«Каждый выход на улицу - полоса препятствий»: параолимпиец Шахан Жулдасбаев о жизни в Актобе

«Каждый выход на улицу - полоса препятствий»: параолимпиец Шахан Жулдасбаев о жизни в Актобе

Маломобильные граждане вынуждены рисковать здоровьем и жизнью, передвигаясь по улицам города. Банальный поход в магазин, аптеку или госучреждение оборачиваются сплошными мучениями. Об этих и других проблемах, а также о путях их решения в интервью «Актобе Таймс» рассказал параатлет и депутат областного маслихата Шахан Жулдасбаев.

Недавно Актобе потрясла трагедия. На проспекте Алии Молдагуловой бабушка с внучкой решили перейти дорогу не по надземному пешеходному переходу. Их сбила машина. Женщина погибла, девочка оказалась в больнице. Эта история вновь обнажила наболевший вопрос: насколько наш город приспособлен для людей с инвалидностью и пожилых граждан?

С вопроса о наземных переходах, у одного из которых погибла пожилая женщина, репортёр «АТ» начал беседу с депутатом маслихата Актюбинской области, руководителем специализированной организации «ПАНДУС-ОК», членом национальной паралимпийской сборной РК Шаханом Жулдасбаевым.


Депутат считает, что надземки в Актобе, где не работают подъемники, нужно перенести и вернуть обычные пешеходные переходы с кнопками.


- Конечно, этот вопрос с надземкой нужно решать, - говорит Шахан Жулдасбаев. - Понятно, что каждый отвечает за себя, и перебегать в неположенных местах нельзя. Но мы прекрасно знаем, как функционирует этот переход. В нём масса проблем, основная из которых – неработающие подъёмники.

Я уже не раз предлагал перенести эти переходы. Давно обсуждается проект строительства пешеходного перехода через реку Сазды, но никак не могут его реализовать. Я говорю: вот готовое решение – возьмите этот проблемный объект, перенесите туда. Предлагаю вернуть кнопочные светофоры. Почитал комментарии по предыдущему посту (имеет в виду статью в газете «АТ» «Депутат требует избавиться от надземок на центральном проспекте в Актобе», которая вышла в начале августа. - Авт.). Есть сторонники надземки, в основном это автолюбители, потому что им так спокойнее ездить. Но я считаю, что в цивилизованных странах города должны быть пешеходо-ориентированными. Мы этот вопрос поднимали ещё до инцидента, на предыдущей комиссии. Тогда в ДП отчитывались, что якобы аварийность на этом участке снизилась. Но я сам часто вижу, как люди перебегают дорогу – что и произошло недавно. Бабушка пошла на риск, потому что подъемники не работают, надземки неудобные. Люди вынуждены рисковать жизнью и здоровьем. Я не поддерживаю перебегания в неположенных местах – это понятно, но иногда люди делают это вынужденно.

В целом, как соглашается мой собеседник, эти надземки - показатель отношения города к маломобильным гражданам. Но это лишь верхушка айсберга, проблем с доступной средой в городе масса.

- У каждого депутата есть предвыборная программа. Моя основная и единственная цель – формирование доступной и благоприятной среды. Что это значит? Это не только пандусы, как многие думают. На самом деле спектр задач огромный: удобство должно быть обеспечено не только для людей с инвалидностью, но и для пожилых, и для тех, кто получил временные травмы. Я сам три года назад участвовал в выезде с велосообществом. У них такие же проблемы – скаты на пешеходных переходах. Чиновники любят говорить: «Это советское здание, старая улица, тогда такие вещи не предусматривались». Но даже в новых районах проблемы остаются. Строятся новые дороги, новые остановки – и опять нет съездов, нет скатов. В Батыс-2, например, полно таких мест. Так, права маломобильных граждан (по сути, конституционные права) нарушаются тем, что не делаются скаты, не делаются подъездные пути к остановкам, сами остановки бывают недоступны.


Пандусы в Актобе часто делают для галочки. Лишь бы было, о безопасности и удобстве, кажется, никто не задумывается. На фото пандус в подземном переходе.


Организация «ПАНДУС-ОК» в прошлые годы инициировала в Актобе несколько проектов по реконструкции улиц, чтобы сделать их безопасными и удобными для маломобильных граждан. Но даже после этого снова и снова допускаются одни и те же ошибки, которые приводят к страшным последствиям. Сам Жулдасбаев в прошлом году попал в серьёзную аварию: инвалидную коляску, на которой он передвигался, сбила машина.

- Наша организация в Актобе занималась реконструкцией нескольких улиц, чтобы они были удобными для людей с инвалидностью. Мы делали это, как показательный проект, чтобы госорганы видели: так должно быть. Но, к сожалению, при последующих ремонтах снова допускаются те же самые ошибки. Опять есть у нас пешеходные переходы, где спуск отсутствует или он слишком крутой. На одной стороне ты спустился, а на другой тебя встречает высокий бордюр. И всё — человек в коляске оказывается в тупике. Мы вынуждены съезжать на проезжую часть. Хорошо, если кто-то рядом идёт и может помочь. В прошлом году со мной случилась серьёзная авария, я был в коляске, меня сбила машина. Водитель не заметил меня и выехал на встречку, произошло столкновение. У меня был перелом ноги в двух местах, сотрясение мозга. Это произошло на улице Мангилик Ел. Как раз, когда мы проводили мониторинговые работы.

Когда я приезжаю на места, где уже мы провели работу, ко мне часто подходят пожилые люди, родители с колясками и благодарят за работу, которую мы проводим. Это мотивирует. Но удручает, что сегодня показал проблему, а завтра – снова то же самое.


На многих улицах в Актобе не учитываются потребности людей с инвалидностью. Почти на каждом шагу встречаются такие препятствия.


Вот сейчас, например, на улице Халела Досмухамедова кладут второй слой асфальта, и опять не учли моменты с бордюрами, скатами, съездами. Есть участок дороги на пересечении проспекта Абилкайыр хана и улицы Газизы Жубановой. Вот там были проведены работы по удалению бордюров и по обеспечению скатами. Но в прошлом году там прошли работы по замене брусчатки. Где был сделан скат, опять сделали бордюр. К сожалению, такую картину видеть могу повсеместно. Даже будучи депутатом, я не в силах все это контролировать, у нас проблем масса получается.

«Не делайте для нас без нашего участия»

Актюбинцы с инвалидностью банально не могут попасть в автобус из-за неправильно сконструированных остановок и водителей, которые в спешке забывают о потребностях маломобильных граждан.

- Мы радовались, когда почти 80–90 % городских автобусов оснастили подъёмниками и пандусами. Но по факту жалобы все еще поступают. Я сам езжу на транспорте и вижу: водители не подъезжают к остановке, как положено. Если автобус встаёт далеко, пандус раскладывается прямо на асфальт, угол получается крутой, и коляска может перевернуться. Потом как получается: люди бегут навстречу к автобусам, водитель даже если хочет, просто вынужден останавливаться не впритык к остановке, а поодаль от неё. Водитель один помочь не может, а пассажиры недовольны, что его задерживают. Меня буквально тащат потом, как мешок с картошкой. Вот такие неудобства...


Часто бывает, что к остановкам в Актобе на инвалидной коляске не подобраться. Порой там делают такие скаты, что можно перевернуться и оказаться на проезжей части.


В начале этого года прошел тендер на реконструкцию остановок, приводили их в порядок для людей с инвалидностью. Я хочу сказать: «Не делайте, пожалуйста, для нас без нашего участия». К примеру, кое-где сделали скат с остановки на проезжую часть. Это где такое видано вообще? А если колясочник покатится на проезжую часть? Еще одна проблема: эти остановки очень близко к проезжей части ставят, а у нас бывает, что автобус за автобусом стоит. Он встанет в районе павильона, пандус разложится, а там нет места для коляски.

Пандусы для галочки и неработающие подъемники

Отдельная проблема для маломобильных граждан в Актобе - это пандусы и подъемники в государственных и коммерческих учреждениях. Зачастую пандусы делают слишком крутыми, кое-где их вообще не ставят, а подъемники годами не работают.

- Электроподъёмники призваны облегчить положение тем же учреждениям, которым сделать пандус не позволяет площадь. В некоторых местах дешевле выходит их поставить, чем строить несколько витков пандуса. Они эстетически красивее, поставил сбоку, много места не занимают. Но люди у нас забывают, что это оборудование, (какое бы оно качественное ни было) ломается. По завершению гарантийного периода вы сами должны делать техническое обслуживание. Но обычно на местах, где стоят электроподъёмники, фактически у всех гарантийный период закончен. Когда говорю об этом, часто слышу: «Вот он пытается навязывать еще и услугу нам». Бывает так, что они стоят 5 лет без движения. Ну, один раз приехал колясочник. А там, конечно, все заржавело. В 90 % случаях подъёмники не работают у нас.

Насчет пандусов, сегодня у соцзащиты (отдел занятости и социальных программ) есть полномочия, с их подписью вводится объект в эксплуатацию. К примеру, построили дом. На момент его сдачи приходит соцзащита и говорит: «А у вас нет пандусов, неправильный доступ». И не подписывают, а вся многоэтажка стоит. Социальная напряженность растет, люди не могут заехать. Тут тоже как быть? Буду говорить откровенно: тот же чиновник позвонит в отдел занятости и скажет: «Вы что там творите? Люди заселиться не могут, принимайте, там уже дальше переоборудуют». Наверное, это фактически так происходит, потому что мы видим, к сожалению, что новые дома как сдавались без пандусов, так и сдаются.


Не все учреждения приспособлены для приема людей с инвалидностью.


Первые этажи, причем в новых домах, часто переоборудуются у нас в коммерческие помещения, и туда тоже доступа нет, а это проблема еще советской постройки! Если человек захочет поставить пандус, то он будет очень крутой, очень длинный и обойдется в несколько миллионов. У нас люди думают, что пандус сделать – это положить два швеллера на лестницу, потратить на это 50 тысяч тенге и всё. Решение какое? Еще на стадии проектирования должны учитываться потребности людей с инвалидностью! Да, у нас есть СНиПы, но некоторые моменты в них трактуются, как рекомендательные, а не обязательные.

«Первопроходцам всегда тяжело»

Как говорит Шахан Шахмаранович, сделать Актобе доступным для всех жителей – это задача не одного дня, и вклад в это должны вносить все.
- Нас часто возмущает, что вот говорят: созданы условия, на это было выделены такие-то средства. Но ты выходишь на улицы города и говоришь: «А где?». Ты не можешь элементарно сходить в магазин, в аптеку, потому что каждый выход сопровождается стрессом, целая полоса препятствий у тебя. Я не то, чтобы кого-то обвиняю, но если мы (ребята с инвалидностью) – с этим бороться не будем, то что изменится? Нам нужно принимать участие в формировании доступной среды.

Часто слышу: «Шахан об этом везде трубит, у него своя организация, которая занимается доступом, ему это на руку». Ну, хорошо, я тоже могу сесть, сложа руки, и молчать. Но первопроходцам всегда тяжело. Я был в США, и мы знакомились с правами инвалидов в этой стране. Смотрел, как там организовывается доступная среда, там тоже не было всё сразу.

Большим потрясением для меня стало, когда в Штатах я увидел, что люди с инвалидностью просто по улицам ездят на коляске, ходят. Первое время я уже после приобретенной травмы, когда начал передвигаться по улицам города, боялся встретить своих одноклассников. Мне было неудобно из-за того, что люди смотрят на меня. Конечно, сейчас я этого не замечаю. Но в Штатах была обратная ситуация, на меня никто не обращал внимания. В Америке единственное место, где меня заносили на руках по старинке: это наше посольство!

Однако несмотря на то, что проблем в городе много, есть и заметные улучшения, подчеркивает депутат. Многие учреждения стали доступными для людей с инвалидностью. Открываются новые спортивные, медицинские, образовательные организации, учитывающие потребности маломобильных граждан.

Один из таких долгожданных объектов – это физкультурно-оздоровительный центр для людей с инвалидностью в микрорайоне Алтын Орда.
- Это будет первый большой в городе спортивный комплекс для лиц с инвалидностью. Здесь будет несколько залов, бассейн на 25 метров. Часто сюда приезжаю, с подрядчиками встречаюсь. Многие проблемные моменты проговариваем, надеюсь, учтут рекомендации. Здесь будут несколько видов спорта развивать. Думаю, у нас будет много выдающихся параспортсменов в будущем!

В завершение нашего разговора Шахан Жулдасбаев отметил, что в скором времени областные депутаты проведут выездную комиссию вместе с чиновниками и будут выявлять проблемные места в городе.
Автор - Артур Сайын
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа