Почему «Казахстанский союз родителей» выступает против закона о бытовом насилии
В Мангистауской области провели пикет против принятия законопроекта о противодействии семейно-бытовому насилию.
К массовым пикетам, «осаде» Сената и различным формам информационной борьбы прибегли родители, выступающие против законов, призванных снизить уровень насилия в семьях. Газета @aktobe_times взяла интервью у главы местного подразделения КСР, чтобы выяснить - чего и почему боятся возмущенные казахстанцы.
Ренат ТАИПОВ
«Катастрофический демографический спад и отток молодежного населения в другие страны» предрекает Казахстанский союз родителей, получивший широкую известность в том числе и своими шокирующими заявлениями. По мнению юристов союза, случиться спад и отток может из-за того, что в малонаселенной стране (так они называют Казахстан) пытаются внедрить систему, упрощающую «изъятие детей из родных семей». Члены союза «спасения» уверены, что именно на это нацелены два законопроекта*, которые уже получили одобрение в Мажилисе, а недавно были переданы в Сенат.
Доходило до абсурда
В прошлые годы члены выступали против, как они выражались, «принудительной» вакцинации детей, требовали изъять из школьной программы понятие «гендер», запретить метадоновую терапию для наркозависимых. В своей активности участники союза доходили до абсурда. Так, Алия Абдинова, которую называют юристом, выступила против наказания за буллинг – травлю детей в школах. Она утверждала, что целью «антибуллинговой программы» является ни много ни мало легализация ЛГБТ в школах.
В последние месяцы вся мощь Казахстанского союза родителей (КСР) обрушилась против законопроектов о семейно-бытовом насилии. В среду, 27 марта, несколько десятков участниц союза пытались пробиться в Сенат к руководителю рабочей группы, рассматривающей эти проекты.
Деятельность и заявления союза родителей неоднократно попадали под пристальное внимание казахстанских СМИ, специализирующихся на проверки информации и выявлении фейков. Так, издание Factcheck.kz уличало союз в откровенной лжи и манипуляции. Данное СМИ также сообщало, что участники КСР, вероятно, связаны с Церковью саентологии и несколькими группами конспирологов.
Десятки родителей пытаются прорваться в здание Сената, чтобы встретиться с главой рабочей группы, рассматривающий «закон против шлепков». 27 марта, Астана.
Два года в Актобе
Мощь Казахстанского союза родителей действительно велика. Только на основную инстаграм-страницу КСР подписаны более 94 тысяч человек. Союз активно ведет группы в Facebook и Telegram, выкладывает ролики и проводит конференции на собственном канале в YouTube. Функционирует союз как зарегистрированное республиканское общественное объединение. Имеет представительства в 9-и городах Казахстана, в том числе в Актобе. Причем актюбинский филиал действует уже 2 года. Об этом «АТ» сообщила руководитель местного представительства КСР Олеся Хохлова, изъявившая желание дать интервью нашей редакции. Отказывать Олесе Анатольевне мы не стали, предоставив возможность высказать мнение о проектах, призванных, по мнению законодателей, снизить уровень семейно-бытового насилия.
Просто бухгалтер
Олеся Хохлова призналась, что ни юридического, ни педагогического образования не имеет.
- Я просто бухгалтер… Но у меня есть юридические курсы просто. Но наши юристы полностью разбирали данный законопроект. И вообще, тот текст, который я буду давать вам, полностью составлен юристами. Поэтому я буду его строго придерживаться, - заявила представительница КСР.
Стоит отметить, что интервью мы записывали по WhatsApp. Было ясно, что Олеся зачитывала часть текса, составленного юристами. При этом согласилась она и прокомментировать зачитанное.
Издание Factcheck.kz сообщает, что Алия Абдинова, вероятно, является исполнительным директором Гражданской комиссии по правам человека в Казахстане, а данная комиссия является одним из учреждений Церкви саентологии.
Криминальный авторитет
- Авторы утверждают, что новый закон исключительно защищает права женщин от насилия. Но на самом деле, рассмотрев данные нормы нового законопроекта, мы поняли, что он упрощает изъятие детей из родной семьи… Полностью мы разобрали данный законопроект и выделили одни из самых опасных норм. Первое – закон криминализирует семейные отношения, позволяет вмешиваться в отношения неограниченному количеству людей, понижает авторитет мужа и отца, - объясняет Олеся Хохлова.
Стоит отметить, что создатели зачитанной формулировки явно манипулируют словами и смыслами, подменяя причины и следствия. Если придерживаться словаря, то криминализировать что-либо - означает внедрить куда-либо, например, в семью представителей преступного мира. Если пользоваться юридическим словарем, то криминализировать – значит, признать какие-либо действия (к примеру, матери или отца) преступными. Просто криминализировать семейные отношения принятием каких-то законов в принципе невозможно. Зато звучит такая формулировка очень громко на общей волне защиты неких «традиционных» ценностей. А вот снизить авторитет мужа и отца, в принципе, можно только в том случае, если этот авторитет держался на страхе и насилии, а после введения новых законов мужчина побоится распускать руки. Но вернемся к объяснениям Олеси Хохловой.
Такие традиции
«Криминализацию» семейных отношений юристы КСР усмотрели в том, что из КоАП в Уголовный кодекс переносится две статьи.
- В Уголовный кодекс вносят новую статью, точнее переносят из Административного кодекса. Это статья 108-1 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Разработчики обосновывают введение новой статьи целями усиления ответственности за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Казахстанский союз родителей против введения указанной статьи в УК в редакции разработчиков законопроекта. Поскольку во вносимом 8-ом подпункте признаком «в отношении заведомо несовершеннолетнего» семья причисляется к отягчающим обстоятельствам. Отягчающим обстоятельствам! – подчеркивает Олеся и продолжает. - Тем самым создаются негативные социальные последствия в виде дискредитации института семьи.
В данном случае юристы КСР вновь жонглируют словами и явно создают ложное мнение. Поскольку дискредитировать институт семьи можно только при условии, что одной из традиций этого института является легкое «поколачивание» жены и детей.
Марина Шаймаханова, одна из создательниц Казахстанского союза родителей, перед зданием Сената, 27 марта, Астана.
«Статья о шлепках»
В особенности юристы КСР опасаются появления в Уголовном кодекс статьи о побоях. В законопроекте эта статья обозначается №109-1. Юристы КСР для нее придумали специальное название – «статья о шлепках». Активные деятели союза пошли дальше, они перенесли этот термин на весь проект и окрестили его «законом о шлепках».
- Исходя из диспозиции статьи, побои не влекут появление гематом на теле или вреда здоровью, и их последствия незначительны, - зачитывает Олеся. - Разработчиками предлагаются вообще абсолютно несоразмерные, абсурдные виды уголовных наказаний за побои. Мы считаем, что административное наказание для такого поступка, совершенного в результате конфликта между членами одной семьи, является вполне разумным, справедливым и достаточным. Считаем, крайне неадекватной и несуразной будет являться реакция на побои в виде возбуждения уголовного дела за шлепок родителем своего ребенка… Также, если побои будут криминализированы (статья перейдет в Уголовный кодекс), а также уйдет от частного обвинения (дело будет заводиться без заявления), то откроется легкий путь для лишения родителей их родительских прав!
В данном случае мы вновь сталкиваемся с некоторой подменой понятий. «Открытие легкого пути» подразумевает упрощение процедуры лишения родительских прав, но о сокращении этапов этого пути в законопроекте ничего не говорится.
Против статьи о буллинге
Высказалась Олеся Хохлова и против статьи о буллинге (травле несовершеннолетнего), которую хотят внедрить в КоАП. Для усиления воздействия на публику юристы КРС выстраивают целую цепочку последствий, крайней из которых вновь называют меру по лишению родительских прав. Хотя внедрение понятие буллинг в КоАП лишь увеличивает число противоправных действий, за которые должны нести ответственность. И сам факт буллинга к непременному лишению родительских прав никак не приводит.
Неприятие мер
Также недовольны в родительском союзе и внедрением в Административный кодекс наказания за непринятие родителями мер по безопасности несовершеннолетних.
- Поскольку «необеспечение мер безопасности» может быть отнесено к родителю за легкие бытовые травмы, которые происходят повсеместно, то подавляющее большинство родителей рискует быть оштрафованными, поставленными на учет и в дальнейшем, возможно, даже ограниченными в родительских правах, - говорит Олеся.
Против психологов
Возмущение у КСР вызывает и то, что законопроект предусматривает оказание психологической помощи лицам, которые совершили преступление над ребенком.
- Данная психологическая помощь может продлеваться, тем самым преследуя семью и растрачивая семейные средства, - утверждает Олеся.
Причем здесь семейный бюджет - репортеру «АТ» осталось неясно. О том, что за помощь психолога придется платить нарушителю, в законопроекте не сказано.
«Просто они не работают»
Указала Олеся Хохлова и еще на несколько изменений, предусмотренных законопроектом, но размеры данной статьи не позволяют представить мнение о них членов Казахстанского союза родителей.
Как видите, в отличие от некоторых других участников союза, Олеся не делает абсурдных заявлений, хотя и придерживается выдвинутых юристами КСР сомнительных разъяснений.
Представительница союза признает, что в Казахстане проблема с семейно-бытовым насилием действительно стоит остро, но при этом Олеся Хохлова считает, что для борьбы с ним уже созданы необходимые нормы.
- У нас также уже есть закон о семейно-бытовом насилии. Но почему-то эти нормы не работают, - заключает Олеся Хохлова.
Информационная война проиграна
Всего за 2023 год к казахстанским правоохранителям поступило 99 тысяч обращений по фактам семейно-бытового насилия. Против детей было совершено 2 452 преступления. По официальным данным, в результате насилия в семье погибло 69 женщин и 7 детей.
Бороться с проблемой нужно, но часть казахстанского общества, как мы видим, принять предлагаемые меры борьбы не готово. В информационном плане государство фактически проиграло активистам Казахстанского союза родителей. Некоторые из этих активистов действительно плодят фейки, в то время как власти не могут найти чиновников или депутатов, способных напрямую говорить с казахстанцами и доходчиво разъяснять новые нормы. К слову, даже сами законопроекты о противодействия семейно-бытовому насилию на государственных сайтах найти невозможно.
*Речь идет о двух проектах: «О внесении изменений и дополнений в КоАП по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».
Автор: