DataLife Engine / 700 деревьев хотят вырубить на Каргале

700 деревьев хотят вырубить на Каргале



Общественники недовольны: расширение моста до 4 полос приведёт к уничтожению одного из красивейших участков природы в Актобе.


Татьяна ТОКАРЬ

Краснокнижные деревья срежут пилой

Проект расширения дороги на посёлок Акжар уже начали реализовывать, а расширение моста через реку Каргала в проект автодороги не вошло. Мост так и остался двухполосным.

9 сентября в Актобе прошли общественные слушания по расширению Акжарского моста. На слушаниях выяснилось, что мост расширят в сторону насосной станции «Aqtobe su-energy group». Он станет уже не двух-, а четырёхполосным. Строительство приведёт к вырубке деревьев.



- Под снос хотят отдать 700 деревьев, в том числе более сотни краснокнижных, - написал в соцсети депутат маслихата Актюбинской области Евгений Лазарчук. - И это по подсчётам фирмы, которая проводила лесопат ологические исследования. Фирма не местная.
Судя по документам, которые обнародовал депутат на своей странице в соцсети, частная компания насчитала в Актюбинской области попадающие под снос 86 деревьев вяза приземистого, 351 клён ясенелистный, 108 деревьев ольхи, 144 тополя, а также 4 вербы, 3 сирени и 9 прочих кустарников. При этом ольха, чёрная берёза и тополь серебристый находятся в Красной книге, их вырубка карается законом.

Дорогу спроектировали без моста



В понедельник, 13 сентября, представители Актюбинского лесхоза, управления пассажирского транспорта и автодорог, депутат областного маслихата Евгений Лазарчук и корреспондент «АТ» побывали на месте грядущего расширения моста. Именно сюда в 2017 году приезжал министр экологии Республики Казахстан и встречался с жителями посёлка Акжар, возмущёнными варварской вырубкой деревьев при реализации проекта расширения русел рек. Прошло только четыре года, природа начала восстанавливаться, деревья пустили молодую поросль. И опять задумали новшество, которое уничтожит теперь уже сотни деревьев.

- Сейчас ширина моста составляет 13 метров, её увеличат до 26 метров, - объясняет заказчик проекта, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Актюбинской области Рустем Турегалиев. – Дорога в сторону Акжара вся будет четырёхполосная, и, соответственно, этот мост мы тоже должны расширить до четырёх полос. Земляная насыпь под новый мост с правого берега реки Каргала составит 38 метров, с левого берега реки - 27 метров.

Стоимости расширения моста пока не вывели, он ещё только проектируется. А вот проект расширения автодороги уже начали - сняли асфальт. Часть дороги уложат в этом году, часть объёма сделают на следующий год.
Под Акжарским мостом лежит территория лесхоза. Разрешение на вырубку должен давать Комитет лесного хозяйства и животного мира в Нур-Султане, а пересчитать деревья – Актюбинский лесхоз.

Каждое дерево на вес золота



Леса в Актюбинской области составляют менее 0,4% от общей площади региона. То есть практически каждое дерево тут на вес золота. Особенно мучают город Актобе ветровые бури. Их стало намного больше после 2017 года, когда из-за проекта по расширению русел рек вырубили гигантское количество деревьев. Тогда проект удалось остановить и закрыть, только благодаря возмущениям таким вандализмом среди населения.

- Не нужно забывать, что деревья понижают ветровые бури, - говорит инженер по воспроизводству и восстановлению леса Актюбинского лесного хозяйства Роман Титов. - Чем дерево выше, тем меньше скорость ветра вокруг него. Идёт 1 к 30. Если дерево высотой 1 метр, то оно охраняет вокруг себя 30 метров площади. Если дерево 10 метров в высоту, то уже 300 метров находится под его защитой. Деревья, которые растут возле водоёма, выполняют роль естественного насоса, они поднимают уровень воды. Не нужно об этом забывать, потому что у нас ежегодно мельчают водоёмы.

- Тут в корне неверная ситуация! - убеждён заместитель директора Актюбинского лесхоза Еркетай Нуртазин. - Не должен проектировщик, который сидит в Нур-Султане, требовать землю для постройки моста. Все общественные обсуждения должны происходить до начала проектирования. Сначала должны обсудить вопрос с населением, оно должно дать своё согласие или отказаться. А у нас как? Всё шиворот-навыворот. Дороги построили и давайте разрешение на вырубку деревьев лесфонда для расширения моста! Наша задача - защита деревьев, уход за ними, а не выдача разрешений на их вырубку. Проектировщики должны были ещё 2-3 года назад решить, как быть с краснокнижными деревьями.

Объемы невыполнимые

За каждое срубленное дерево обязаны высадить 10 деревьев, за каждое срубленное краснокнижное – 30 деревьев. Эти задачи должны внести в проект.

- Если вовремя проводить все лесотехнические мероприятия, то растения приживутся, - уверен Роман Титов. - Клён и тополь можно даже в степь посадить, он вырастет. А что делать с ольхой? Она без воды никак не приживётся. Куда сделать компенсационную посадку?

Да и стоимость компенсационных посадок очень высокая. Так, депутат областного маслихата Евгений Лазарчук подсчитал, что для производства компенсационной посадки после вырубки 108 деревьев ольхи требуется высадить уже 3 240 деревьев. При стоимости 8 тысяч тенге за саженец ольхи с комом земли стоимость компенсационной посадки только по одному виду деревьев составит почти 26 млн тенге. Всё это сделает проект моста очень дорогим для бюджета.

- Объёмы компенсационной посадки будут просто невыполнимыми, - считает Роман Титов.

Лесхоз взялся пересчитать все деревья на протяжении 53 метров от моста, где собрались проводить вырубку. Кроме того, в конце сентября в Актобе прибудет спецтехника, которая способна проводить пересадку деревьев высотой до двух метров вместе с комом земли. Конечно, каждое дерево спасти будет невозможно, но лесхоз, чиновники и общественники пытаются предпринять меры.

Сколько можно уничтожать деревья?

Корреспондент «АТ» разместила видео леса, который собираются уничтожить, в социальной сети. В тот же день общественность гневно прокомментировала:

ekaterinagaidaichuk:
- Почему в нашей стране, чтобы что-то улучшить, надо обязательно где-то напоганить? Мне интересно, кроме как уничтожить, разве нельзя придумать альтернативу?

zhake121:
- И это добьёт реку, город останется без воды, и кому будут нужны 4 полосы автодороги в городе без воды?

gulshat_kuandyk:
- Не трогайте деревья, речку и так уничтожили!

petrmuraskevic:
- Необходим ремонт моста этого. А не расширение его. Зачем там 4 полосы? Двух нормальных вполне достаточно.

alek.sei4941:
- Да сколько можно уничтожать деревья? С каждым днем все хуже и хуже, деревьев все меньше и меньше! Экология губится!
16-09-2021, 10:00,258
Вернуться назад