«Если бы встал выбор, кем быть, я бы снова выбрала свою мечту»
Ажар НЕСИПБАЕВА, второй пилот летного экипажа
В авиацию пришла благодаря маме
Однажды мама принесла мне журнал, где была статья про авиационный центр в Астане. Там приглашали школьников пройти первоначальную летную подготовку. На тот момент мне было 16 лет. Не откладывая дело в долгий ящик, я прошла медосмотр, сдала экзамены по физике и математике, и так попала в авиационный учебный центр, а затем и на аэродром «Жол Аман». Каждый день после школы я ходила на занятия по дисциплинам «Навигация», «Метеорология», «Аэродинамика», «Воздушное право». Так продолжалось целый год.
И, наконец-то, летом я приступила к практике на ультралегких самолетах «ТЛ-2000». Это был мой первый опыт, первый самостоятельный рейс! После этого я получила первую лицензию пилота легкомоторного самолета. Тогда четко поняла, что хочу остаться в авиации и работать пилотом.
Затем я получила высшее образование - закончила академию гражданской авиации в Алматы с красным диплом. Когда была студенткой второго курса, меня направили на обучение в Европейскую летную школу, где я получила лицензию коммерческого пилота.
Сегодня уже прошло 7 лет с тех пор, как я села за штурвал самолета. Я ни о чем не жалею. Если бы передо мной встал снова выбор, кем быть, я бы снова выбрала свою мечту. Свою работу люблю и вижу себя только на этом месте.
За пока небольшой период работы я налетала порядка 1000 часов. В будущем, чтобы стать командиром судна, мне надо будет набрать как минимум 3000 часов.
Люди по-разному относятся к тому, что я являюсь пилотом. Тому доказательство - обсуждение той новости, когда был отправлен рейс с первым женским экипажем. Мнения были разные: кто-то поддерживал, кто-то был против. Но я сторонник оценки родителей и сестры, а они всегда поддерживают мои решения.
Форс-мажоры в работе
Форс-мажоры в нашей работе есть всегда. Например, могут заменить командира. И пока он приедет, чтобы не задерживать рейс, мне надо готовить кабину, координировать бортпроводников, наземные службы, уборка, заправка. Бывает, что пассажиров снимают с рейса, тогда с рейса снимаем всех и заново проводим досмотр.
Было и такое, что после взлета не убрались шасси из-за подтечки гидравлики, или еще, пассажиру стало плохо, и мы вынужденно вернулись на аэродром. Ко всем случаям у нас есть прописные чек-листы, как действовать. Выполняя их, мы устраняем проблему.
У нас резкоконтинентальный климат, поэтому в небе встречаем все! Проблемы мы обходим. В основном, сейчас это обход гроз. Из-за прогрева земли у нас на посадке наблюдается турбулентность, сдвиг ветра, зимой - бури и метели, плохая видимость. Встречаем все - от хорошей до плохой погоды.
Наша профессия очень интересная. Бывают, конечно, и трудности. Но они бывают у всех. Для нас это, наверное, ненормированный график и нарушения сна. Бывает, возвращаюсь с рейса в 3-5 часов ночи, а через день мне ставят рейс в 6-7 утра. График сбивается, есть сбои в организме, с этим тяжело справляться.
Пассажиры были удивлены
19 июля 2023 года в авиакомпании «Qazaq Air» случился первый полет женского экипажа, в составе которого были Екатерина Скверчкова - командир воздушного судна, я - второй пилот, Аида Кенжебекова - старший бортпроводник и Гончаренко Дарья - бортпроводник.
Развороты были очень быстрые, все рейсы выполнялись по часу. Всего было 4 рейса по направлениям «Астана - Петропавловск», «Петропавловск – Астана», «Астана - Омск», «Омск - Астана». За реакцией пассажиров углядеть не смогла, но, как передали бортпроводницы, люди были удивлены. После полета мы получили множество приятных отзывов, кто-то даже успел выложить в социальные сети и отметить нас.
Эстафетные рейсы
Это так называемые рейсы с остановкой экипажа на день вне Казахстана. «Qazaq Air» — это региональный перевозчик. Он летает по Казахстану и в ближнее зарубежье, в такие страны как Россия, Азербайджан, Кыргызстан. Рейсы непродолжительные, но там, где позволяет время, мы знакомимся с культурой страны и языком.
Сама я владею 3 языками. Казахский - мой родной, поэтому он в совершенстве, русский тоже проблем не вызывает, а английский набран в практике, когда пришлось обучаться в Европе.
Моя мечта - много путешествовать, я хочу увидеть большой красивый мир, увидеть его грани, знакомиться с людьми, с их культурой, изучать языки, пробовать вкусную еду.
Беседовала Лязат АСАБАЕВА
Автор: