Школьники вооружаются для защиты и кучкуются в группировки



Волна насилия в молодежной среде прокатилась по нескольким областям Казахстана. В чем причины происходящего, как остановить детей, есть ли возможность у школьных инспекторов противостоять росту преступности?

26 января в Шалкаре в результате разборки район на район был убит школьник. Его ударили ножом в грудь.
23 января в Сети появилось видео с избиением ребенка в туалете. Над ним измывались сверстники в одной из школ Кызылординской области.
21 января в Интернет выложили видео с издевательствами старшеклассников над школьниками младшего возраста. Малышей унижали, били, повалили на пол, вставали на них и даже скакали на теле.
Ранее в Instagram появилась шокирующая видеозапись происходящего в Байконуре: школьницы 15-17 лет унижают сверстницу и отрезают ей волосы.
Также в январе стало известно об избиении 11-летнего школьника в Караганде. Видеозапись с камеры наблюдения опять-таки просочилась в Сеть.
Об истинных масштабах издевательств, которые творятся в школьной среде, судить сложно. Боимся, многое замалчивается - дети, переживающие буллинг (травлю), терпят и молчат.
После того, как перечисленные факты стали известны общественности, МВД предложило созвать экстренное заседание межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних. Назначено ли оно – пока неизвестно.

Только делают вид

Что породило волну насилия и как ее остановить? С таким вопросом мы обратились к руководителю патриотического клуба «Беркут», в прошлом инспектору по делам несовершеннолетних Серику Сагиеву.
- Причина преступности проста: никто не занимается молодежью, все только говорят и делают озабоченный вид, находят крайних, а крайние практически все. Сваливают на учителей - да, учителя должны воспитывать, но не они одни. Правоохранительные органы должны работать, родители тоже должны работать. Но, главное, все общество должно работать.
Каждый год у нас была такая тенденция: до октября было напряжение в молодежной среде, мы называли это осенним обострением, потом, с наступлением морозов, молодежь успокаивалась. Было холодно, и в плане групповых разборок уже всё шло на спад. Лишь потом – с марта по май - шла активизация. Но период с октября по март был абсолютно спокойным. А в этом году что творится! Сами видите – и в декабре, и в январе столько фактов...

Защищают себя, как могут

- Почему сейчас все чаще в таких делах участвует молодежь из социально- благополучных семей? Вспомните тот же инцидент с алтынбелгийцем, который нанес ножевое ранение выпускнику. А ведь долгое время все говорили, что на преступность людей толкает социальное неблагополучие. Всё потому, что мы, взрослые, не защищаем их, они в своей среде вращаются без нашей опеки, и в их среде создаются группировки, кем-то управляемые, бывают неуправляемые. Эти группировки, как шакалы, стаями нападают на подростков. Вымогают деньги, просто издеваются, и тогда нормальные подростки начинают искать пути защиты. Они не идут к преподавателям, они не идут к родителям. Они не обращаются в органы, они просто вооружаются и кучкуются в группировки, - констатирует глава «Беркута»
По мнению Серика Сагиева, гуманизация уголовного законодательства фактически связала руки полиции:
- Основная функция полиции - реагировать на правонарушения путем наказания. Поставить на учет, определить в специнтернаты и так далее. Они должны этим заниматься, а у нас как? Сейчас в связи с изменением закона, такая тенденция пошла, что человека можно ударить - и за это не отвечать. «Причинение легких телесных повреждений» - а это вплоть до перелома носа, считается уголовным проступком, а не преступлением. И наказывается только штрафом, независимо, простят его или нет. Поэтому полиция в этом отношении чувствует себя крайне неудобно. И получается в глазах общественности так, что уголовники уходят от ответственности.

Платят мало

Причины разгула молодежной преступности кроются и в организации работы ювенальной полиции.
- Да, государство говорит о важности работы с подростками, но при этом инспектор ювенальной полиции - самая низкооплачиваемая должность, на уровне сержанта, - объясняет Сагиев. - Естественно, ювенальная полиция испытывает кадровую нехватку. Люди на должность инспектора по делам несовершеннолетних приходят уже с чемоданным настроением. И вскоре уходят на другие виды полицейской службы. Поэтому государство, прежде всего, должно поднять престиж инспекторов. А пока в ювенальной полиции профессионалов можно сосчитать на пальцах. Уверен, увеличение числа инспекторов ничего не даст. Нужно повысить качество.
Сейчас инспектор по делам несовершеннолетних используется кем попало и где попало. Они фактически большую часть своего рабочего времени выполняют не свойственные им задачи. Инспекторов используют по линии уголовного розыска, дознания и линии ДПС. Но там, где они нужны, там, где они обязаны быть, их практически нет. Да, некоторые директора добиваются, чтобы инспекторы постоянно находились в школе или колледже, но это редкость.
К сожалению, руководители не могут понять, что именно подростковая преступность - это важнейшая часть работы.
- Насколько мне известно, прокуратура на данный момент изыскивает пути решения проблемы, не полагаясь на стандартную методику профилактики, которая в современных условиях себя не оправдала. Как в 2012 году, прокуратура намерена консолидировать не только государственные органы, но и задействовать общественные силы. Если это будет достигнуто, то власти области и города, вероятно, возьмут ситуацию под контроль и добьются стабилизации оперативной обстановки, - добавил Серик Сагиев.


Наталья РЫДВАНОВСКАЯ,
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930