Река Каргала оказалась на грани полного исчезновения
Проект расширения русел рек привел к резкому обмелению Каргалы. В водоохранной зоне начали добычу песка. Поймать злоумышленников никто не может. Экоактивисты заявляют, что река начинает менять русло. Для спасения Каргалы нужно расчистить всю речную долину.
Артур САЙЫН
Репортер «АТ» вместе с экоактивистом Александром Мандрыкиным в пятницу, 5 ноября, побывал на одном из участков реки Каргала. В 2017 году река вышла из берегов. А в 2019-м из-за работ по расширению русла Каргала стала стремительно мелеть, как и другие реки, попавшие под скандальный проект, сообщает @aktobe_times
Мы внимательно осмотрели речную долину и увидели, как Каргала медленно «умирает».
«Я предупреждал Сапарбаева о паводке»
Александр Васильевич больше 10 лет живет неподалеку от реки. Он знает каждый уголок этого местечка и изучил все проблемные места Каргалы. От паводка в 2017 году чудом не пострадал его дом. Александр Васильевич говорит, что был бы рад, если бы его жилище тогда затопило:
- Еще в 2016 году я предупреждал Сапарбаева, что ожидается паводок. Мы сейчас находимся на участке реки Каргала, который был наиболее подвержен воздействию паводка. Я говорил: «Если прорвет, буду сидеть на крыше своего дома и радоваться, что топит нас, потому что вы неразумные люди». Потоп можно было предотвратить! Первое: необходимо было заранее произвести сброс воды, то есть еще зимой 2016-2017 года. Я тогда видел балки с накопленным снегом, но в расчетах (ответственные лица. – Авт.) просчитались. Второе: нужно было провести расчистку поперечных профилей реки от мусора и засохших деревьев, о чем я и твержу с тех времен. Эта задача актуальна и сейчас. Из-за этого хлама река меняет свой путь, в итоге огромный объем воды просто-напросто теряется.
Разворотили землю
Пройдя от дома Александра Мандрыкина всего несколько десятков метров, мы оказались прямо у знака, обозначающего, что здесь начинается водоохранная полоса. Некая фирма добывала на этом участке грунт. На песке остались четкие следы от массивной техники. Фактически здесь образовался неглубокий, но большой по площади карьер. Из-за него теперь нет дороги. В случае возгорания пожарная машина не сможет проехать.
- В пойме такие работы запрещены, - объясняет Александр Мандрыкин. – Но я никак не могу застать тех, кто это делает. Во время паводка 2017 года вода сюда подходила. Русло расширили, берега не укреплены, весь хлам несется дальше. Русло постепенно меняется. Я же не могу здесь постоянно следить! Вопрос: власть мониторит здесь ситуацию или нет?
Прямо у водоохранной полосы выкопали карьер. При паводке 2017 года, как говорит Александр Мандрыкин, вода достигала этой территории.
Забитые родники и захламленная река
Пластиковыми бутылками, пакетами и прочим хламом, как говорит Мандрыкин, берега Каргалы и пойма завалены на всем ее протяжении. Идешь и постоянно натыкаешься на последствия «культурного отдыха». Также здесь очень много бревен, принесенных водой во время половодья. Некоторые деревья, видимо, были срублены людьми, а часть подточили бобры.
Поваленные деревья и бесчисленное количество мусора в реке становятся препятствием для воды.
Мусор и остатки деревьев становятся барьерами для естественного течения реки. В результате образуются небольшие овраги, где вода скапливается и испаряется.
Также мы нашли родник, из которого раньше вода била ключом. По словам Мандрыкина, это не первый и не последний исчезнувший источник, подпитывающий реку.
- Мы вошли в природоохранную зону, здесь горельник (территория с древостоем, погибшим во время пожара. – Авт.), хлам. Все это скапливается вместе с пластиком, забивая родники, мешая потоку проходящей воды. Происходит заовраженность в местах поймы, вода растекается, мы просто теряем ее.
Из-за пластика и другого мусора происходит деградация внутренних источников воды. Некоторые деревья вблизи реки засохли, в том числе мы обнаружили засыхающую краснокнижную ольху.
Высыхающая краснокнижная ольха. А. Мандрыкин уверен, что деградируют скрытые источники воды, поэтому деревья гибнут.
Остановить расширение русел рек
Экоактивист уверен, что реализация проекта по расширению русел рек не имеет смысла. Достаточно очистить долины от мусора и засохших деревьев, причем не только на Каргале.
- Напугавшись потока проходящей воды в 2017 году, начали разносить берега. Я категорически против этого проекта! Лучше эти деньги направить на ручную чистку поперечных профилей реки. Об этом я говорил акиму города, он сам лично со мной здесь проходил. В прошлом году мы за 10 дней произвели всего 2% работы, вывезли 160 кубов хлама только с одной стороны. Наглядно показали, как захламлена речка: хоть какие ты берега расширяй – это мертвому припарка. Мы просто лишимся питьевой воды, -считает Мандрыкин.
«В первый раз об этом слышу»
Руководитель Областного управления природных ресурс Ануарбек Бермагамбетов в ходе телефонного разговора с репортёром «АТ» сообщил, что не знает о проблеме с Каргалой .
- В первый раз об этом слышу. Вы, пожалуйста, передайте материалы, мы посмотрим. Нужно это проверить. Лучше Александру Мандрыкину к нам напрямую обратиться.
Круговорот ответственности
По поводу незаконной добычи грунта в водоохранной зоне, редакция обратилась в Департамент полиции. Руководитель пресс-службы ДП Ерболат Саркулов, попросил корреспондента адресовать вопросы в Департамент экологии. Экологи в свою очередь сообщили, что решение этой проблемы не в их компетенции, якобы этим занимается Управление индустриально-инновационного развития.
Репортер решил обратиться в городской акимат. Пресс-секретарь акима города Айгуль Байменова 9 ноября сообщила, что сотрудники отдела земельных отношений выедут на «проблемное место». Результаты проверки обещали предоставить позже.
Автор: