DataLife Engine / Шепот вместо крика: что спасает художников Актобе от кризиса

Шепот вместо крика: что спасает художников Актобе от кризиса

Шепот вместо крика: что спасает художников Актобе от кризиса

«Джаз», 2015, Ирина Курманалина


Не желанием молчать, а усталостью можно объяснить отсутствие ярких арт-высказываний на выставке, прошедшей в канун 8 Марта. Будто измученные потоком плохих новостей, художницы совершили акт эскапизма, находя защиту и уверенность в традициях, собственных снах и мечтах о цветущем саде.

Ренат ТАИПОВ


Одиннадцать актюбинских художниц приняли участие в выставке 8m-art, открывшейся в музее искусств 5 марта, сообщает @aktobe_times

- Участвуют как известные актюбинские художники, так и начинающие. Всего представлены около 40 работ в разной технике и разных жанрах. Здесь и масло, и графические работы, и пастели. В основном работы 2020-2022 годов. Есть и совсем свежие, которых никто никогда не видел, - рассказывает куратор экспозиции Жансая Есенжанкызы.

Спасение

Церемония открытия выставки прошла в полумраке – в музее несколько часов не было света.

Вопреки ожиданиям, никто из художниц не решился представить на выставке работы на злобу дня. Два года бушующего коронавируса, экономический кризис, январские события, начавшаяся война – будто не затронули сферу идей актюбинских мастеров. На пацифистские высказывания художницы не решились. Быть может, сказалась усталость от затягивающего водоворота трагических событий и его информационных вихрей.

- В основном на работах - весна, девушки, цветы, - улыбнулась Жансая Есенжанкызы и дополнила: - Можно еще раз сказать, что красота спасет мир!

К традициям

Известная актюбинская художница Наталья Скуратович за вдохновением обратилась к элегантности казахских традиционных ремесел.


Наталья Скуратович применила технику создания рельефной живописи в своей работе «Тумар».


- Я сделала коллекцию картин на серебряные украшения. Вот женская подвеска «Тумар», - показывает Наталья. - Эту технику можно назвать рельефной живописью, что сейчас актуально. Сами украшения слегка выступают над поверхностью картины, создавая 3D-эффект. Я использую специальный состав, он и дает такие вот выпуклости на узорах и камнях. А затем всё пишется в технике акриловой живописи. Старалась создать ощущение, что украшение старинное. И колорит подобрала соответствующий.

Птички в саду

Вторая выставленная Скуратович работа навеяна мечтами о собственном саде.

- Названия я всегда выбираю простые. Эта работа называется «В саду», - демонстрирует художница. - В конце зимы захотелось богатства цвета, чего-то яркого и свежего. За основу взяты растения, которые действительно существуют: орхидеи, артишоки - и вот еще синие цветы. А еще захотелось оживить сад, поэтому поместила сюда двух птичек, которые здесь встретили друг друга.

Наталья признаётся, что сейчас на возделывание собственного сада времени у нее мало:

- А вообще, я с детства любитель копошиться в земле, много времени тогда проводила на даче. Люблю сажать, ухаживать... Сейчас дома цветочки есть, но немного.


«Одежда», Евгения Сухотина


Смешение

Художник-педагог Евгения Сухотина представила на выставке 6 картин, выполненных в разной технике. Различны они и по жанру.

На картине, названной скромно - «Одежда», художница изобразила свою племянницу и ее мужа. В традиционных казахских нарядах они символизируют собой возможность успешного смешения культур при общности ценностей.

- Моя племянница – метиска: папа - казах, мама - русская (моя сестра). А муж племянницы - немец и частично еврей. Вот такая любовь и дружба!

Еще одна работа Сухотиной – несколько стилизованный портрет актюбинской журналистки Актилек Орынбасаровой.


«Утро весны», 2021, Евгения Сухотина


- Мы писали двухчасовой этюд, а Актилек нам позировала, - объясняет художница. - Мне понравился ее образ в традиционном костюме. И вот вы видите эту работу – «Утро весны».

Сюр

Евгения Сухотина превосходно владеет различными техниками – акрилом, акварелью, маслом, пастелью, зачастую находит отдохновение в графике.

- Иногда не очень хочется расставлять инструменты и мольберты. Хочется более простого подхода, тогда на помощь приходят шариковые ручки. Вот, ручкой исполнена моя работа «Во сне». Рисовать ручкой – это всегда некоторый сюрреализм. Начинаешь почти с механистического нанесения линий, и постепенно что-то рождается из сплетения ощущений, ассоциаций, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Отображается, возможно, личный опыт, причем не обязательно твой собственный.


«Во сне», 2021, Евгения Сухотина


Знак

Несколько своих пастелей выставила художница и дизайнер Лилия Беликова. Осваивать «волшебные» мелки она начала сравнительно недавно. Но уже сейчас в работах просматривается уверенность прикосновений руки мастера и своеобразие стиля, в котором проявлено безмерное восхищение от нежности и эфемерности всего живого. Скромным шепотом звучат и названия ее работ: «Цветет вишня», «Нежный зеленый. Роза».

Во время фотосъемки Лилиных работ в зале наконец-то зажегся свет. Электричество дали.

- Хороший знак! - озвучил общие надежды один из немногочисленных посетителей выставки.


«Цветет вишня», 2020, Лилия Беликова



«Нежный зеленый. Роза», 2021, Лилия Беликова



Евгения Сухотина и ее акварель «Свежий букет»



«Мама», 2021, Гаухар Алиманова



«Стихи и мальвы», 2020, Ирина Курманалина



«Портрет тети Елены», 2021, Елена Шлапак



«Розовые маки», 2022, Евгения Сухотина
11-03-2022, 12:53,69
Вернуться назад