«Оживить ребенка - это непередаваемые ощущения»
Альбина ШЕГЕНБАЕВА, заведующая отделением патологии новорожденных и недоношенных детей областного перинатального центра, врач-неонатолог
«Судьбой предначертано стать врачом»
Моя мама всю жизнь проработала акушеркой в районной больнице. Ну и дети, как это обычно бывает, идут по стопам родителей. Помню, у меня все куклы были исколоты иголками, я ставила им банки и горчичники. Так что с детства хотела стать врачом.
После окончания школы поступала в медвуз, но в первый раз я недобрала баллов на грант. Так и уехала обратно в Уральскую область. Поучилась в гуманитарной академии, потом спустя год бросила все и решила пойти поступать на психолога. Когда пошла сдавать документы, первыми, с кем я встретилась, были представители Западно-Казахстанского университета имени Марата Оспанова. В этот момент я решилась подать документы на педиатрический факультет.
Даже не думала, что стану именно неонатологом. Когда получила диплом, то пошла в облздрав на распределение. Меня должны были отправить в район работать, но муж меня не отпустил. Поэтому мне надо было как-то остаться в городе.
В тот год всех медиков отправляли на переподготовку, и вот мне предложили поехать в Алматы поучиться на неонатолога. В те годы наша академия таких специалистов не выпускала, у нас были только врачи общей практики, педиатры, хирурги. В Алматы отучилась два месяца, потом вернулась и устроилась в областной перинатальный центр.
Помню, как меня отговаривали даже наши преподаватели: «Зачем тебе эта очень тяжелая профессия? В роддоме трудно работать!» Но мне нравилось работать именно с новорожденными, и я ничуть потом об этом не пожалела.
«Это самый первый врач в жизни человека»
Все неонатологи начинают работать с родзала. Потом их распределяют: кого в реанимацию, кого в отделение патологии новорожденных.
Вообще, когда говорят о родах, в первую очередь ассоциации возникают с акушерами-гинекологами. Если ребенок родился здоровым и закричал, его сразу кладут на грудь матери, потом уже через два часа его осматривает неонатолог. Мы присутствуем на всех родах. Неонатолог, можно сказать, это самый первый врач в жизни человека.
«Просто себе сказала, что должна его спасти»
После родзала я пошла работать в отделение реанимации и интенсивной терапии. Мой первый «тяжелый» ребенок был как раз в период, когда я только начинала. Помню, родился крупный плод – 5-килограммовый. Были очень тяжёлые роды. Он родился без дыхания. Многих обычно охватывает страх, начинают паниковать. Но у меня тогда в голове был алгоритм, что надо делать, и я просто себе сказала, что должна его спасти.
Ребенка интубировали, он был в коме, потом перевели в реанимацию. Хотя тут, признаюсь, уже боишься, приходят мысли: «А что с ним дальше будет?» Это было так давно, но помню, что все с тем ребенком обошлось хорошо, его позже выписали.
Когда ты оживляешь ребенка – эти ощущения не передать... Ты знаешь, ради чего работаешь, особенно тогда, когда мамы выписываются с детьми.
«Недоношенных детей с каждым годом больше»
Наше отделение патологии новорожденных – это второй этап выхаживания. Наши основные пациенты на 90% – это недоношенные дети. Ежегодно таких детей становится больше. Причин очень много: социально-экономические факторы, недостаток медицинской помощи, вредные привычки, работа на вредном производстве. Даже возраст матери – юные первородки (или, наоборот, первородки старшего возраста) - влияет. Могут повлиять предшествующие медицинские аборты, заболевания ребенка, матери, генетика. Да и сейчас большой вопрос стоит с питанием. Непонятно, что мы с вами вообще едим.
У недоношенных организм очень слабый, им нужна респираторная поддержка, некоторые находятся на ИВЛ. Кормятся через зонд, ведь у них не бывает ни сосательного, ни глотательного рефлексов. Потом их потихоньку начинают кормить сцеженным грудным молоком.
Когда они начинают самостоятельно дышать, их переводят к нам в отделение. Здесь детей размещают в индивидуальные палаты, мы обучаем мам, как ухаживать за ними. Это очень кропотливый труд. Обычно они лежат здесь несколько месяцев.
Раньше, если рождались дети, например, с хирургическими патологиями, то мы их переводили в детскую больницу. Сейчас эти дети находятся, в основном, у нас, потому что мы научились выхаживать их. Иногда даже с детской больницы к нам переводят на выхаживание. Если нужна операция, то ее проводят здесь же в центре.
«Нам приходится быть еще и психологами»
Самое сложное в нашей работе - наладить доверительные отношения с матерями. Им страшно, они все ждут здорового ребенка, но не всегда так получается...
Когда рождается недоношенный ребенок, многие впадают в депрессию. Мы стараемся с ними беседовать, мы понимаем, что их терзают мысли о том, будет ли ребенок полноценно жить или нет, и прочее. Но они видят, что мы стараемся, делаем все возможное, и они постепенно начинают нам помогать. Нам приходится быть еще и психологами.
«Это не приговор»
Недоношенные дети – это не приговор. Да, такие дети немного отстают от своих сверстников в развитии, но потом все нагоняют. У нас недавно открыли кабинет катамнеза. Дети, которые выписываются, приходят сюда с родителями и полностью проходят реабилитацию. Так что медицина не стоит на месте.
Парам, которые готовятся стать родителям, советую планировать беременность, вовремя обследоваться. От одной только женщины ничего не зависит, они должны вместе проходить этот путь. В первую очередь, морально должны быть готовы стать родителями. Во-вторых, социально должны быть обеспечены, а не так просто: забеременеть - и все. Помнить, что ребенок - это большая ответственность. Конечно, важно еще мыслить позитивно и ничего не бояться.
Всегда на телефоне
Мы, наверное, отдыхать не умеем. У меня 24 часа в сутки телефон лежит рядом, меня в любой момент могут поднять. Хоть с суток выхожу, но я всегда на связи. Нам приходится летать и ездить по районам. Всех детей до 28 дней мы осматриваем по всей области.
В отдаленные районы летим на небольшом самолете. Если погода нелетная, тогда на машине. Например, недавно мы ездили в Эмбу, там родился «тяжелый» ребенок. Вот так обычно у нас проходят будни: то в больнице, то в разъездах.
«Бывают ситуации, когда перегораешь …»
Иногда бывают такие ситуации, когда ты перегораешь. Думаешь: «Все, сейчас брошу эту работу!». Но когда приходят счастливые мамы с детьми, или пишут спустя много лет, это, конечно, многого стоит. Одни родители даже назвали дочку в мою честь.
«Многие боятся работы с детьми»
Вообще, неонатолог - профессия молодая. Говорят, что есть острая нехватка таких специалистов. Думаю, просто многие боятся работы с детьми, поэтому не спешат сюда идти, я больше не вижу других причин. Но в последние годы многие наши резиденты выбирают эту стезю, что отрадно.
О мечте
Мечтаю о стабильности… О чем еще? Чтобы дети были счастливы!
Беседовал Артур САЙЫН
Автор: