«Наступило время объединения»
Мади РАИМОВ, казахстанский писатель и общественный деятель
Перед выбором
Когда в 2001 году окончил исторический факультет актюбинского университета имени Жубанова, я, как, наверное, большинство людей в таком возрасте, стоял перед сложным выбором. Куда пойти, как зарабатывать деньги на жизнь? В бизнес? Деньги нужны, стартовый капитал. В акимат? Связи нужны. И я ушёл в общественную жизнь.
С «Нур Отаном» немножко поработал, потом в 2003 году создал молодежную биржу труда, где проработал около года, и закрутился в общественной жизни. Меня пригласили возглавить «Выбор Молодых», молодежное крыло партии «Асар», я долгое время там работал, до 2006 года. Потом, когда «Асар» расформировался, отдельно зарегистрировал организацию, которую назвал «Выбор Молодых - Актобе». Занимался ею долгое время, КВН руководил, общественной жизнью, куда только не ездил, с очень интересными людьми встречался во многих странах.
Позже я работал помощником депутата, какие-то проекты начали появляться то здесь, то там. И вот, можно сказать, в 2010 году я уже, что называется, окончательно сформировался, как писатель и общественный деятель, начал за рубеж часто ездить и много учиться.
Первая книга
Я пишу всю жизнь, можно сказать, с детства. Правда, поначалу писал, что называется, «в стол». Серьёзно начал заниматься писательством в 2006 году, когда в первый раз поехал отдыхать в Турцию. Я понял, что мы о Турции вообще ничего не знаем. Одежду оттуда привозим, на курортах отдыхаем, какие-то их звёзды или политики у нас на слуху, а кто они такие, родственники нам или нет, мы не знаем. И у меня родилась идея написать книгу о Турции. Потому что читали мы о турках, в основном, из российских источников. Но российские авторы никогда хорошо не напишут о турках, потому что они столько лет воевали друг с другом, около 260 сражений было между ними с переменным успехом – то одни побеждали, то другие.
И я начал разбираться, кто такие младотюрки, был ли геноцид армян, что сделал на самом деле Ататюрк. Он, на самом деле, был очень хороший стратег, благодаря ему Турция сохранилась, как страна. Этот человек по достоинству занимает важное место в истории своей страны. Я написал книгу для студентов, как пособие-учебник, она была издана довольно большим тиражом. Но я всё равно был впоследствии удивлён, что у многих наших бывших соотечественников, казахов, которые живут сейчас в Турции, моя книга стала настольной.
Какие-то цитаты из неё используют всевозможные политологи, в библиотеках переплёты книг уже истрепались, значит, люди читают. Да, было много критики, не отрицаю, но за 13 лет в Казахстане, кроме меня, никто больше о турках не написал. Я не хвастаюсь, это действительно так. Потом родилась другая идея: написать уже про Азербайджан. Затем я почти год жил в Грузии и написал книгу-повесть «Однажды в Грузии». И я продолжаю. Надо и про Узбекистан написать, и про Кыргызстан. Уместить всё - и историю, и современность. И написать это доступным языком.
«Молитва»
Позже, пережив личную трагедию, я начал писать другие книги, другого жанра. В числе прочих была написана «Молитва», роман о молодом парне, который, пережив трагедию – смерть матери, ушёл в религию, в радикальный ислам. Потом он полюбил девушку, совершенно далёкую от религии. Всё это происходит на фоне событий, связанных с терактами в Актобе летом 2016 года. Идея написания этой книги возникла после того, как я прочитал у одной девушки дневник о её жизни в религии, и понял, что это целый пласт субкультуры, о котором мы ничего не знаем. А там работают умные и опытные психологи. Что они делают? Сначала они отдаляют людей от наших национальных традиций. Потом отделяют от родственников, потому что они для них - «кяфиры». А уже потом из них делают роботов, полностью зомбированных.
Но почему это всё происходит? Потому что нет идеологии, нет ничего другого, и люди бегут в религию, где ищут утешение. А там они получают то, что нравится подросткам, молодёжи: конспирация, какие-то тайны, и это всё играет очень большую роль. Поэтому я эту книгу написал. Но я чувствовал, что мне надо что-то добавить, что в первую очередь мы - казахи, и только потом уже приверженцы каких-то религий и традиций. Конечно, приятно, что многие люди в других странах прочитали «Молитву», и им она понравилась. Но огорчает, что здесь книгу как-то не оценили, что ли. У нас люди вообще мало читают. И государству это не нужно, не интересно.
А ведь проблема очень серьёзная. Понимаете, лет 15−20 назад мы на них не обращали внимания. Ну, ходят с закрытыми лицами или бородами и ходят, но сейчас их становится всё больше и больше, и они свою силу чувствуют. Я был удивлён: почему министерство образования вначале соглашалось, чтобы платки в школах носили, а потом вынесло запрет. А проблема оказалась в том, что приверженцы радикальной религии отрицательно относятся к определенным наукам, например - физике. Сначала добивались того, чтобы в школах их дети носили платки, потом, чтобы им выделили отдельные комнаты для намаза, а потом потребовали, чтобы отменили физику, но уже тут государство сказало «стоп». Я даже слышал, что, например, в Бестамаке, когда стали запрещать заходить в школу в платках, эти люди, исповедующие нетрадиционный ислам, поджидали учителей во дворе школы, третировали как-то, не давали им покоя. И никто со стороны государства, правоохранительных органов не встал тогда на защиту бедных учителей.
Сейчас многие вдруг стали религиозными. Пусть так, но во всём этом есть какая-то показуха: они нас начали учить, как жить, во что или в кого верить. Но ведь религия, вера - это нечто сокровенное, интимное для каждого. А они выделяются, одеваются и выглядят по-особенному, и народ уже к этому относится более спокойно, нежели раньше. Даже, помните, какое-то время назад был скандал, когда они купили блогеров, которые начали носить хиджабы и демонстрировать это в своих пабликах. Я слышал, что в этом направлении усиленно работают спецслужбы Катара, Саудовской Аравии, которые выделяют огромные деньги на религиозность нашего общества. В Узбекистане есть традиционная школа ислама, у них уже тысячу лет есть школы богословов, которые сейчас могут вступить в полемику с арабскими исламистами. А у нас такого нет. Вроде «Нур Мубарак» открыли, египетский университет исламской культуры, единственное высшее исламское учебное заведение в Казахстане, расположенное в городе Алматы, но толку от него немного, по моим наблюдениям. У нас вообще, заметьте, имамы ведут себя, как чиновники. Хорошего полемиста нет, который умеет защитить точку зрения традиционного ислама.
Вдобавок, ещё и ситуация с этим Сатыбалды, которого недавно освободили. Всем известно, что он негласный лидер казахстанцев, исповедующих нетрадиционный ислам. Но это же бомба замедленного действия! Вы уверены в том, что он не вышел оттуда озлобленный? Может быть, он пару лет отсидится и начнёт действовать? Столько времени прошло, как революция в Ираке произошла, а до сих пор там воюют. Потому что Саддам Хуссейн перед уходом создал по всей стране так называемые «спящие ячейки». Где гарантия, что у нас тоже не созданы такие же «спящие ячейки», которые в один день шандарахнут повсюду?
Вы помните фильм «Чужой»? В первой части, когда астронавт спустился в трюм инопланетного космического корабля, нашёл там яйца, и от его прикосновения вылезает существо, которое прожгло дыру в скафандре и присасывается к нему. Потом он всю команду заразил. Ситуация очень похожая на нашу действительность.
Подмена понятий
Раньше на казахских свадьбах читали стихи Абая или Омара Хайяма, красивые, праздничные, а сейчас тамада говорит какие-то хадисы, цитирует слова какого-нибудь неизвестного богослова из Саудовской Аравии, которому абсолютно чужды наши традиции. Потому что мы путаем мусульманскую религию с традициями и культурой арабов. Религия одна, но ведь традиции разные! Например, похороны, почему они у них проходят быстро? Потому что там жарко и нужно успеть, пока умерший не начал, извините, разлагаться. Нам-то зачем это перенимать? Или вот те, кто был в Объединённых Арабских Эмиратах, наверное, заметили, как арабы выглядят красиво: как одеты, как аккуратно подстрижены у них борода и усы. А у нас приверженцы радикального ислама тоже носят бороды, но они у них растрёпанные, не ухоженные. Ну, извините, какая-то должна же быть эстетика, гигиена какая-то…
В советское время наши казахские имена переиначивали на русские, например, Бауыржана называли Борисом, Серика - Сергеем и так далее, то ли пытались всех подогнать под общий стандарт, то ли просто находили более привычные для русскоязычного слуха. А сейчас нас никто не заставляет, но мы начинаем себе теперь арабские имена придумывать: Абу-Бакар, Абу-Рахман. Мы, знаете, любим повторять чужое, как будто нет своего.
В чем сила, брат?
На Западе модный тренд - я сам, я сама, мне никто не нужен. А сила казахстанцев в единстве рода, единстве нации. Любое событие, свадьба или похороны - весь род, всё окружение, друзья, соседи приходят, помогают морально и финансово.
А наша слабость, наверное, даже не коррупция, коррупция везде есть. Слабость в том, что наши руководители несерьёзно, необязательно относятся к своей работе. Это можно даже назвать предательством. Потому что они как будто пришли, прикинули, сколько просидят на этой должности, и только спешат своё взять. В советское время были энтузиасты, которых отправляли в степь, в тайгу, а они там на этом голом энтузиазме поднимали город, завод, железную дорогу. Так вот, у наших нынешних руководителей нет энтузиазма, нет цели сделать что-то хорошее для своего народа, для своей страны. Поэтому каждый год что-то ломается, происходят катастрофы. С тем же паводком, например. Неужели нельзя было просто людям сказать: да, у вас будет затопление? У них же был какой-то прогноз, но они промолчали. А нужно было, всего лишь, как раньше, постучаться во все в двери и сказать: «Соберите свои документы, деньги, всё необходимое, в «тревожный чемоданчик».
Потом ладно, они построили пострадавшим новые дома, всё это хорошо. Но кто восстановит семейные реликвии, памятные фотографии, которые утонули? Что они передадут своим потомкам, как память об ушедших предках?
Необязательные руководители
Мне иногда знакомые ставят в укор: мол, зачем ты постоянно что-то пишешь? У меня своя гражданская позиция, многое нравится, и нет цели просто «докопаться» до кого-то. Но давайте так, мы же не дураки, и видим, какие огромные суммы вливаются в Актобе. Несколько лет назад рапортовали, что 114 улиц у нас отремонтировали. Где эти улицы? Я хочу на них посмотреть. Ну сколько ещё времени будут этот асфальт делать?
Несколько лет назад я был на презентации школы где-то в Жанаконысе. Школа рассчитана на 300 учащихся. Но там в этом посёлке уже более тысячи детей живут! Почему бы сразу на тысячу учащихся не построить? У меня такое ощущение, что они просто на этом деньги делают – можно каждый год новые пристройки к школам строить. Это же деньги. В пострадавших от паводка районах строят новые дома там же, где смыло наводнением старые. Опять всё смоет, опять по новой будут строить?
Я иногда думаю, что вот эти руководители, они же в истории остаются. Неужели им не стыдно будет перед своими потомками, когда о них будут писать в учебниках с критикой? Почему они об этом не думают?
Про новый Казахстан
Я недавно долго смеялся, когда прочитал интервью одного казахстанского актёра, комика. Когда его спросили, верит ли он в «Жана Казахстан», он ответил: «В понедельник - да, во вторник – нет». Потому что так оно и есть.
Возьмём ситуацию с петициями, казалось бы, вот он - признак «слышащего государства». Собирали подписи под петицией об отмене утильсбора. Я не автомобилист, у меня нет своей автомашины, и я довольно далёк от этой темы, но вот с этим утильсбором, даже я понимаю, что это какое-то сумасбродство. У нас нет производства автомобилей, просто привозят комплектующие части для «отвёрточной» сборки. Недавно показали, что в Кыргызстане делают то же самое, но не называют это «автомобилестроением», а цена в полтора раза дешевле. Ладно, допустим, по утильсбору не дали разрешение, но по часовым поясам почему не дали? Зачем тогда вообще было всё это делать? Можно же было сразу сказать «нет» и своё, и чужое время сэкономить, и деньги. Ведь люди собирались, ездили в Астану.
Время собирать
Я долго сомневался в объединении на политическом уровне тюркского мира, думал, хотя бы пока по культуре и общей истории объединиться, но вот последняя Олимпиада показала, как мы друг за друга болеем. Да, мы огорчились, что наши казахские боксёры не победили, но мы болели и за узбекских боксёров, и за кыргызов, радовались их победам. Вспомните, ведь лет десять назад о таком отношении не могло быть и речи. Наверное, сейчас наступило время объединения.
Когда я посетил Азербайджан и Кыргызстан, меня поразила их тёплая встреча, словно я вернулся домой. Люди говорили: «Казахи - наши братья». Возможно, за этим стоит политика Токаева, которая нацелена на укрепление связей между тюркскими народами, включая такие вот встречи и повседневные взаимодействия. Кроме того, на нашу страну не наложили санкции, что свидетельствует о способности нашего президента вести правильный диалог с Соединёнными Штатами и Западом, чтобы защитить наши интересы. Это обстоятельство действительно имеет большое значение.
Возможно, все эти испытания, которые нам выпали, имели свой смысл. Говорят, что государство сейчас стало прислушиваться к народу, и, по моему мнению, это действительно так. Однако сейчас само общество стало несколько нетерпимым. Многие из нас живут довольно комфортно, мы уже не находимся в условиях 90-х. Да, имеются свои недостатки, но за более чем тридцатилетнее существование нашего государства мы не только выстояли, но и продолжаем развиваться. Безусловно, есть проблемы, но в сегодняшнем мире есть и множество возможностей. Помню, как мне было трудно устроиться контролёром в автобусе всего на месяц, чтобы заработать хоть 500 тенге в день, в те времена девяностых. А сейчас вакансий полно, но молодёжи, к сожалению, не хватает желания работать.
Я был удивлён, когда узнал, что знакомый предлагает зарплату от 130 до 160 тысяч, там работы на четыре или пять часов в день, но люди, нуждающиеся в этом, всё равно не идут на работу. Многие ищут лёгкие пути, надеются на пособия или чью-то помощь. Несмотря на то, как иногда критикуют нашу систему, у нас всё же социальное государство, которое заботится о гражданах, как бы это ни выглядело.
Беседовал Марат ТАНКАЕВ
Автор: