Краевед Никита Салов раскрыл тайну названия Актобе

Краевед Никита Салов раскрыл тайну названия Актобе

«Мы ищем тех, кто мог бы проводить экскурсии на казахском языке».

Ранним воскресным утром корреспондент «Актобе Таймс» прогулялся по Жилгородку вместе с Никитой Саловым - коренным актюбинцем и экскурсоводом. Он рассказал о своём увлечении, о первых улицах города, о судьбах людей и о том, почему воспоминания и старые здания важны для будущего.

«АТ» продолжает цикл интервью с любителями и исследователями истории Актобе. На этот раз нашим собеседником стал Никита Салов - увлечённый исследователь городской истории и по совместительству экскурсовод.

Об экскурсиях

«Мы уже провели пять или шесть экскурсий по старой части Актобе, и многие просят провести прогулку именно по Жилгородку. Я сам здесь вырос, и поэтому особенно приятно это делать.

Увлечение началось с того, что я стал изучать историю своей семьи: как минимум, четыре поколения моих предков жили в Актобе. Неминуемо увлёкся и историей города.

Позже у меня появилась книга Фёдора и Юрия Тарасенко «Город. Годы. Люди. Жизнь». Фёдор работал журналистом в советское время, Юрий - насколько знаю, был корреспондентом или редактором на «Рике». Его отец описал историю с 1869 года, со времени основания укрепления, и до 1920-х. А Юрий продолжил дальше. Получилась настоящая летопись».

Никита Салов провёл уже 6 экскурсий - по старой части Актобе и по Жилгородку.

О необходимости экскурсий на казахском

«Мы ищем тех, кто мог бы проводить экскурсии на казахском языке. Люди обращаются, спрашивают, хотят прийти, и хочется донести историю до большего количества слушателей.

Но у меня есть основная работа, а экскурсии - это скорее хобби. У меня только выходные для того, чтобы всё успеть. Всё равно много желающих: были гости из других стран, из России - из Петербурга, Перми».

Воспоминания школьных лет

«Я учился в 16-й школе: от звонка до звонка. За Домом культуры химиков (нынешняя филармония) стояла статуя Ленина. Сейчас там памятник жертвам репрессий. Удивительно, как всё складывается: сначала Ленин, с которого, по сути, начались репрессии, а теперь там памятник жертвам этих репрессий».

Демонстрация в старой части города, начало 70-х.

Трагичная история Жилгородка

«У Жилгородка интересная и в какой-то степени трагичная история. Многие говорят, что его строили немецкие военнопленные. Это не совсем так. Строительством завода и жилой инфраструктуры занималось ведомство НКВД. Кроме военнопленных здесь, трудились ссыльные и осуждённые.

Большое влияние на этот район оказал архитектор Фёдор Амурин. Информации о нём крайне мало. Известно, что он окончил Ленинградский архитектурный университет. Видимо, в рамках ссылки или осуждения, Амурин отбывал свое наказание в Актобе, проектируя этот район. Это похоже на правду, потому что здесь чувствуется влияние западной архитектуры.

Я нашёл карточку: Фёдор Амурин репрессирован в 1937 году из Москвы. Очень похоже, что это тот самый человек. Больше данных о нём нет: почему именно так строил, в каком стиле. Думаю, в 40-х он строил дома до ДК Металлургов (улицы Кошевого, Вавилова, Чернышевского). Дальше, за Домом металлургов - это уже постройки 1950-1960-х годов».

О заводе и районе

«Территория Жилгородка была полями. До революции переселенцы, жившие в старой части, засевали здесь хлеб и другие культуры.

С началом коллективизации землю забрали колхозы. В 1940-х начали строительство АЗФ. И руководство города принимает решение, что рядом с заводом будут жить рабочие. Почему так? Потому что старая часть очень далеко, восемь-девять километров. С точки зрения логистики, это неудобно. А здесь - завод и первые бараки прямо рядом.

Когда строился АЗФ, руководители завода, верхушка, жили на улице Белинского. Там были красивые коттеджи в западном стиле. Сейчас большинство перестроено, но один, синего цвета, сохранился.

В Жилгородке, как и в старой части, всегда было зелено. Сейчас в городе почти не осталось таких мест. Особенно заметно, когда приезжаешь сюда из Батыса. Здесь до сих пор стоят деревья, посаженные в 60-х».

1 августа 1953 г. Воспитанники школы ФЗО Завякин и Бисенов. На фоне ДК Металлургов.

О планировании города

«Район «Электрон» появился в 1960-х, здания вокруг акимата - в 70-х, пересечение Абилкайыр хана и Молдагуловой - это уже 80-е.

В конце 80-х и 90-х город окончательно сошёлся после строительства 11-го микрорайона.

Я такого планирования города нигде не видел. Обычно есть центр, и от него растёт город. А у нас сначала старый центр, потом - Жилгородок, в 40-60-х активно застраивавшийся. И в итоге центр сместился».

Об истоках Актобе

«До основания укрепления, в середине XV века, Золотая Орда распалась. На её месте образовались Астраханское, Сибирское, Ногайское ханства и государство Шайбанидов.

Первое упоминание о родах Тама и Табын на этой территории относится к 1505 году. Когда царские войска пришли на Актюбинские холмы, султан рода Арынгазиевых подтвердил: здесь испокон веков жили представители этих родов.

Откуда название? Это место захоронений. Люди приносили сюда камни. Со временем камни рассыпались и оставляли белые следы от извести. «Ақ төбе» - тюркское наименование. В русском документообороте закрепилось как «Ак-тюбе».

Позже, в 1891 году, город получил статус уездного и стал называться Актюбинском».

О старой части города

«Город возник со старой части. Первая улица - Гарнизонная. Её пересекает нынешняя улица 30-летия Независимости Казахстана. Раньше она называлась Старожительская. Там селились первые переселенцы.

Вообще первые жители - это те, кто служил в гарнизоне укрепления и остался здесь жить. Многие умерли зимой 1869-1870 годов из-за суровых условий. Гарнизонная - это улица тех, кто выжил и остался. А Старожительская - тех, кто приехал позже.

Местное население, когда пришёл гарнизон, откочевало в сторону Уральска. Остался только род Арынгазиевых. Это больше был договор между Арынгазиевыми и царской администрацией. Правая часть от Илека отходила им, а по правой стороне предместья двух холмов (Большого и Малого) достались гарнизону.

В старой части города уже в начале XX века были заводы, два кинотеатра, купеческие лавки, гостиницы. Можно сказать, что полноценный малоэтажный город.

Нынешний Драмтеатр стоит на месте бывшей церкви, которую снесли в 1937-1938 годах.

Железнодорожный вокзал тоже интересный. Само здание 1905 года не сохранилось, но осталась инфраструктура: казармы, почтовые отделения по обе стороны путей, водонапорная башня тех же времён. Можно даже увидеть старые булыжники тех времён».

Вид с телевышки в сторону АЗХС (приблизительно 1970-ые).

О развитии города

«Удивительно, что в советское время в Актобе появлялись такие объекты, как планетарий или телевышка. Не столица, не мегаполис, но проекты были амбициозные. Если бы не 90-е, многое бы, мне кажется, удалось реализовать.

Я был в Уральске. Там очень много сохранили старых зданий, в наше время их хорошо восстановили, и вот поэтому советую побывать там. Очень хочется, чтобы в Актобе сохранялся исторический облик, и опыт Уральска в этом плане был бы нам полезен. Если бы город развивался последовательно, без массовых переселений, больше бы сохранилось исторических зданий.

Считаю, что история области изучается хорошо, а вот история города чуть подзабыта. Но придёт время. Когда исполнится 165 или 200 лет, интерес к ней возрастёт. Так в истории всегда. Людям интереснее, что подревнее. Сейчас мы относительно близки к этому времени.

Хотелось добавить, что снимки Актюбинска с советского периода до нас дошли благодаря фотографам Сегедину Р.А. и В. Гончаруку. Кроме того, большое количество архивных фото предоставлены на сайте myaktobe.kz».

ДК Химик, 1969 г.

ДК Металлургов, 1953 г.

Вниз по ул. Шернияза, 1963 г.

Фото известного актюбинского фотографа и геолога Ростислава Александровича Сегедина, внёсшего неоценимый вклад в изучение региона.

Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа