулжура, который способен уничтожить не только реку, но и озеро Шалкар. По мнению экоактивистов и ученых, проект может привести к ликвидации города, в котором проживает почти 30 тысяч человек.
В октябре 2024 года репортеры «АТ» выяснили, что актюбинское ТОО «KMD Group» планирует добывать песок и гравий на месторождении «Улпан» в Шалкарском районе. Казалось бы, ничего чрезвычайного в этом нет. Огромные наделы земли в Актюбинской области законными и незаконными способами отданы под добычу ископаемых. Но, отрисовав координаты месторождения, репортеры «АТ» выяснили, что добывать песок намерены практически в самой реке Каулжур, превратив 7 километров русла в огромный карьер.
Годы разрушения
Разрушать берега Каулжура компания намеревается до 2037 года. В год планируется извлекать 19 тысяч кубометров песка и гравия. Итого из русла Каулжура выгребут 230 тысяч кубометров грунта.
О планах ТОО «KMD Group» редакция сообщила актюбинским экоактивистам и ученым, проводившим обследование Каулжура в 2021 году. От проекта и те, и другие пришли в ужас.
Дело в том, что река Каулжур, берущая начало в Мугалжарских горах, питает озеро Шалкар, расположенное возле одноименного районного центра. При этом и река, и озеро год от года мелеют.
К пересыханию реки приводит уничтожение Мугалжарских гор щебеночными заводами, а также многочисленные запруды и плотины, поставленные по ее течению. Из-за этого мелеет и озеро Шалкар.
Общественники и ученые признали, что добыча песка и гравия на реке Каулжур приведет к чудовищным последствиям, как в экологическом, так и экономическом плане. По их мнению, высыхание озера поставит под вопрос сам факт существования города Шалкар и близлежащих поселков. Возникнет необходимость в расселении города, в котором на данный момент проживает более 28 тысяч человек.
Отказали в участии
Жители Шалкара, как и экоактивисты, проживающие в Актобе, планировали принять участие в общественных слушаниях, которые компания «KMD Group» назначила на 17 декабря. Правда, проводить их решили не в Шалкаре, а на железнодорожной станции «Улпан», до которой полдня пути, а при декабрьском бездорожье - и целый день. Естественно, добраться до станции экозащитники не могли. Понадеялись на участие в видеоконференции, которую должно было организовать руководство ТОО. Но интернет-связи на станции не оказалось. Поэтому принять участие в слушаниях не смогли ни общественники, ни сотрудники Департамента экологии.
При этом до слушаний Общественный фонд «Имени Шүйт ата ұрпағы» обращался к местным властям с просьбой перенести слушания в Шалкар или Актобе. Просьбы не услышали. Но собрание было признано состоявшимся. Как сообщили представители фонда редакции «АТ», участники слушаний проект одобрили.
К акиму за помощью
В 2025 году борьбу за реку и озеро экоактивисты продолжили. 17 января руководство фонда «Имени Шүйт ата ұрпағы» направило обращение на имя акима Актюбинской области Асхата Шахарова.
«Просим вас на законных основаниях отменить план горных работ по добыче смеси щебня и песка на месторождении «Улпан» в русле реки Каулжур, поскольку проект окажет влияние на экологическую обстановку всего Шалкарского района», - пишут общественники.
Ответа от главы региона руководство фонда не получило. Пришло лишь уведомление о том, что обращение было перенаправлено в Управление природных ресурсов и регулирования природопользования. К слову, как выяснили репортеры «АТ», в этом ведомстве до сих пор не назначен руководитель. А прежний начальник пересел в кресло главы Управления сельского хозяйства. Также в ведомстве ранее работали бывшие сотрудники отделов ЖКХ, не имевшие профильного образования.
Одобрили?
16 января на Государственном экопортале было опубликовано «Заключение по результатам оценки воздействия на окружающую среду «Добыча гравийно-песчаной смеси на месторождении Улпан». Документ был подготовлен Департаментом экологии Актюбинской области. В резолютивной части экологи заключили, что «Отчет о возможных воздействиях к «Плану горных работ на добычу гравийно-песчаной смеси на месторождении «Улпан» соответствует экологическому законодательству. Но при этом департамент подчеркнул, что при дальнейшем рассмотрении проекта добычи песка необходимо учитывать требования водного законодательства.
Позиция департамента
Чтобы разъяснить позицию ведомства, репортеры «АТ» обратились к заместителю главы Департамента экологии Талапу Уснадину.
Во-первых, эколог объяснил, что в компетенцию ведомства не входит признание или непризнание общественных слушаний состоявшимися.
- Касательно общественных слушаний: мы не можем признать их состоявшимися или не состоявшимися. Потому что это не входит в нашу компетенцию. Те обращения, которые ранее к нам поступили, мы направили в Управление природных ресурсов, потому что они организаторы, то есть это их компетенция, - сообщил Талап Уснадин.
Также эколог пояснил, что департамент не вправе принимать решение о судьбе проекта. Тем не менее, экологи сделали все от них зависящее для сохранения реки Каулжур.
- Касательно вот этого «Заключения»: здесь тоже они не подпадают под нашу категорию разрешений. Компании разрешение выдает Управление природных ресурсов. Но мы здесь, в своем «Заключении», рекомендовали Управлению природных ресурсов следующее: если они будут выдавать разрешение, то обязательно, чтобы были согласования с «водниками», то есть с Министерством водных ресурсов, касательно всех водоохранных полос и водоохранных зон.
Лишили полномочий
Талап Уснадин напомнил, что после создания Министерства водных ресурсов у региональных департаментов экологии забрали часть полномочий.
Напомним: передать эти полномочия должны были региональным «представительствам» Министерства водных ресурсов. Таковым, к примеру, является Жайык-Каспийская бассейновая инспекция, офис которой расположен в Атырау. Но из-за несовершенства законодательной базы специальных полномочий инспекции еще не получили. Предполагается, что инспекции, подобные Жайык-Каспийской, смогут брать пробы для анализа воды, появятся у них и расследовательские функции, но только после принятия нового Водного кодекса.
- Вопросы, касающиеся водоохранных полос и водоохранных зон, из нашей компетенции тоже забрали, - говорит Талап Уснадин. - При этом госорганы, у которых мы запрашивали оценку проекта, дали ответ, что документация, подготовленная компанией, соответствует экологическому законодательству. И мы пишем в «Заключении», что обязательно нужно учесть требования, предъявляемые по водным ресурсам.
Добыча незаконна!
На что же ссылается Департамент экологии? Ведомство напоминает, что, согласно статьям 125 и 126 Водного кодекса, на водных объектах и в пределах водоохранных полос запрещается проектирование, строительство и размещение новых объектов, проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров, в том числе добыча полезных ископаемых.
То есть, даже действующий Водный кодекс запрещает добывать песок и гравий в русле реки Каулжур!
Также Департамент экологии учел тот факт, что Жайык-Каспийская бассейновая инспекция на запрос ТОО «KMD Group» ответила, что для реки Каулжур не установлены водоохранные зоны и полосы.
«При отсутствии на территории установленных на водных объектах водоохранных зон и полос, соответствующее решение о реализации намечаемой деятельности следует принять после установления водоохранных зон и полос», - пишет Департамент экологии.
То есть и закон на стороне защитников Каулжура и Шалкара, и сотрудники Департамента – за спасение водоемов. Осталось узнать мнение главы региона.
Автор: Ренат Таипов