«Я согласен играть любую музыку - для удовольствия и для людей»

«Я согласен играть любую музыку - для удовольствия и для людей»

Александр БИТТЕР, музыкант камерного оркестра областной филармонии им. Г. Жубановой

Начало пути

Мы с Али Акбергеновичем (художественным руководителем камерного оркестра областной филармонии им. Г. Жубановой. – Авт.) вместе окончили музучилище, потом пошли в армию. Служили в Эмбе. В оркестре, конечно. Можно сказать, как на курорте: нас даже не стригли. Потом с моим другом Мишей хотели поступать в консерваторию, но решили немного передохнуть, вернулись домой, и я снова оказался в оркестре.

Перед армией я уже работал. У нас открыли духовой оркестр при парке Пушкина. Его создал Владимир Никифорович Фоменко. Мы сразу туда и пошли выступать. Я тогда получал 30 рублей стипендии и ещё 70 за работу в оркестре - сто рублей в месяц! Отец удивлялся: «Ты ещё учишься, а уже такие деньги зарабатываешь».

О любимом инструменте

Начинал я с кларнета и до сих пор на нём играю. Сейчас играю на бас-кларнете. Это язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью. У нас в городе он, по сути, один, и вообще в Казахстане таких музыкантов немного. Редкий инструмент, можно сказать.

Играю и на саксофоне. В оркестре у меня тенор-саксофон, дома - альт, мой походный инструмент. Ещё есть собственный тенор. А в Городском доме культуры приходится играть на баритоне - баритонистов не хватает. Там недавно купили замечательный инструмент, просто шикарный. В итоге все саксофоны и кларнеты – это всё моё. Думаю, научиться можно на всём. Но звукоизвлечение - у каждого своё, индивидуальное. Это как голос: вроде один инструмент, а звучит по-разному. У каждого инструмента свой характер. Баритон - объёмный, с глубоким, низким звуком. А альт повыше, у него лёгкий, звонкий голос.

«Первый концерт я помню хорошо»

Моим первым учителем был Вячеслав Григорьевич Ткаченко. Сейчас он живёт в Оренбурге и, несмотря на возраст, до сих пор работает - вроде бы в филармонии. Мы поддерживаем связь, и когда приезжаем туда с гастролями, он всегда приходит на концерт. Он преподавал в нашем музыкальном училище имени Ахмета Жубанова, в старой части города. Между прочим, там до сих пор шикарный зал, по звучанию просто великолепный. А ещё отличный зал был в клубе железнодорожников, на Привокзальной площади. Любой оркестр там звучал прекрасно - строили с умом.

Первый концерт перед публикой я помню хорошо. Хотя это не совсем концерт - мы с Владимиром Никифоровичем выступали в парке Пушкина. Садились там, где сейчас фонтан с оленями, в два ряда, духовой оркестр, и играли вечерами - по часу, по два. В пятницу, в субботу. Так и пошло: концерты, концерты, концерты…

Для меня это было просто радостью - люди слушают, смотрят. Но волнение всё равно есть. Такой лёгкий мандраж. Не страх, а переживание, чтобы не сфальшивить, не подвести коллег.

«Согласен играть любую музыку»

Репертуар зависит от того, где играешь. В одном оркестре у меня джаз - там я отдыхаю. Здесь чаще классика, и вот репетировали Шамши Калдаякова, лёгкая классика. Но мне, честно говоря, всё равно, что играть. Я согласен играть любую музыку - для удовольствия и для людей.

Преемственность поколений

У меня есть сын. Ещё с детского сада я пытался приучить его к музыке, говорил: «Сынок, давай попробуем флейту, кларнет, вот блок-флейта». Приносил домой инструменты, показывал, пробовали вместе. Но он сказал: «Папа, это не моё». Я не настаивал - решил, пусть сам выберет свой путь.

Он окончил девять классов, выучился на автомеханика. Работал по профессии, а сейчас занялся своим делом, в бизнесе. Главное, что человек нашёл себя.

А вот внучка, похоже, тянется к музыке. Может, именно она пойдёт по моим стопам. Кто знает?

Отдых от музыки

В обычной жизни, когда прихожу домой, первое, что прошу - выключить музыку. За день в оркестре наслышишься столько, что потом просто хочется тишины. Хотя бывают такие концерты, что сам заслушаешься - не оторваться.

Современная сцена

Музыкальный уровень, я бы сказал, не упал - наоборот, стал выше. Сейчас возможностей больше. В советское время, например, нам запрещали играть джаз. Говорили: «Сегодня играешь джаз - завтра Родину продашь». А теперь отношение другое, и это радует. В творчестве всегда есть место импровизации - тому, что идёт не из нот, а из головы, из души. Ты не планируешь - просто чувствуешь и играешь.

Репертуар я обычно не выбираю и воспринимаю это, как работу. Скажут сыграть Bésame mucho - пожалуйста. Такие вещи играются без нот, на интуиции. Главное, чтобы звучало искренне.

Публика в Актобе

Публика, конечно, меняется. Сейчас стали чуть больше ходить и на классику, и на современную музыку. Хотелось бы, чтобы интерес был ещё выше.

Бывает, мы долго готовим сложную классическую программу, а в зале людей чуть больше, чем нас на сцене. Обидно. А когда для количества начинают сгонять солдат - толку мало. Они приходят, как говорится, совместить приятное с полезным: посидеть, отдохнуть... Иногда и подремать. Но настоящему слушателю всё-таки интересно - он приходит по любви к музыке.

Советы молодым музыкантам

Молодым музыкантам я всегда говорю одно: заниматься, заниматься и ещё раз заниматься. Нужно знать свои партии - не зубрить, а играть так, чтобы они были «пальцами».

Посмотрите на тех же Башмета или саксофониста Игоря Бутмана. Они постоянно выступают, но при этом регулярно занимаются. Даже если ты мастер - перед каждым концертом всё равно готовишься, работаешь над репертуаром, над десятью новыми произведениями. Только так, через труд, через усердие, приходит уверенность.

Талант - это хорошо, но без работы он быстро тухнет. У нас, у музыкантов, всё просто: если играешь - будешь работать, а значит, и зарабатывать. А если талант есть, но ты сидишь дома, то так и останешься с сухарём. Незаменимых не бывает.

Фестивали и концерты

Мы недавно вернулись с джазового фестиваля в Костанае - великолепное мероприятие! Международный уровень: коллективы из России и соседних стран. Атмосфера потрясающая, публика - тёплая, всё прошло отлично.

А 31 октября будем давать концерт здесь, в Актобе. Джазовый, с той самой программой, с которой гастролировали. Может, что-то добавим. Концерт будет большой - полтора-два часа.

Как принимают новых музыкантов

Если в оркестр приходит новичок - никаких «крещений» мы не устраиваем. Всё просто: если человек играет, значит, пусть играет. Конечно, сначала его ставят на вторую партию, никто сразу на первый кларнет не посадит. Но если видно, что профессионал, всё приходит быстро. Тут главное - не слова, а игра.

«На живом инструменте слышно дыхание»

К электронной музыке я отношусь спокойно, даже равнодушно. У меня есть знакомый - купил себе электронный саксофон. Там всё просто: и аккомпанемент, и звук - всё забиваешь сам. Нажимаешь кнопку, поддуваешь, и музыка идёт сама. Можно выбрать тембр - бас, баритон, сопрано.

Но, как ни крути, это электроника. На живом инструменте слышно дыхание, живой воздух. А в электронном - нет. Я это сразу чувствую. Хотя, если всё правильно настроить, конечно, может звучать и неплохо.

Я вообще предлагал у нас в оркестре Городского дома культуры сделать три-четыре готовые программы, чтобы можно было чередовать. Сегодня нужна одна - сразу вышли и сыграли. Без возни с папками и талмудами.

Нот ведь много, произведений тоже. Можно сыграть джаз, можно классику, можно поп-музыку. Людям нравится, и молодёжь, и пожилые танцуют.

Желаю всем актюбинцам здоровья, и чтобы всё у всех получалось!

Автор - Рустам Тулекешев
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа