Диабет передали в ОСМС: казахстанцев лишили целой группы лекарств, глюкометров и выплат

Диабет передали в ОСМС: казахстанцев лишили целой группы лекарств, глюкометров и выплат

Сахарный диабет в Казахстане исключили из перечня социально-значимых заболеваний и вывели из пакета гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Теперь пациенты оказываются в новой, порой смертельно опасной ситуации: без доступа к лекарствам и без поддержки. Общественный деятель, руководитель Фонда «Диабетический родительский комитет» и экс-президент Диабетической Ассоциации Казахстана Руслан Закиев рассказал, как эти решения меняют жизнь сотен тысяч людей.

«Полторы тысячи человек рискуют своей жизнью»

Недавно минздрав своим решением перевел сахарный диабет из гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в пакет обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Теперь только те, у кого есть страховка, смогут получать медицинскую помощь.

Наш собеседник – руководитель Фонда «Диабетический родительский комитет» и экс-президент Диабетической Ассоциации Казахстана Руслан Закиев говорит, что для пациентов с диабетом 1-го типа такое решение может стать вопросом жизни и смерти:

«Насколько влияет перевод из ГОБМП в ОСМС? Как я уже говорил, это радикально влияет на небольшую группу людей, которые не входят в систему ОСМС, - говорит Руслан Закиев. - Минздрав на сегодняшний день говорит о 4–5% пациентов, которые не вошли в систему. Теперь мы говорим о людях, которые живут с сахарным диабетом 1-го типа, для которых амбулаторное лекарственное обеспечение жизненно важно. То есть, если мы, грубо говоря, возьмём 5% от общего количества — 30–35 тысяч пациентов первого типа в целом, то это примерно полторы тысячи человек, которые остались за границей обеспечения. Государство не будет их обеспечивать до тех пор, пока они за последний год не оплатят страховку около 51 тысячи тенге. Но не все из них имеют такую возможность.

Фактически это решение — перевод из пакета ГОБМП в ОСМС привело к тому, что полторы тысячи человек рискуют своей жизнью. То есть, решение было не до конца обдуманным».

«Права пациентов сильно нарушены»

Но это еще не все. Диабет также исключили из перечня социально-значимых болезней.

«Следующий шаг — это исключение сахарного диабета из перечня социально-значимых заболеваний, - продолжает Руслан Закиев. - Это уже приводит к тому, что у нас переутвердили буквально недавно, 16 сентября, перечень отдельных категорий физических лиц, имеющих право на социальную поддержку. Там указаны лица с социально-значимыми заболеваниями.

Исключение из этого перечня означает, что люди с сахарным диабетом, которые раньше имели возможность получать соцподдержку от государства, её получать не будут. Поэтому, честно говоря, действия Минздрава абсолютно не согласованы с действиями других частей правительства и других ведомств. Сейчас права пациентов с сахарным диабетом были сильно нарушены».

Лишились выплат

Ранее пациенты могли рассчитывать на небольшие выплаты и поддержку от государства, теперь и это ушло в прошлое.

«16 сентября был утверждён и опубликован новый перечень категорий лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Теперь рассчитывать на помощь не могут, в том числе родители детей с инвалидностью по диабету 1-го типа. А в данную помощь входили, например, выплаты по решению маслихатов. Региональные власти определяли объём поддержки и приурочивали её к событиям: ко Дню Конституции, ко Дню защиты детей, ко Дню пожилого человека. В Алматы эта помощь иногда доходила до 70–80 тысяч тенге. Это была очень существенная поддержка».

Глюкометров не дадут

Казахстанцев с диабетом также лишили средств самоконтроля.

«В Казахстане средствами самоконтроля обеспечиваются только люди, использующие инсулинотерапию — это примерно 15–20% от общего количества диабетиков. Большая часть пациентов за счёт государства средствами самоконтроля не обеспечивается.

Эти деньги могли предназначаться на покупку глюкометров, тест-полосок. Но теперь и эту возможность отобрали. Это приведёт к тому, что в перспективе 3–5 лет мы получим рост тяжёлых осложнений.

В 2021 году казахстанское общество по изучению диабета опубликовало отчёт «Бремя сахарного диабета для бюджета Республики Казахстан». Согласно отчёту, страна тратит около 1 млрд долларов ежегодно. Большая часть расходов направляется на управление осложнениями. Когда людям ампутируют ноги, когда они переходят на диализ. Эти расходы вырастут в несколько раз, потому что государство вместо профилактики сокращает контроль».

«Остаётся только лечь и умереть»

По словам Закиева, в Минздраве, предусмотрели, что некоторые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, будут застрахованы за средства местных бюджетов. Но эту помощь получить довольно трудно.

«Для людей, которые не могут трудоустроиться, и находятся в тяжёлой ситуации, предусмотрели финансирование взносов за счёт бюджета. То есть, акиматы должны это делать. Но механизм очень забюрократизирован. Пока акимат оплатит взносы, человек с диабетом 1-го типа уже умрёт.

Инсулин в аптеке не купишь – это рецептурный препарат. Рецепт выписывает эндокринолог, но его не получить без страховки. Замкнутый круг: человек ни купить, ни получить препарат не может. Остаётся только лечь и умереть».

«Минздрав удалил целую группу препаратов»

Перевод в ОСМС должен был «расширить доступ к медицинской помощи», как заявляет Минздрав. Но, по словам эксперта, недавно была исключена целая группа препаратов, которые помогали держать диабет под контролем, снижать риски инфаркта, инсульта и ампутаций.

«Минздрав очень декларативно заявляет о том, что перевод с ГОБМП в ОСМС, наоборот, расширит доступ к медицинской помощи. Но на самом деле они целую группу лекарственных средств просто удалили. Они удалили группу ингибиторов АГПП-1, которые были предназначены для людей с сахарным диабетом, имеющих избыточную массу тела (индекс массы тела больше 27) и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Здесь нужно чётко понимать одну важную вещь: сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующие позиции, в том числе и у людей с сахарным диабетом второго типа. То есть фактически, исключив эту группу, Минздрав сознательно идёт на увеличение количества случаев инфарктов и инсультов у людей, живущих с сахарным диабетом. Ни о каком улучшении качества положения этих людей речи вообще не идёт.

Минздрав декларирует одно, а фактически делает совершенно другое».

Нужен Антикор

По словам Руслана Закиева, о планах Минздрава по сахарному диабету никто не знал, по сути, реформы оказались неожиданными:

«Слухи ходили разные, но заранее мы ничего не знали. Всё начало стремительно развиваться.

Что касается вопросов амбулаторно-лекарственного обеспечения — это вообще отдельная история. В июне они меняют состав формулярной комиссии, которая определяет перечень лекарственного обеспечения. Вводят в этот состав нового члена, который предлагает исключить группу АГПП. Они дружно за это голосуют.

Сейчас, насколько я знаю (информация не подтверждена), этого человека вывели из состава формулярной комиссии. То есть, создаётся ощущение того, что специально ввели человека в состав комиссии только для того, чтобы исключить группу АГПП-1 и перераспределить бюджеты.

Мы собрали всех ведущих эндокринологов страны, обратились во все профильные ассоциации врачей-эндокринологов. Все подтвердили, что не согласны с принятым решением. Что нельзя с точки зрения эндокринологической практики исключать эти препараты.

Действия чиновников Минздрава заставляют думать о том, что происходит что-то, лежащее вне логики медицинской науки и здравого смысла. Напрашивается вопрос вмешательства антикоррупционного органа».

«Диабет — не поведенческая болезнь»

Представители Минздрава, также отстаивая нововведения, подчеркивают, что диабет — это во многом «поведенческая болезнь». Мол, если болеете, то сами виноваты. Но Руслан Закиев с этим категорически не согласен.

«В рамках закона в Кодексе нет понятия поведенческих заболеваний. Если исходить из международной практики, да, некоторые вещи связаны с поведением пациента — питание, физическая активность. Но это поверхностный и непрофессиональный взгляд.

Контролировать диабет с помощью диеты и упражнений можно только на этапе преддиабета. Но в Казахстане, как и во всём мире, диабет 2-го типа регистрируется ретроспективно, когда уже развились осложнения.

Даже если вся страна круглый год будет бегать марафоны, ничего не изменится. Потому что одна из основных составляющих — генетическая предрасположенность. Сказать, что диабет - это поведенческая болезнь, глупость несусветная.

Кстати, эти препараты, которые исключили из перечня, как раз служили в том числе для снижение индекса масса тела, и многие пациенты входили в ремиссию, когда уже использование дорогостоящих терапий не нужно было. Вот здесь как раз важно было поддержание физической формы путем питания и нагрузок. Но это не панацея».

«Диабет — это неинфекционная пандемия»

По данным Минздрава, число пациентов стремительно растёт.

«В Казахстане по данным главного внештатного эндокринолога Минздрава числится 577 500 человек с диабетом на 2025 год. По прогнозу на 2026 год будет 635 250. К 2030 году – 930 тысяч пациентов. Рост идёт, и это общемировая тенденция. На сегодняшний день сахарный диабет второго типа признаётся неинфекционной пандемией. В среднем по миру порядка 10% населения живут с диабетом», - заключил Руслан Закиев.

Нужно 50 тысяч голосов

Руслан Закиев обратился к министру здравоохранения с требованием вернуть диабет в список социально-значимых заболеваний на платформе epetition.kz (ссылка: https://epetition.kz/petition/ae7f116b-f79a-4eaf-9001-3e527a503f53?com-mentPage=0). До 9 марта необходимо собрать 50 тысяч голосов, чтобы министерство ее рассмотрело.

Редакция публикует текст петиции в полном виде.

Петиция в адрес Министра здравоохранения Республики Казахстан о критической необходимости пересмотра решений, угрожающих жизни и правам людей, живущих с сахарным диабетом

«Уважаемая Акмарал Шарипбаевна!

От имени тысяч пациентов, живущих с сахарным диабетом 1 и 2 типа, их семей, медицинского сообщества и пациентских организаций, обращаемся к Вам с глубокой обеспокоенностью. Принятые Министерством здравоохранения решения в рамках реализации Закона о едином пакете медицинской помощи наносят серьёзный ущерб системе помощи людям с диабетом.

Мы признаём право государства на реформы, но убеждены, что они не должны проводиться за счёт жизни и здоровья граждан. Люди с диабетом сталкиваются с дискриминацией, ограничениями в получении образования, трудоустройстве, инвалидности и медицинской помощи. Последние изменения усугубляют эту ситуацию.

1. Исключение сахарного диабета из перечня социально значимых заболеваний.

После исключения диабета из перечня СЗЗ пациенты с СД1, не имеющие полиса ОСМС, могут остаться без доступа к инсулину. Для них это означает смерть, в течение нескольких дней. При этом государство сильно ограничивает таких людей в профессиях, официальное трудоустройство затруднено из-за предвзятости и страха работодателей. После 18 лет многим отказывают в инвалидности, и они теряют право на взносы в ОСМС за счёт государства. Получается, что человек с СД1, заложник диагноза. Он не может зарабатывать, не может получить помощь, и не имеет гарантий выживания. Это не защита, это отторжение.

2. Прекращение финансирования препаратов GLP-1.

Тысячи пациентов с СД2, в том числе с ожирением и сердечно-сосудистыми осложнениями, остались без эффективной, современной терапии, рекомендованной международными стандартами. Эти препараты помогали держать диабет под контролем, снижать риски инфаркта, инсульта и ампутаций. Теперь их просто лишили права на здоровье.

3. Игнорирование прав взрослых и беременных, использующих инсулиновые помпы.

Несмотря на утверждённые государственные стандарты, взрослые и беременные пациенты до сих пор не обеспечены расходными материалами к инсулиновым помпам. Эти технологии — не роскошь, а спасение. Их отсутствие означает скачки сахара, осложнения, гипогликемии, потерю зрения, почек, ног и жизней.

4. Бессмысленные и унизительные процедуры МСЭ для людей с СД1 после 18 лет.

Сахарный диабет 1 типа не проходит. Это не диагноз детства. Это диагноз всей жизни. Однако после 18 лет люди с СД1 массово лишаются инвалидности — только потому, что «взрослые должны справляться». Это не просто унижение. Это лишение человека доступа к помощи, на которую он имеет право.

5. Отсутствие государственной программы по борьбе с диабетом.

Диабет — системная проблема. Она не решается фрагментами, письмами, совещаниями. Нам нужна единая национальная программа, которая будет включать профилактику, обучение, доступ к технологиям, устойчивое финансирование, защиту прав пациентов. Она должна быть создана совместно с профессиональным и пациентским сообществом, а не кулуарно.

Уважаемая Акмарал Шарипбаевна!

Мы обращаемся к Вам с открытым сердцем и глубокой надеждой. Мы просим Вас не игнорировать голос тысяч казахстанцев, для которых диабет диктует четко определенный образ жизни. Мы просим Вас пересмотреть принятые решения - и донести суть проблемы до Администрации Президента Республики Казахстан.

Мы просим личного вмешательства Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева.

Потому что речь идёт не просто о лекарствах. Речь идёт о праве жить. И это право не должно зависеть от статуса в ОСМС, от возраста, от принадлежности к бюрократической категории.

Мы не просим, мы боремся за выживание. И мы верим, что Справедливый Казахстан - это не просто очередной, красивый лозунг».

С уважением, Руслан Закиев, директор Общественного фонда «Диабетический родительский комитет»

Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа