DataLife Engine / «Нет в мире большего кайфа, чем просто выйти на сцену»

«Нет в мире большего кайфа, чем просто выйти на сцену»



Зульфия Хамзина, скрипачка,
участница дуэта Night owls


Когда меня привели в музыкальную школу, это было так смешно. Передо мной поставили инструменты и сказали: «На чем хочешь играть?». До этого пару раз услышала скрипку где-то, и всё. Просто увидела и поняла, что хочу лишиться детства. Фортепиано было с рождения в нашем доме, хотя никто, конечно, играть не умел. Были и баяны, и гармошки, но все это как-то не интересно. Но скрипка какая-то необычная – 4 струны, а должен играть ох как сколько! Меня привлек больше внешний вид.

У меня долгое время не было смычка, а там куча упражнений существует: как правильно держать его, как двигать рукой. Примерно год я училась на карандаше. А потом, уже в классе третьем, мне купили свой инструмент.

«Соседей не мучала, только родителей»

Жили мы в частном доме, так что соседей не мучала, только родителей. Все постоянно кричали. Плюс я еще любила петь. По дому то со скрипкой хожу, то пою, и мне постоянно говорили: «Всё, уйди! В комнате закройся и там сиди».

В Жилянке я была единственной скрипачкой, так что меня везде пихали на концерты и разные конкурсы. То там, то там играла, наверное, за счет этого я и начала формироваться, как музыкант.

Меня можно было назвать в детстве настоящей халтурщицей. Была страшной прогульщицей и хулиганкой, но при этом отличницей. Могла сбегать с уроков, а потом за неделю все с лёгкостью нагнать, потом опять уходила на месяц в какое-нибудь плавание.

Надоедала классика

В музыкальной школе, конечно, делается акцент на классические произведения. Не раз было ощущение, что все это надоедает. Хотелось чего-то нового.

В детстве меня начало тянуть к джазу, року. Когда в первый раз вышла на сцену, мне было 8 лет. Не помню, что конкретно сыграла, но знаю: что-то современное. На протяжении многих лет мне нравится творчество Дэвида Гаретта. Это мировой скрипач, который играет в стиле рок, от него я и начала «плясать».

Конечно, от классики я не отказалась. В ней со временем начинаешь открывать все новое и новое. Кстати, среди музыкантов первым рокером в мире считается Паганини. Наверное, потому, что у него явно что-то такое бунтарское просыпалось.



«Родители считали, что музыка меня портит»

Закончив музыкальную школу, я сказала маме и папе, что хочу отдохнуть от всего этого, может быть, даже вообще не буду продолжать заниматься музыкой. Потом друзья начали заманивать, собирать группы. Помню, тогда начинался джазовый фестиваль. И я опять втянулась.

Родители поставили перед выбором: «Мы тебе оплатим учебу на дизайнера или на переводчика». Они считали, что музыка меня портит. Я психанула и сказала, что мне не нужна платная учеба, и пошла в музыкальный колледж.

«Все лучшие мастера - это мужчины»

В Казахском национальном университете искусств в столице проучилась всего полтора года. Решила: поеду домой, потому что, мне кажется, у женщин наступает момент, когда хочется создать семью.

Вот почему все лучшие мастера - это мужчины? Потому что у мужчин, по-моему, не так остро стоит вопрос семьи, для них приоритет - карьера.

Ну, конечно, не только мысли о семье мною завладели. После колледжа я много работала, у меня был оркестр и рестораны. Я почувствовала, что такое деньги… Что такое хорошие деньги. В столице особо никого не было, а в городе все налажено, поэтому это стало второй причиной, чтобы вернуться в родные края.

Всегда говорят, что счастье не в них. Нет, деньги помогают строить счастье, как бы то ни было.

«Все самое интересное начинается ночью»



Первый мой опыт работы именно в коллективе был в 16 лет. У моего педагога Аркадия Петровича Самохина был струнный квартет. Я пришла такая зеленая, ничего не умею. А тут бородатый дяденька на меня орет, а потом неожиданно говорит: «Ты сегодня пойдешь играть в ресторане с нами». Вот так и втянулась. Позже я попала в рок-группу.

Пыталась делать свои квартеты, но поняла, что работать с коллективом сложно. Особенно, когда музыканты уже опытные. Их собрать и организовать трудно. Поэтому решила сделать дуэт с мужем. Сейчас выступаем на корпоративах, по всем городам Казахстана.

Дуэт наш называется Night owls («Ночные совы» в переводе с английского). Мы очень долго думали над названием, советовались со многими. И вот (раз мы работаем в основном ночью, а именно тогда начинается всё самое интересное) поэтому решили, что будем ночными совами.

В основном играем каверы на известную музыку. Но преобладает ретро- репертуар, играем также что-то из творений мировых легенд рока, группы Metallica, например.

Муж поет, играет (хорошо, что не танцует). Мы иногда друг друга не понимаем, но в выражениях не стесняемся. У нас все открыто и прямо, от того и хорошо.

Бывают периоды, когда убита не только физически, но и морально. Себе позволяю делать небольшие перерывы – на 2-3 дня выпадаю отовсюду, а потом все равно душа зовет. Вообще, мы любим отдыхать на природе, особенно летом. Мы с мужем заядлые рыбаки.

«Музыку не надо понимать, ее надо чувствовать»

Считаю, что в музыке достаточно своего восприятия: либо она зацепила, либо нет. Все зависит от фантазии человека, это все равно, что книгу читать. Ты представляешь героя по-своему, а когда делают фильм по книге, то может наступить полнейшее разочарование. Поэтому не обязательно знать биографию там Моцарта, Баха, о чем писали они и при каких обстоятельствах. Просто надо слушать, если нравится.

Есть музыка, с которой я ассоциирую свою жизнь – творчество Равеля, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова. Это в общем. А нынешнее состояние – группа Billy's Band, это такой «алкоджаз».

«Музыкант – очень грязная профессия»

Завистников и злопыхателей у меня, кажется, немало. Всю жизнь как-то натыкаешься на несправедливость со стороны людей. Я просто им улыбаюсь в лицо.

Помню, когда-то я должна была участвовать в одном конкурсе, это были мои студенческие годы. Я положила скрипку в каком-то кабинете. А когда пришла, смычок был переломлен пополам. Тогда я поняла, что музыкант – очень грязная профессия порою.

Нечестная конкуренция и интриги в нашей сфере - одна из причин, почему хочу со временем поменять профессию. Много грязи, с ней справиться очень тяжело. Это у нас, в таком небольшом провинциальном Актобе...

А так я очень отходчивый человек. Если кто-то сделает что-то ужасное, один раз поругаюсь - и всё, вычеркну его из жизни. Но прощать умею… Некоторых.

«Мандраж перед выступлением никогда не проходит»

Слава для меня ничего не значит, не для того я все это делаю. Опять же, вспоминаю своего педагога. Когда в первый раз мы с ним встретились, он сказал: «Ты понимаешь, нет в мире большего кайфа, чем просто выйти на сцену - и уйти с нее».

Я думала, этот мандраж перед выступлением со временем пройдет, но это не так, он всю жизнь будет. Аркадий Петрович говорил, что именно это и заставляет людей заниматься музыкой, именно этот кайф. Когда преодолеваешь эту «трясучку», когда уходишь со сцены, чувствуешь, что ты справился, что ты герой.

Звёздная болезнь не про нас. Головокружения от успехов не бывает, только от восприятия публики. Например, придёшь на выступление, народ сидит равнодушный, тогда удовлетворение от работы пропадает. А иногда бывает всего два столика, но заряжают такой энергией, что надолго хватит.

«Хочу переехать в Краснодар или Алматы»

Культура нашего города на очень низком уровне, как бы печально это ни звучало. Это сильно давит, поэтому у меня есть желание отсюда уехать. Может быть, в Алматы или в Краснодар.

«Сыну скрипку не дам, потому что у него не будет детства»

Мне всегда казалось, что дети рождаются с одинаковыми способностями, это моя теория. Дальше зависит от сферы, где он растет, кем воспитывается, это и его определяет. Но, думаю, наш Димаш Кудайберген всегда был кем-то выше, чем остальные. У него все-таки дар от природы. Муж говорит: «Бог его поцеловал».

Сыну нашему уже три года будет. Он тоже тяготеет к музыке. Скрипку ему не хочу давать просто потому, что тогда у него не будет детства. У всех остальных музыкантов, начиная с пианистов и духовиков, все равно нет такой нагрузки. Я не хочу никого обидеть, они тоже пашут. Вот у меня муж играет практически на всём (человек-оркестр, можно сказать), но на скрипке никак. А скрипач, что парадоксально, сможет овладеть другими инструментами. Потому что весь секрет игры на скрипке - в пластичности, которая с возрастом утрачивается, поэтому скрипкой тяжелее овладеть.

Мечтаю о небольшом домике с террасой… На берегу какого-нибудь водоема, где водится рыбка…



Беседовал Артур САЙЫН
3-02-2022, 16:45,33
Вернуться назад