Варварский отстрел сайгаков продолжат в Казахстане
Ранее в минэкологии обещали сократить популяцию сайгаков, не применяя оружия. Степную антилопу планировали загонять в корали и часть пускать под нож, но погодные условия не дают задумке осуществиться. Теперь у охотников развязаны руки: сайгаков будут отстреливать под покровом ночи. Убить планируют более 300 тысяч голов до конца ноября. Эксперты Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия считают, что государство таким образом может нанести огромный ущерб популяции животных, которые едва оправились от массового вымирания.
Артур САЙЫН
В середине сентября представители Минэкологии заявляли, что регулировать численность сайгаков будут методом коралевого отлова. Это когда животных загоняют в сети и начинают умерщвлять одного за другим. Такой метод экологи представили, как более гуманный, чем тот же отстрел. Тогда точных сроков начала массового забоя антилоп не назвали. Но вот недавно неожиданно было озвучено решение – сократить популяцию сайгаков до конца ноября. Планируется убить 337 тысяч голов.
Без ружья не обойтись?
Отловить часть животных в загоны уже попробовали, опыт оказался не очень эффективным. Поэтому в Минэкологии решили дать добро на отстрел. Об этом на недавнем брифинге в Астане сообщил министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев.
- В соответствии с биологическим обоснованием регулирования численности сайгаков (существует. – Авт.) коралевый метод, когда устанавливаются сети, – это мероприятие обычно проводится днем. И второй метод, который был обозначен в биологическом обосновании, – метод отстрела в ночное время, - говорил на брифинге Ерлан Нысанбаев. - Мы пошли по первому пути, но из-за погодных условий не было возможности эффективно использовать транспорт, мы запланировали второй метод. Я не буду уходить от ответа, регулирование численности (сайгаков - Авт.) необходимо.
При этом от коралевого метода в Казахстане не откажутся. Министр пояснил, что он будет применяться вместе с отстрелом. По состоянию на 16 октября в Казахстане пока убили 90 сайгаков с помощью загонов, 14 застрелили.
Волков на них нет
Также главный эколог страны напомнил, что сокращать численность сайгаков нужно из-за терпящих убытки фермеров, и вновь назвал сумму ущерба в 12 миллиардов тенге.
- На сегодняшний день численность сайгаков превысила историческую численность. Почему? Ввиду отсутствия естественного регулятора, скажем, как волк, - продолжил Ерлан Нысанбаев. - Раньше летняя засуха приводила к тому, что пастбища ухудшались, и зимой не было кормов, это джут. И, второе, это болезни. Вы сами были свидетелями падежа сайгаков в 2015 году из-за пастереллеза. Поэтому мы говорим о том, что сегодня мы перешли критическую точку, когда была опасность потери популяции, сегодня она разрослась так, что наносит урон сельскому хозяйству.
Ранее репортеры @aktobe_times выяснили, что никакой научно обоснованной методики расчета ущерба от сайгаков нет. Фермеры делают подсчеты самостоятельно, что не делает их абсолютно достоверными. («Консервы из сайгаков: снимать мораторий на убийство животных слишком рано» от 28.09.2023 г. Статья об этой проблеме доступна на официальном сайте газеты «Актобе Таймс».)
Больше вреда
Кандидат биологических наук, директор по науке Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергей Скляренко говорит, что государство может причинить больше вреда, если возьмётся убить запланированные более 300 тысяч голов сайгаков. Поскольку в стране нет квалифицированных кадров, которые смогли бы добиться нужных результатов без эксцессов.
- С моей точки зрения, надо было начинать с небольшого количества и не объявлять сразу о регулировании численности сайгаков, - говорит Сергей Скляренко. - Для того, чтобы сократить численность, нужны реально огромные добычи. Во-первых, не понятно, насколько их надо сокращать, никто не знает, до какого предела. Оптимальная численность - та численность, при которой сайгак нормально себя чувствует, ежегодно дает какой-то прирост и, в общем-то, не погибает – этих цифр никто не знает. По опыту промысла времен 1970-1990 годов были отработаны такие эмпирические цифры, без особых моделей, с примитивными расчетами. То есть, промысел порядка 20% от предпромысловой численности, иначе говоря, от осенней. Он позволяет поддерживать популяцию на достаточно стабильном уровне: при 10% популяция росла потихонечку, если больше 20%, начиналось сокращение достаточно резкое. Если мы будем добывать порядка 20% от весенней численности (а она меньше осенней на процентов 80%), то тогда мы ущерба популяции не нанесём, в этом смысле цифра разумная.
Но тут другое дело: нельзя сразу начинать с больших цифр, это просто нереально. Этот опыт, который нарабатывался в течение 30 лет (в частности, опыт коралевого отлова в течение 15 лет), утерян. Какие-то люди, конечно, еще живы, которые участвовали в том промысле, но с момента последнего промысла прошло уже больше 20 лет. Те, кому тогда еще было под 30 лет, еще вполне деятельны, надо искать этих людей. Поэтому надо начинать с небольших количеств. А сразу говорить: «Давайте добудем, допустим, 200 тысяч голов» – не очень правильно.
При этом эксперт обращает внимание, что оба метода регулирования численности сайгаков могут даже ухудшить ситуацию, если за дело возьмутся дилетанты.
- Если промысел будет идти с несоблюдением технологий, вестись недостаточно опытными людьми, можен появиться довольно много подранков, которые будут погибать в степи, даже при не очень серьёзных ранениях. Для отстрела должны быть подготовлены бригады стрелков. Далеко не каждому охотнику можно дать ружье, должны быть опытные люди, которые работают с фарой, ведь стрельба будет ночью. Также у людей должен быть опыт, чтобы выпустить кровь, чтобы мясо было пригодным для переработки. Должна быть налажена доставка на пункты переработки.
Гуманнее застрелить?
Эксперт также заявил, что коралевый метод менее гуманен, чем отстрел.
- Коралевый метод начал использоваться где-то в 80-ых годах, то есть, опыт был очень хороший и по коралевому методу и по отстрелам. Так вот, когда стали использовать коралевый метод, часть промысловиков из этой сферы ушла. Потому что одно дело для человека участвовать в ночной охоте, то есть, идет стрельба, ты не смотришь в глаза животных, которых убиваешь. Коралевый метод напоминает работу на мясокомбинате, когда животное просто забивают. С точки зрения хорошего отношения к животным, с моей точки зрения, отстрел более гуманен. Представьте себя на месте сайгака: животных загнали в сеть, какое-то время находятся там, потом к ним подходят заготовители и, не спеша, по одному, перерезают им горло, спускают кровь. Животные видят, как убивают их собратьев неподалеку. Как вы думаете, это нормально? Это стресс гораздо больший для животных, чем быстро ночью погибнуть, не поняв ничего.
Притом при коралевом методе, если сайгаков гнать дольше, чем 5-7 минут, есть шанс, что сайгаки просто могут погибнуть. Как загнанная лошадь, как спортсмен, переоценивший силы, он упал. Если его специально не откачивать, то всё. Когда мы отлавливали сайгаков, у нас время гона было ограничено 4 минутами, если их не загнали, то отлов прекращается.
Времени нет
По словам эксперта, часть сайги нужно изъять до 15 ноября, а не до конца месяца, как хотят в Минэкологии.
- Промысел надо прекращать к 15 ноября, потому что во второй половине ноября уже начинают собираться гонные скопления сайгаков, то есть начинают образовываться гаремы. Самцы начинают собирать вокруг себя самок, и если после 15 ноября промысел продолжать, то это нарушит процесс размножения, - продолжил Сергей Скляренко. - Поэтому звучавшие ранее рекомендации проводить промысел до конца ноября - это очень поздно!
Очевидно, что в правительстве слишком спешат с намерением убить сотни тысяч сайгаков. Сергей Скляренко считает, что для того, чтобы отработать механизм регулирования популяции, надо начинать с малых количеств.
- Начинать эту подготовку к использованию сайгака надо было не в этом году, а пару лет назад. Не начинать добычу, а готовиться, потому что есть много технических вопросов, которые нужно отработать. Нужно внести изменения в подзаконные акты, прописать какие-то правила контроля, правила охоты и все остальное. Какое-то пробное количество имеет смысл всё-таки добыть, потому что иначе никогда не будут отработаны механизмы контроля. Другое дело, я бы не стал упираться в эти разрешённые количества, а просто попробовал бы в небольших цифрах, до 10 тысяч условно. По ходу, безусловно, появятся какие-то проблемы, так всегда бывает, когда запускается новое дело, - заключил эксперт.
Автор: