Оксана Кичигина: «Наши спасатели – настоящие герои!»
Диспетчер-спасатель оперативно-спасательного отряда ДЧС Актюбинской области МЧС РК
Морская душа
В юности я мечтала поступить в мореходное училище. В то время существовали такие объёмные справочники для абитуриентов, я из них выписывала адреса и отправляла письма в разные учебные заведения, где готовили моряков, но каждый раз получала отказы, потому что в мореходку не принимали девочек.
Возможно, эта детская мечта всё-таки повлияла в дальнейшем на выбор профессии. И хотя моё первое образование – электротехническое (я получила его в техникуме при химзаводе в Актобе) в более зрелом возрасте поступила в Институт управления рисками и комплексной безопасности в Оренбурге и стала инженером по безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Работаю спасателем…
В спасатели я пришла 1 апреля 1990 года. Это было трудное для всей страны время, и нам тоже было очень тяжело работать, потому что не хватало ни специальной техники, ни оборудования, ни снаряжения. На 15 водолазов было 2-3 костюма, да и те ребята сами без конца латали и подклеивали, а на выезды, на поиски тел утонувших людей приходилось отправляться на своём личном автотранспорте или просить об этом родственников. У нас было 3 спасательных станции: один вагончик на Илеке, другой на Актюбинском водохранилище и третий - в районе старого малбазара. Вот и вся наша спасательная служба на воде.
С тех пор, конечно, произошло много изменений. Со становлением и развитием нашего государства, соответственно, стала развиваться и наша служба. Улучшилось оснащение, появилась техника, лодки, индивидуальные водолазные костюмы. Открыли две новейших современных спасательных станции – двухэтажное большое здание на Актюбинском море и здание недалеко от земснаряда по улице Нокина. На одной из спасательных станций ребята своими силами построили полигон, на котором занимаются, проводят специальные тренировки.
В 1996 году службу водолазов выделили в отдельное направление от общества спасения на водах, и она функционировала как водно-спасательная служба до 2015 года, когда произошло объединение с оперативно-спасательным отрядом.
…и ангелом-хранителем зовут меня не зря
Конечно, можно вспомнить много случаев из нашей практики. Что важно отметить, фактов спасения людей у нас по статистике всегда больше, чем тех, когда спасти их не удалось. Если за год, скажем, тонет в среднем 20-25 человек, то спасённых за это время больше 50 человек. Это и взрослые, и дети.
На Актюбинском водохранилище во время паводка был случай, когда трое подростков решили покататься на льдинах, и их начало уносить в сторону дамбы, но наши ребята успели по таким же льдинам добраться до них со спасательными жилетами и кругами, спасли их. Был случай, когда вытаскивали на берег рыбаков на том же водохранилище: спасатели, проводя обход, увидели, что их машина начала уходить под лёд, и вовремя подоспели на помощь.
На Илеке, на Жилгородском пляже, спасли беременную женщину - она зашла в воду, начала тонуть. Мы достали её из воды, откачали, она осталась жива. Спасали детей неоднократно на том же земснаряде. Часто бывает, что дети приходят группами без взрослых.
Вспоминается один, к сожалению, печальный случай, когда трое парней во время паводка на Каргале в районе Жилянки решили испытать «экстрим» и поплыли на лодке по разлившейся реке. Потом в панике, на большом течении двое смогли уцепиться за растущее там дерево (их потом оттуда сняли подплывшие на лодке спасатели), а третий парень какое-то время тоже держался за это дерево, но потом сорвался, его унесло водой, и, к сожалению, мы его так и не нашли…
Ещё мне врезался в память случай, когда на Илеке мы спасали семилетнего мальчика. Папа сидел на берегу, выпивал в компании, а ребёнок утонул, и никто не видел, как и когда. Женщина зашла в воду и наступила на него. Мальчика вытащили, откачали, наш доктор запустил ему сердце, восстановил дыхание, но, к сожалению, через 4 дня ребёнок умер в отделении реанимации. Мы отслеживали его состояние, периодически созванивались с докторами и очень переживали, когда это произошло.
Я теперь перешла в дежурную часть, координирую деятельность своих спасателей, отправляю их на вызов, на выезд. И, пока они на выезде, я с ними на связи. Конечно, каждый раз, когда ребята выезжают, я переживаю не только за них, но и чтобы там, где они будут работать, с теми людьми тоже всё было хорошо, и все были живы и здоровы.
Неблагодарная работа
Как это ни удивительно, но за всё время моей работы не было случая, чтобы кто-то из спасённых пришёл и выразил спасателям благодарность.
Более того, произошло однажды даже так: наш спасатель прыгнул в реку (а на дворе была уже поздняя осень), вытащил уже порядком нахлебавшегося воды пьяного мужчину, откачал его, а тот, придя в себя, полез к нему драться, ударил спасателя по лицу.
Или другой случай. Приезжаем по вызову - сидит компания на берегу, опять-таки все нетрезвые. Говорят: человек утонул, вот его вещи, а самого нет. Мы вызываем водолазов, выезжает группа, начинаем его искать всеми, как говорится, мыслимыми и немыслимыми способами. Одни водолазы идут под воду, другие спасатели на лодке, бросают «кошку» - это специальное приспособление, чтобы тралить дно, ищут сутки, ищут двое, проверяют дно, а на третьи сутки выяснилось, что «утопленник» как был, в одних плавках, ушёл в гости к своей знакомой, а компания, потеряв его из виду, подняла переполох.
Не супермены спешат на помощь
Задача аварийно-спасательной службы состоит в том, чтобы предпринять все возможные меры для спасения, в первую очередь, попавших в беду людей. Пожары, аварии, происшествия на воде – для наших сотрудников работы всегда хватает. Но случается так, что нас вызывают и когда дверь в квартиру захлопнулась, замок заклинило. Или сердобольные старушки звонят, чтобы мы помогли им кошку с дерева снять. Если есть время и возможность, мы и тут, конечно, готовы прийти на помощь. Потому что иногда бывает так, что хозяева сами лезут на дерево, чтобы спасти пищащего там котёнка, и вот тогда наступает для нас настоящая работа: мы едем, чтобы уже снимать с деревьев не только животных, но и забравшихся туда людей.
Ещё меня удивляет, что наши сограждане считают так: если мы спасатели, то должны обладать сверхспособностями, чуть ли не как супермены летать и по отвесной стене или дереву забираться наверх. На самом деле, наши ребята – это обыкновенные люди: подставили лестницу, поднялись по ней, а там ветки тонкие, человека не выдержат. Они начинают проявлять находчивость, чтобы достать того же котёнка: трясут дерево, наклоняют ветки, один пытается зацепить или столкнуть его, а другой ловит внизу. А зеваки вокруг стоят и говорят всякие нелестные комментарии в их адрес.
Настоящие герои
Я работаю в спасательной службе уже почти 35 лет, но не помню такого масштабного паводка, как тот, который случился в этом году. Да, было так, что мы работали и днём, и ночью, вывозили людей с затопленных талой весенней водой районов, но такого точно не было. Есть специальная статистика, из которой видно, что такие большие наводнения происходят с периодичностью один раз в 50, и даже 100 лет.
И я могу с уверенностью сказать, что наши ребята, принимавшие участие в спасательных операциях во время недавнего наводнения, - настоящие герои. Ерсайын Нуржанов спас, вывозя на лодке, более двухсот человек в Хобдинском районе. Алдияр Турсунов в Иргизском районе в течение целого месяца не только перевозил людей, но и обеспечивал постоянную связь с посёлками, оставшимися в зоне затопления: доставлял туда на лодке каждый день продукты, топливо, электростанции. Команда Мурата Мурзагереева работала на протяжении почти двух месяцев в Кульсары, занимаясь эвакуацией пострадавших. И таких героев у нас очень много.
Они спасали людей, заходя в ледяную воду. К примеру, в дачных кооперативах, где часто встречаются заборы, коряги или деревья и легко повредить резиновые лодки, спасатели, надев «вейдерсы» или ОЗК, входили в воду по пояс или даже по грудь. Бывало такое, что ребята даже ночевали, не отходя от тех мест, где они спасали людей, видя, что вода прибывает. Они могли позволить себе вздремнуть пару часов возле своих лодок и продолжали дальше заниматься эвакуацией.
В период наводнения люди в основном проявили мужество, сплотились и доброжелательно относились к спасателям. Но иногда возникали ситуации, когда они обращались с просьбой просто забрать документы из своих домов. Люди говорили: «Вы меня эвакуировали, а бумаги остались». Спасатели отправлялись по таким запросам, а оказывалось, что люди просто хотели проверить состояние своего жилья. Были случаи, когда просили вывезти на лодках из затопленных домов бытовую технику, холодильники или телевизоры. Одна женщина заявила, что её муж-инвалид остался в доме, и попросила его спасти: «Он на чердаке, на крыше». Спасатели вместе с ней поплыли туда, но на чердаке оказались лишь её сумки с личными вещами, и она призналась, что никакого мужа-инвалида у неё нет.
За равное количество погружений и подъёмов
У нас есть такой девиз (даже можно так сказать, тост) - чтобы количество погружений водолазов под воду равнялось количеству их подъёмов на поверхность. Потому что это очень опасно: под водой парни работают практически вслепую, в наших водоёмах ничего не видно на уровне вытянутой руки. То есть, даже если ищут тело какого-то утонувшего человека, они это делают вслепую, не видят ничего, идут на ощупь. Вода и мутная, и грязная, и замусоренная - куча пластиковых бутылок, стаканчиков, пакетов, чего там только нет.
Где-то в каких-то водоёмах арматура торчит, бетонные блоки, и всё это очень-очень опасно. Один водолаз идёт под воду, а на сигнальном конце (это такой длинный провод) стоит другой водолаз, который подаёт ему под воду сигналы: иди правее, иди левее. Это не просто так, что он надел водолазный костюм и пошёл. По сути дела, водолаз всю жизнь учится на практике. Теория - это одно, а на практике всё может быть по-другому, потому что там, под водой, они могут столкнуться с различными ситуациями, в том числе опасными для жизни.
Предотвратите трагедию
Я считаю, что необходимо с раннего возраста обучать людей элементарным правилам поведения в экстренных ситуациях и оказанию первой помощи пострадавшим. Это поможет предотвратить множество трагедий.
Например, при ожогах многие люди начинают мазать поврежденный участок жиром, что крайне неправильно. Нужно охладить место ожога водой или льдом, и обратиться к медикам.
Существует заблуждение, что при ударе током человека нужно сразу же закопать в землю. Это недопустимо, так как сердце уже испытывает нагрузку, и дополнительное давление только усугубит ситуацию. Также если вы видите электрический провод, ни в коем случае не пытайтесь трогать его руками!
При утоплении пострадавшему необходимо выполнить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Следует сделать 20 нажатий в области грудины, мечевидного отростка, чуть ниже соска, и продолжать искусственное дыхание, пока пострадавший не начнёт дышать самостоятельно. Если у него поднимается живот, значит, воздух попал в желудок, нужно аккуратно освободить его и повторить, пока не поднимется грудная клетка.
Если маленький ребенок подавился мелкой игрушкой или таблеткой, его следует поднять за ноги вниз головой и надавить на корень языка, чтобы вызвать рвотный рефлекс.
Ну и везде, в любой ситуации, нужно вызывать специалистов, которые окажут квалифицированную помощь.
Моя семья
Я очень люблю свой родной город. Где бы я ни была, куда бы ни выезжала, всегда стремлюсь поскорее вернуться домой. Два-три дня, и потом уже готова хоть пешком уйти в Актобе.
Мои родители прожили здесь вместе с того момента, когда отец приехал из Украины сюда, на целину, по комсомольской путёвке. Моя мама - немка, её семью накануне войны репрессировали и сослали в Казахстан. У меня есть родной брат Владислав. Он когда-то тоже работал в нашей службе, бывший водолаз (хотя бывших водолазов не бывает!), сейчас у него свой семейный бизнес.
Муж, Сергей, раньше работал в автоколонне 2577, сейчас уже на пенсии. Двое детей, дети взрослые, самостоятельные. Дочь Валентина, живёт с семьёй в Санкт-Петербурге - уехала туда учиться и после учебы вышла там замуж, осталась. У неё двое детей, Марина и Даниил.
Мой сын, Лев, по образованию инженер-электрик. В прошлом году женился и уехал жить в Оренбург.
У меня много различных хобби. Я люблю работать в саду, выращивать цветы. Вышиваю бисером картины и иконы, дарю их родственникам и друзьям. А недавно увлеклась ещё и изготовлением декоративных свечей и мыла.
Сила народная
Я побывала во многих странах как бывшего Советского Союза, так и других, у меня есть родственники в Германии, и хочу сказать, что такого дружелюбного и гостеприимного народа, как у нас в Казахстане, больше нет нигде. Нигде нет такого, чтобы пришёл человек, совершенно незнакомый, а его тут же сажают за стол и накрывают щедрый дастархан. Когда я это говорю, у меня даже слёзы сейчас брызнули из глаз. Вот в этом, наверное, наша сила, что мы умеем принимать гостей, умеем дружить.
Я считаю себя представителем уже старшего поколения, и мне всегда вспоминается, как в детстве мы жили в пятиэтажном доме с восемью подъездами, а наши родители знали в лицо всех детей и друг друга, мы общались и могли спокойно гулять во дворе. Если хотели пить, то просто выносили алюминиевый ковш с водой из-под крана и поили всех по очереди из него, а ещё кто-то приносил из дома кусок хлеба, посыпанный сахаром, и каждый от него откусывал. Это была настоящая дружба и единство.
К сожалению, я всё меньше вижу это среди современных детей. Почему так происходит? Может быть, это наша вина - мы их лишний раз стараемся оградить от чего-то. А, может быть, в этом виноват прогресс и тот же интернет - дети перестают общаться с другими детьми «вживую» и отучаются дружить по-настоящему.
Оксана КИЧИГИНА рекомендует:
Книга: Валентин Пикуль «Фаворит»
Фильм: «Легенда №17»
Музыка: Антонио Вивальди
Блюдо: Жута
Город: Санкт-Петербург
Беседовал Марат ТАНКАЕВ
Автор: Марат Танкаев