7 тысяч лет назад на Илеке обитали племена, освоившие земледелие

7 тысяч лет назад на Илеке обитали племена, освоившие земледелие

Для орошения просовых полей они строили каналы, соединяя речные протоки. К такому выводу пришли археологи, проводившие раскопки на стоянке Жамансу в Мартукском районе. Древние актюбинцы охотились на сайгаков, оленей и кабанов, строили землянки, а в «акимы» выбирали не по силе и богатству, а за ум и накопленный опыт. Рядились в звериные шкуры, украшали себя бусами из ярких камней, разрисовывали тела татуировками и густо мазались охрой. Как прощались со своими мертвецами обитатели Илека, доподлинно неизвестно. Захоронения до сих пор не найдены. Возможно, они выставляли тела сородичей на объедание зверям и птицам, являясь носителями идей зарождающегося зороастризма.

Поселение 5-го тысячелетия до нашей эры обнаружено на берегу реки Жамансу (приток Илека) в нескольких километрах от поселка Кенсахара Мартукского района. Археологи так и назвали его - стоянкой Жамансу. Люди здесь жили естественно современного типа и при этом на протяжении длительного времени - с 5 по 3 тысячелетие до нашей эры, то есть с конца мезолита, в неолите и вплоть до начала эпохи бронзы.

- Этот памятник был обнаружен Самратом Куандыком, одним из наших молодых исследователей, в 2021 году, - рассказывает известный казахстанский археолог Арман Бисембаев в интервью корреспонденту «АТ».

Работы на Жамансу велись на протяжении нескольких лет. Весной этого года раскопки проводило ТОО «Archaeology.kz», руководителем которого и является Арман Ауганович.

На данный момент памятник древней истории представляет собой обширное поле с остатками строений.

- Площадь поселения составляет порядка 10 гектаров, - объясняет Бисембаев. - Проживали здесь в среднем около 200-250 человек. Уверен, что стоянка Жамансу – это только одна обнаруженная точка. Если проводить исследования дальше, то на берегу реки на удалении нескольких километров железно будут обнаружены и другие аналогичные стоянки.

Архитектура

По современным меркам жители Жамансу дома строили неказистые.

- Это сегодня стандарты высокие: коттедж на 300 квадратных метров. Потому что газом отапливаемся, – говорит Арман Ауганович. - А тогда, с учетом очага в середине постройки, суровых зим и прочего, площадь жилища должна была быть небольшой. Человеку для жизни нужно было всего 2 квадратных метра, куда он кинет свои кости, грубо говоря, от усталости. Представьте себе маленькую земляночку размером с комнату 3 на 5 метров, так вот в ней спокойно помещалось человек 10. В жилище люди в основном сходились на ночлег. Большую часть времени человек проводил на свежем воздухе.

Остатки обнаруженных домиков представляют собой ямы, надземных стен они, судя по всему, не имели.

- В те времена архитектура находилась в зачаточном состоянии. Строительство шло вниз, потому что легче выкопать яму и сверху прикрыться. Деревьев вдоль Илека тогда росло очень много. Так из бревен создавали шалашеобразную крышу, прикрывали ветками и укладывали дерн, который срезался с земли в виде плиток.

О точном количестве жилищ пока говорить сложно, для этого нужно провести дополнительные исследования. Но ясно, что несколько десятков землянок на стоянке Жамансу были точно.

Так могли выглядеть жилища обитателей стоянки Жамансу.

- Никаких фортификационных сооружений тогда еще не строили. Они появятся во втором тысячелетии нашей эры, - продолжает археолог. - Поэтому забора вокруг стоянки не было. Хотя жители поселений, конечно, друг с другом периодически враждовали. Но строить тогда ограждения смысла не было.

Охота и собирательство

Занимались жители Жамансу преимущественно охотой и собирательством. Употребляли в пищу различные коренья, охотились на зверей мамонтовой фауны. Сами мамонты в те годы на земле актюбинской уже не водились.

- На участке раскопок в огромном количестве обнаружены различные каменные изделия: ножи, резцы для обработки шкур, нуклеусы, с которых и скалывались каменные пластины, - рассказывает Бисембаев. - Лук и стрелы жители Жамансу уже знали, с ними и ходили на охоту. А еще использовали легкие метательные копья-дротики. Это оружие дальнего действия, предназначенное для охоты на быстроногую дичь. Подкарауливали возле водопоя сайгаков, оленей, косуль. Часами сидели неподвижно в ожидании, когда животное на расстояние выстрела подойдет. Прибегали и к загонной охоте – загоняли тех же оленей в обрывы, которых вдоль Илека полно. Охотились и на кабанов.

Высевали просо

Жить одной охотой и собирательством сложно – поняли обитатели Жамансу и начали осваивать земледельчество.

- На стоянке мы обнаружили остаток обрабатываемого поля. Видно, что с поля этого убирали природные камни, подчищали его, выравнивали. Сеяли, скорее всего, просо, возможно, сорго, - говорит Бисембаев. - Они дают высокий урожай. И культура эта неприхотливая, почти сорняковая. Просо само сорнякам шанса не дает.

Археологи также обнаружили рукотворные каналы, которыми древние жители Жамансу соединяли старицы – участки старых русел. Такие ирригационные технологии использовали они для орошения просовых полей.

- На стоянке четко прослеживаются элементы зачаточного земледелия и ирригационной технологии. Земледельчество дает скудный рацион, но гарантированное питание. А охотник – добыл – поел, не добыл – голодает. Земледельцу в этом отношении лучше: собрав урожай, едой гарантированно обеспечен, - объясняет Арман Бисембаев и для примера приводит цивилизации Мезоамерики. - Вот ацтеки и майя, одной кукурузой питаясь, добились того, что у них происходило зарастание глазниц костной тканью. Хрупкие и ломкие кости у них были. Таковы последствия скудной диеты. Но все равно – едой они себя обеспечивали.

Специальных туалетов жители Жамансу не строили. Но справлять нужду по традиции ходили, скорее всего, к северу от поселка.

- У человека издревле сформировались представления о сторонах света. Север ассоциировался с холодом, воспринимался как нелюбимая часть света. Вот туда, вероятно, в туалет и ходили, - говорит Бисембаев.

Брак и управление

Во избежание кровосмесительных браков жен брали из соседних селений, которые только предстоит обнаружить археологам. За соседских парней выдавали и собственных дочерей.

Конечно же, были у стоянок и свои начальники. В руководители выбивались не за богатство и физическую силу. Вождей выбирали за интеллект и накопленный опыт.

- Общество в то время было эгалитарное, все в нём были практически равны. Что добыли, то дружно и съели, - объясняет археолог. - Поэтому авторитет лидера строился на уме. А вот когда уже у племен появятся свои овцы и лошади, когда начнет развиваться производящая экономика, образующая излишек, тогда уже авторитет начнет строиться на физической силе. Тогда появится сильный вождь и дружина, то есть друзья, с кем он пирует - они же рэкетиры, которые всем недовольным набьют рожу. Но это будет позже, не во времена стоянки Жамансу.

Охра и тату

Древние обитатели Илека шили одежды из шкур, а еще очень любили всячески украшать себя.

- На раскопках в большом количестве встречается оранжевый краситель – охра, окатанный до шариков, - рассказывает археолог. - Скорее всего, они имели отломанный кусок природной охры. Стирали его на специальных каменных растиральниках. Один такой нам попался. И красились этой охрой от души. Задача стояла – разрисовать себя как можно ярче. Естественно, всё это несло в себе элементы символизма. Мы древних людей до конца никогда не поймем... В обломках попадаются бусы, для которых использовались полудрагоценные камни. Вообще, люди начали украшать себя с палеолита. Уже тогда человек освоил татуировку. Понял, что попавшая под кожу краска не смывается. С тех пор и покрывали свои тела тату.

Ненайденные погребения

Кладбище возле стоянки не обнаружено. Как обитатели Жамансу поступали с умершими соплеменниками – доподлинно неизвестно.

- В погребальном плане неолитическое время для археологов является загадкой! – признает Арман Бисембаев. - Куда они своих мертвецов девали, мы не знаем. Причем такая ситуация со многими стоянками мезолита и неолита. При этом мы знаем, что в раннем палеолите своих умерших человек сразу ел, чтобы не пропадать добру. А позже, но также в палеолите, начал зарождаться погребальный культ. Широко известна, к примеру, пещера Тешик-Таш в Узбекистане, где были обнаружены части скелета мальчика-неандертальца, вкруговую обложенные рогами архаров. Также известно, что в южных культурах неолитического времени своих покойников люди хоронили у себя же дома, под полом, чтобы не расставаться с ними. А вот что делали с мертвецами жители нашего Жамансу – мы не знаем. Вариантов несколько. Возможно, создавали грунтовые могильники, то есть мертвецов прятали в оврагах по берегам рек и ничем это место не обозначали. Такие грунтовые захоронения были найдены по Волге, к примеру, знаменитый Хвалынский могильник. Могли мертвецов сжигать. А могли и на камни выкладывать, чтобы птицы расклевывали.

Реконструкция части пещеры Тешик-Таш, в которой был захоронен мальчик-неандерталец. Наличие этого могильника доказывает, что погребальная культура уже была сформирована в палеолите.

Последний вариант Арман Бисембаев считает более чем возможным. Поскольку жители Жамансу, вероятнее всего, относились к индоевропейским народам, потомки которых во 2-м тысячелетии до нашей эры мигрировали на территорию современных Ирана, Пакистана и Индии.

- В 1987-88 годах археолог Сергей Юрьевич Гуцалов рядом с Актюбинском, возле пионерлагеря «Восток», обнаружил могильник, датируемый 2-м тысячелетием до нашей эры, - напоминает Бисембаев. - Кости человека были аккуратно сложены в кучку. По могильнику видно, что он не был разграблен: вещи нетронутые, горшки целые, сохранились металлические изделия – дорогие и дефицитные. А это значит, что кости при погребении были уложены вот в таком разобранном виде. То есть вначале тело было выставлено на объедание плоти, а потом, когда кости оголились, их собрали и так вот захоронили. Такой погребальный культ присущ зороастризму. И мы видим, что элементы зороастризма имеют следы зарождения именно здесь, в нашем регионе, в том числе на территории Актюбинской области.

Зороастрийцы строили Башни молчания, на которых выкладывали своих мертвецов.

Автор - Ренат Таипов
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа