Аквариум в каждый дом: как актюбинцы избавляются от стресса
Географ по профессии и аквариумист по призванию рассказывает о предпочтениях актюбинцев, особенностях поведения хищных рыб и живых ископаемых. А также дает советы по содержанию для начинающих любителей экзотики.
Ренат ТАИПОВ
Помимо разнообразных медитативных практик и наблюдения за тем, как другие трудятся, придумало человечество и еще одну умиротворяющую забаву – аквариумистику. В городе нашем число любителей ухаживать за экзотическими рыбками с каждым годом множится. Есть и профессионалы. Среди них Вадим Тухбатов. Стаж в аквариумистике у актюбинца более 10 лет. Географ по образованию, участник экспедиций на север России, Вадим сейчас растит и лелеет более 100 видов рыб в одном из зоомаркетов Актобе.
- Жил в поселке. Рядом Каргала, и дед – рыбак был всю жизнь. Он начал меня с собой брать на рыбалку. И отец у меня рыбак тоже, но поменьше. И мне стало интересно, как рыба живет. Именно с этого все и началось. Мама мне помогла. Съездили, купили сначала простых рыбок. Мне тогда лет 12-13 было. Аквариум первый был небольшой, 10-литровый. Всё сразу нормально получалось. Я с детства любил читать. У меня были энциклопедии, книжечки разные по содержанию рыбок – по ним я уже ориентировался. Так что проблем не возникало.
С болью наблюдает Вадим, как за последние годы оскудела природа его родного поселка, как обмелели актюбинские реки.
- Раза в два обмелела Каргала, плюс захламление: деревья падают, мусор, и рыбу истребляют – браконьерство. Климат у нас, учитывая даже с детства, сильно изменился. В детстве встаешь: такие сугробы, что нужно раскапывать дверь, чтобы выйти. А теперь такого нет. Климат стал более резко континентальный.
Соленость не пугает
Сейчас Вадим дома рыбок не держит.
- Но только потому, что на съемной квартире. А так бы держал. Дома у меня питомцы покрупнее – кошка и доберман. А здесь, в магазине, у нас более 100 видов рыб, и думаю, больше 50 тысяч особей.
Всё больше актюбинцев, по словам Вадима, стали покупать сложных в содержании рыбок. Отчасти еще и потому, что ассортимент аквариумной экзотики значительно расширился. К примеру, покупают тетрадонов, близких родственников известной среди гурманов рыбы-фугу.
- Тетрадон - полуморская рыба, живет в дельте реки. И, соответственно, в аквариуме нужно поддерживать определенную соленость.
Палец в рот не клади
Еще одна уникальная рыбка, к которой только присматриваются актюбинцы, - протоптер.
- Это ископаемый вид. В таком состоянии существует она с глубокой древности. Вот, даже плавники у протоптеров похожи на ножки. Они двоякодышащие – и жабры есть, и легкие. На сушу они не выходят, поэтому обустраивать берег в аквариуме для них не нужно. А в природе протоптеры могут жить в абсолютной грязи. Складываются пополам, покрываются слизью и образуют вокруг себя кокон. Так переживают период, когда нет воды. Они слепые практически полностью. Реагируют больше на вибрации. Могут вырасти до 60-70 сантиметров. Реагируют на звук. Палец не рекомендуется совать. Потому что зубы у них достаточно мощные.
Звезда из Амазонии
Большой популярности среди горожан добился астронотус.
- Он хищник из Южной Америки. В аквариуме до 40 сантиметров растет. Мало с кем их можно содержать. Территориальная очень рыба. И друг с другом тоже не всегда получается им ужиться. Особенность астронотусов – изначально у них не определить самец или самка. Если их посадить вместе, кто окажется сильнее, тот и будет самцом.
Можно погладить
Контакт и общение с рыбами, конечно, весьма ограничены. Но многие из них, в особенности хищники, хорошо запоминают хозяев.
- Таков и астронотус, который дает себя погладить. Есть еще аравана. Она, если запомнила хозяина, может и с рук кормиться. Прямо креветку из рук берет. А если подойдет к аквариуму другой человек, то просто забьются в угол.
Аравана – гость из Южной Америки. Ее родственник – известная многим любителям природы гигантская арапайма – одна из самых крупных пресноводных рыб в мире. В весе достигает 200 килограммов, а в длине 4,6 метра.
- Аравана в аквариуме может вырасти до метра за год, если объем аквариума достаточный и корм качественный. Аравана – хищник. У нас вот она плавает с милеусом Шомбургка – это, по сути, пиранья. Но в ее рационе должна быть растительность. А полосатые, - показывает Вадим, – это лепоринус аффинис. Все они хорошо друг с другом уживаются.
Цихлазома Флауэр хорн – рыба с выдающимся лбом: умна и очень агрессивна.
Своим ежедневным общением с таким видовым разнообразием рыб Вадим Тухбатов очень доволен. И всем советует заводить аквариумы, если время есть и ответственность подросла: «Сейчас везде спокойствия не хватает. Везде стресс. А рыба всегда успокаивает».
Что делать, если ребенок просит завести рыбок?
Вадим Тухбатов советует покупать аквариум с рыбками для детей, которые уже достигли «сознательного» возраста. И способны нести ответственность за таких маленьких созданий, как рыбки.
- В каких-то случаях можно заводить уже лет с 10, а в каких-то уже и постарше. Начинать нужно с гуппи, моллинезий, меченосцев – с простых рыб не требующих большого ухода. И разводятся достаточно легко. Они икру не откладывают, потому что живородящие, - объясняет Вадим.
Первые аквариумы создала женщина
Мамой аквариумистики считают француженку Жанну Вильпрё-Пауэр (1794 – 1871). Родилась в семье ремесленника, освоила мастерство портнихи. В 18 лет поселилась в Париже, где участвовала в создании нарядов для королевских особ. Там она познакомилась с английским аристократом Джеймсом Пауэром.
Красоты Сицилии, где поселилась молодая чета, пробудили в Жанне интерес к естественным наукам. В особенности привлекали ее раковины моллюска Argonauta argo. Жанну заинтересовал ярко выраженный половой диморфизм животного – самки наделены красивой раковиной, а самцы ее начисто лишены. К моменту, когда женщина приступила к изучению аргонавтов, оставалось загадкой: создает ли самка раковину самостоятельно или заселяет чужую, как рак-отшельник.
В декабре 1834 года для наблюдения за моллюсками Жанна изготовила первые аквариумы. Среди научных кругов того времени они стали называться клетками «а-ля Пауэр». Отгадку естествоиспытательница нашла – раковину самка моллюска все-таки создает, а не похищает.
Жанна Вильпрё-Пауэр стала первой женщиной, принятой в Академию наук Катании (одного из административных центров Сицилии). Стала членом 17 научных обществ мира, в том числе Зоологического общества в Лондоне.
Автор: