Актюбинке, получившей травму во время работы сиделкой, нужна помощь

В Актобе Оксане Макарчук нужна помощь

Оксана Макарчук повредила позвоночник, ухаживая за пожилым пациентом. Оставшаяся без средств к существованию женщина пыталась узаконить трудовые отношения через суд и получить компенсацию. Фемида встала на сторону ответчиков. Теперь Оксана должна оплатить услуги нанятого ими адвоката – 200 тысяч тенге. Денег у женщины нет даже на продукты питания.

В редакцию «АТ» обратилась актюбинка Оксана Макарчук, оказавшаяся в очень сложной жизненной ситуации. Мать-одиночка, воспитывающая сына, получила травмы позвоночника, работая сиделкой. Она испытывает сильнейшие боли. Ходит с трудом. Из-за травмы Оксана вынуждена перебиваться непостоянными заработками: находит объявления в сети – убирается в квартирах, готовит обеды и ужины. После оплаты коммунальных услуг денег не остается даже на еду. Родственников в Актобе у Оксаны нет. А еще нужно помогать сыну, который учится в российском Белгороде.

Этим летом актюбинка обратилась в суд. Сиделкой она работала без оформления договора, никаких компенсаций за полученную травму не получила. А потому и просила суд признать факт трудовых отношений и назначить компенсацию от родственников пожилого мужчины, за которым ухаживала 2,5 года.

Суд иск не удовлетворил, да к тому же постановил взыскать с Оксаны 200 тысяч тенге в счет оплаты адвоката, который был нанят ответчиками.

- Денег у меня таких нет, - говорит Оксана. - Оплатить сумму я должна до 12 октября. Как мне объяснили, если не успею, то сумма увеличится за счет судоисполнительных сборов в 25%, то есть придется платить уже 250 тысяч, да еще арест наложат на имущество.

Возвращение

Родилась Оксана Макарчук в Актобе. Вскоре семья переехала в Молдавию. Жили в небольшом городке под Кишиневом. В 10 лет Оксану и ее сводную старшую сестру родители отправили в Актобе помогать оставшейся одной пожилой бабушке. Отучилась Оксана в ПТЛ, потом в колледже - на учителя черчения. Первое время работала в детском садике, затем занималась продажей китайского чая с женьшенем. Вышла замуж, родила сына. Оформила развод.

- Бывший муж платил только алименты – вначале по 8 тысяч, потом по 15. Он работал по патенту и всегда показывал заниженные суммы, - рассказывает актюбинка. – Больше ничем не помогал – ни продуктами, ни вещами. Сама подняла сына на ноги.

Родители ее давно умерли. Не стало и бабушки.

В 2022 году Оксана осталась без работы - компания, занимавшаяся женьшенем, закрылась. Разместила она объявление в Интернете и в июле того же года устроилась на работу сиделкой.

Первая травма

- Ухаживала я за мужчиной, ему тогда 84 года было. Он высокий, крупный – около 100 килограммов. Мне, со своими 47 кг, конечно, очень тяжело было. Но у них уже работала сиделка, которой я стала сменщицей. На тот момент сиделка уехала на месяц отдыхать. И этой семье нужна была дешевая замена. Сиделки тогда требовали по 10 тысяч тенге. А меня наняли за 5 тысяч - за смену с 8.30 до 18 часов. Я ухаживала, поднимала этого мужчину. Тогда первый раз и надорвалась. Спина опухла. Боль была жуткая. Я лежала, не могла подняться. Хотела уйти с работы, но родственники этого мужчины меня уговаривали: потерпи немного, сменщица вернется, и всё будет хорошо. Я отлежалась 2 дня. Естественно, решила, что нужно работать дальше, нужно терпеть ради сына. Да и куда я теперь пойду, думала, со сломанной спиной.

Так, превозмогая боли, Оксана проработала до конца 2024 года.

Адская боль

- Мужчина, за которым я ухаживала, постарел, совсем слабым стал, - продолжает Оксана. - А в декабре еще и заболел бронхитом. У него сильный кашель был, он краснел и задыхался. И вот, 26 декабря я с ним нахожусь. Он лежит на постели, две подушки под головой. И тут начинает захлебываться от кашля. Глаза даже навыкат пошли. Я поняла, что он может захлебнуться собственной мокротой. Подбежала и рывком его подняла, чтобы не задохнулся. Тут меня и пронзила адская боль - спина окончательно сломалась. Поднялась температура. С трудом дошла до дома. Написала родственникам мужчины, что не смогу выйти. Они меня вначале упрашивали, а потом наняли другую сиделку.

Обещания

Оксана неоднократно обращалась к сыну мужчины, за которым ухаживала. Просила помочь с лечением, с покупкой лекарств и приобретением корсета.

- В ответ он мне говорил, что обязательно поможет. Но объяснял, что на тот момент, зимой 2024-2025 года, у него нет денег. Сказал: когда наступит лето, я оплачу тебе лечение и корсет. Я ждала до лета. Написала ему. Он вновь ответил, что денег у него нет. А зачем тогда давал обещания? Предупредила, что пойду в суд. Ну и подавай – так он ответил.

В суд Оксана подала, не обратившись за помощью к юристу. Денег на оплату его услуг у женщины не было. Она просила предоставить бесплатную юридическую помощь, но суд, как говорит Оксана, отказал. В судебном разбирательстве актюбинка проиграла, да еще оказалась должницей. Суд постановил взыскать с женщины 200 тысяч судебных расходов, которые понесли ответчики – дети мужчины, за которым она ухаживала 2,5 года.

- Почему суд не вошел в мое положение, зная, что у меня бедственное положение, зная, что у меня такие травмы позвоночника? – удивляется Оксана. - Врачи установили у меня грыжу межпозвоночных дисков. Жидкость подтекает в ткани. Выявили протрузии дисков. Болит сам позвоночник, боль отдает и в левую ногу. Врач мне сказал, что был перелом, а потом кости срослись.

Надежда

Оксана Макарчук надеется, что актюбинцы окажут ей помощь в сборе средств для оплаты 200 тысяч тенге, назначенных судом.

Также Оксана была бы рада, если бы кто-то из представителей бизнес-сообщества предложил ей посильную работу.

- Здесь, в Актобе, у меня никого нет. Когда моя лучшая подруга узнала, в каком положении нахожусь, приехала из Уфы. Мы с 2009 года не виделись. Привезла всё, что на своем огороде вырастила: банки с соленьями, картошку. Еще и кур привезла. Продукты у меня пока есть. Главное – работу найти и корсет приобрести, - говорит Оксана.

Она знает, что сотни женщин в Актобе работают сиделками без оформленного трудового договора. И советует всем непременно узаконить трудовые отношения, чтобы потом не остаться без помощи, без работы, с подорванным здоровьем.

Автор - Ренат Таипов
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа