Актюбинцы активно подписывают петицию против опасного МСЗ
Экозащитники заявляют, что первыми от массового сжигания мусора пострадают дети. На заводе начнут сжигать только новые отходы, поэтому 120 млн тонн накопившегося мусора продолжат гнить на полигонах. К тому же, возле заводов придется создавать новые полигоны для захоронения летучей золы и вредных шлаков.
Ренат ТАИПОВ
Летом 2021 года казахстанские экоактивисты начали сбор подписей под петицией на имя президента Токаева. Они требуют остановить реализацию проекта по созданию мусоросжигающих заводов (МСЗ) в 6 городах Казахстана: Нур-Султане, Алматы, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Караганде.
Авторы петиции выделили 5 основных аргументов против МСЗ:
1. МСЗ несут угрозу здоровью казахстанцев, в первую очередь, детей. Опубликовано более 250 исследований о пагубном воздействии выбросов МСЗ на здоровье человека. Это преждевременные роды, онкологические заболевания, нарушения функций репродуктивной, эндокринной и нервной систем человека, увеличение смертности от сердечно-легочных заболеваний.
2. МСЗ не решают проблему несанкционированных свалок и полигонов. При сжигании образуются летучая зола и шлаки. Летучая зола попадает в почву, в воду, проникает в растения, организмы животных и человека. Высокотоксичные золошлаковые отходы составляют 25-40% от их первоначального веса, для них нужны НОВЫЕ полигоны, уже для опасных отходов.
Также известно, что планируется сжигать только «свежий» мусор, поэтому МСЗ не освободят нас от уже накопившихся отходов в Казахстане.
3. Нас вводят в заблуждение, связывая остро стоящую проблему утилизации отходов с мифическим решением - производством энергии из отходов. Энергии на выходе получается мало, и она очень дорогая: уже сейчас аукционная цена за «мусорную» энергию составляет 191,9 тг за кВт/ч., а каждая замена газоочистительных установок составляет ⅔ стоимости самого завода, что непременно ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков.
4. Поддержка и распространение мусоросжигания нарушает экологический кодекс РК, а именно гл. 23 ст. 329, где закреплен приоритет предотвращения и сокращения образования отходов и их сортировки над утилизацией (сжиганием) и захоронением. Вместо того, чтобы сокращать объемы отходов, производить только легкоперерабатываемую упаковку, переходить на многоразовую и оборотную тару, Казахстан будет вынужден производить топливо для МСЗ.
5. Согласно исследованиям, переработке поддается 80% отходов, из них только 40-50% составляют органические отходы, которые легко можно переработать в удобрение или биогаз/биотопливо. В то же время Минэкологии приводит аргумент о необходимости сжигания 70% отходов, как неперерабатываемых, вместо того чтобы внедрять новые технологии по обработке отходов, принимать реальные меры по сокращению и предотвращению неперерабатываемых и смешанных отходов.
«В итоге, сжигание отходов из решения проблемы станет усугублением имеющихся острых проблем с качеством воздуха, здоровьем населения, захоронением опасных отходов, угрозой для продовольственной безопасности, уничтожит перерабатывающую отрасль и не позволит достигнуть целей по снижению выбросов парниковых газов», - заявляют авторы петиции.
Соберут подписи, а дальше что?
Одним из соинициаторов обращения к президенту РК стала Алия Сальменова, директор ОФ Greenup.kz, действующего в Алматы. В интервью репортеру «АТ» она рассказала о «загадочных» трудностях, возникших с подачей петиции, и фактах лоббизма со стороны некоторых экологических организаций.
- С петицией у нас произошла такая история. Мы ее запустили на одном казахстанском сайте. И буквально через две недели этот сайт завис. Поэтому в начале сентября перешли на платформу secure.avaaz.org. Думаю, в скором времени мы наберем 5 000 подписей (по состоянию на 26 октября обращение подписали 4 763 человека. – Авт.). После этого у нас будет основание отправить письмо президенту и приложить эти подписи. Дело в том, что мы уже один раз направляли письмо. Но нам сказали, что суть нашего письма неясна, и вернули его обратно. Хотя его подписали 12 казахстанских экспертов. А теперь, если 5 000 подпишут, то это будет иметь, наверно, больший вес.
- Проводились ли хоть в одном из городов слушания по проекту МСЗ?
- Нет. Мы официально спрашивали у минэкологии, почему они не проводились? Министерство нам четко ответило, что общественные слушания будет проводить инвестор. Хотя по закону их проводит госорган, надзирающий.
- ТОО Waste2Energy, представляющее проект, обладает опытом в утилизации мусора?
- По тендерной заявке у компании должен быть 10-летний опыт управления подобными проектами и более 10 лет работы в данном секторе. Но в конкурсе участвовала только 1 компания Waste2Energy. Она не имела права участвовать: у нее ни опыта, ни экспертности…
- Кто будет сопровождать проект финансово?
- Первоначально говорили, что 181 миллиард тенге в проект будет инвестировать ТОО «Оператор РОП». Но у денег, которые это ТОО собирает с утильсбора, другое предназначение.
- Все ли казахстанские экоактивисты выступили против проекта?
- К сожалению, выяснилось, что Ассоциация экологических организаций активно лоббирует мусоросжигание. И раздел по МСЗ был внесен уже после обсуждения Экологического кодекса, то есть задним числом. «Как вы так сделали?» - спросили мы у министерства экологии. Нам ответили, что экологи-активисты поддержали этот проект, и сослались на Ассоциацию экологических организаций, возглавляемую госпожой Соловьевой – они взяли на себя смелость представлять всю экологическую общественность.
«У нас нет местной власти?»
Инициатор создания Актюбинского экологического движения Александр Мандрыкин:
- Уже в отстойник превратили наш Актобе! У нас не используют никаких передовых технологий. Нам всё сверху навязывают. Возникает вопрос: у нас что, вообще местной власти нет? Вот по воде у нас раскрылось – нет системы оборотной воды. Питьевая вода уходит на предприятия. Почему этим не занимаются? Теперь новую проблему создают – мусоросжигающий завод на полигоне. Я этим займусь. Обещал – значит, сделаю!
«Это станет преступлением!»
Свое мнение по строительству МСЗ в Актобе высказал старейший гидрогеолог Казахстана Петр Котик:
- Я в курсе завода. Конечно, такой завод вреден. Он должен находиться на определенном расстоянии. Главное - выяснить, что за проект. Если он примитивно будет сжигать мусор, то это станет экологическим преступлением. По розе ветров от АЗХС и так всё время на жилые массивы все эти химикаты несет. Вы лужи видели в районе областного акимата после дождя? В них желтая вода. Почему? Потому что это шестивалентный хром! Нам и его хватает, а от МСЗ еще сколько опасных веществ будет!
Автор: