Курсант погиб после прыжка с парашютом: жена подозреваемого вышла на пикет

После трагической гибели 18-летнего курсанта в Актюбинской области под следствием оказались двое военнослужащих. Их супруги уверены, что виновных гораздо больше.
В Актобе вокруг расследования трагической гибели курсанта Военного института Сил воздушной обороны имени Т. Бегельдинова продолжают разгораться споры. Напомним, 15 июля на полигоне возле села Сарыжар Мартукского района при выполнении учебно-тренировочных прыжков у 18-летнего курсанта не раскрылся парашют. Парень погиб.
По данному факту возбуждено уголовное дело. Сейчас под следствием находятся двое военнослужащих, которых обвиняют по статье 453 часть 2 УК («Халатное отношение к службе»). Оба они уже почти два месяца содержатся в СИЗО.
23 сентября на мирный, согласованный с городским акиматом, пикет у военной прокуратуры Актюбинского гарнизона вышла супруга одного из подозреваемых, мать четверых детей Алтынай Толегенова.
Она заявила, что следствие ведет расследование с обвинительным уклоном, а круг виновных гораздо шире.
- Мой мирный пикет направлен на то, чтобы меня услышали. Я пишу во все инстанции, привожу конкретные факты, кто за что должен отвечать, но меня не слышат. Следствие должно выявлять всех виновных и наказывать их должным образом. Мой супруг не является должностным лицом, а его обвиняют по статье, которая применяется только к должностным лицам. Это несправедливо, - заявила Алтынай.
Она рассказала, что 31 июля её мужа взяли под стражу, и с тех пор семья осталась без дохода.
- Сейчас я одна работаю и параллельно защищаю своего мужа, фактически выполняю работу следствия, пытаюсь во всём разобраться. Но мне не дают такой возможности. Было внутреннее расследование, там расписана вина каждого человека. Оно очень даже объективное, но нам говорят, что это не будет учитываться в деле. Это тоже возмущает, - сказала Алтынай Толегенова.
По её словам, супруг с 2014 года служит в военном институте, долгое время работал начальником склада, нареканий по службе ни разу не было. Последний год он занимал должность командира роты солдат-срочников. В день трагедии, по словам женщины, ее супруг выполнял функции выпускающего на борту вертолета.
- По этому факту (на учениях) он был командирован без приказа, только на основании рапорта, - говорит женщина.
Свою позицию также озвучила супруга второго подозреваемого Наргиз Айденова:
- На данный момент он сейчас находится под следствием по поводу трагической гибели курсанта военно-воздушного института. Мы хотим, чтобы расследование было всесторонним и объективным. Мы хотим настоять на том, что сейчас привлекаются не все виновные, круг намного шире, чем сейчас представляет следствие. Мы хотим, чтобы такой трагедии больше не повторялось. Мы никак не хотим как-то выгораживать своих мужей. Мы просто хотим, чтобы этот случай стал своеобразным сигналом, чтобы что-то изменилось, чтобы курсанты перестали умирать. Мой муж вообще не является штатным сотрудником института, прикомандированный из Астаны, является сотрудником ВВС (военно-воздушных сил). Никакого отношения к данному институту не имеет.
Женщина добавила, что у них четверо малолетних детей, и сейчас семья полностью на её иждивении.

- Несмотря на то, что муж участвовал во всех следственных мероприятиях, не скрывался, имеет положительные характеристики и 13-летний стаж службы, его уже второй месяц держат в СИЗО. Это же не вина конкретных двух людей, это вина череды ошибок, которые были допущены, - заявила Наргиз Айденова.
Ответ прокуратуры
После пикета журналистов пригласили в здание военной прокуратуры.
- Во время прыжковых занятий у курсанта Асарбаева не раскрылся парашют, в результате последний скончался от полученных травм. По данному факту военным-следственным управлением МВД проведено досудебное расследование по части второй статьи 453 УК. Подозреваемыми признаны руководитель прыжковых занятий и выпускающий. Следственным судом в отношении подозреваемых санкционирован арест сроком на два месяца. В настоящее время следственные действия завершены, проводится ознакомление с материалами уголовного дела.

Касательно доводов о непривлечении других лиц к ответственности, сообщаю, что в рамках расследования исследованы все обстоятельства, в том числе с привлечением специалистов в области эксплуатации парашютной техники. Получены заключения и допросы экспертов.
Доводы о родственных связях отдельных участников уголовного процесса и руководства главной военной прокуратуры не состоятельны. В этой части истребованы сведения из уполномоченных органов, согласно которым каких-либо родственных связей не имеется, - сказал военный прокурор Актюбинского гарнизона Ролан Женисбаев.