Одна судьба на двоих: актюбинец узнал семейную легенду и увековечил имена однополчан

Одна судьба на двоих: актюбинец узнал семейную легенду и увековечил имена однополчан

Житель Актобе долгое время искал сведения о прадеде, без вести пропавшем на полях сражений Великой Отечественной войны. В процессе поиска ему удалось невероятное: пройти путь настоящего следопыта. Он смог определить полк и дивизию, где служил его предок, найти родственников однополчанина, увековечить имена сразу двух солдат из Талдысая и совершить поездку к месту их последнего боя. А еще актюбинец принял участие в открытии школьного музея. И представить сложно, что такое бывает! Воистину стремление вершит чудеса. Историей поисковой работы и рекомендациями из личного опыта правнук участника ВОВ делится с читателями «АТ».

Максим Сгибнев,
потомок участника Великой Отечественной войны


Иван Хоменко был призван на фронт из поселка Талдысай Хобдинского района Актюбинской области. Как и все, отправился защищать Родину. Дома его ждали мать, жена и дети. Но их встрече не суждено было сбыться. Вскоре пришла похоронка…

Несколько лет я занимался поиском сведений о своём прадеде, без вести пропавшем на полях сражений той страшной войны. Сегодня, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать: путь, пройденный мною, был тернистым, но зато увлекательным и полным открытий.

Курс следопыта

На сайте ОБД «Мемориал» значилось, что Иван Владимирович Хоменко призывался из Талдысая в 1942 году и без вести пропал на войне. Больше никаких сведений. Но я решил изучить подробнее этот интернет-ресурс. А вдруг что-то найдётся? Оказалось, в разделе «Помощь» были подсказки. Одна из них мне очень помогла. В меню выбрал «Расширенный поиск», отметил все строки галочками, оставил только имя и отчество, указал место призыва: Казахская ССР, Хобдинский РВК. Нажал на поиск. А вдруг так что-то найдется? И тут меня потрясло! Под фамилией Фоменко вышел именно мой прадед. Первая буква была просто искажена. Дата гибели: «5 марта 1942 года», адрес полевой почты «968» с припиской «погиб, со слов товарища, на брянском направлении». Местожительство - Талдысай, жена - Варвара Андреевна. Так оно и есть!


Однополчане Иван Хоменко и Александр Твердохлеб.

Дальше - больше. По данным призыва определил, что в одно время с Иваном Хоменко призывался односельчанин Александр Твердохлеб. Солдаты числились без вести пропавшими. Сходилось всё: полк, полевая почта, и даже дата смерти. Сразу обратился к справочнику на сайте «Солдат.ru» и обнаружил, что эта почта относилась к 60-й стрелковой дивизии. На сайте «Память Народа» в разделе «Документы частей» ознакомился с журналами боевых действий воинского формирования.

Интернет-ресурсы об участниках и событиях Великой Отечественной войны - первоисточник, доступный всем. Постарайтесь изучить рекомендации, как работать с ними, чтобы получить больше информации.

Разгадка близка

Но всё оказалось не так просто. Предстояла большая и кропотливая работа: необходимо было отыскать сведения сразу по двум солдатам за пределами Всемирной сети. Это меня не страшило, наоборот, придавало ещё больший интерес!

Знакомьтесь, смело открывайте переписку в интернете с военными поисковиками из разных стран, с общественными организациями - они всегда помогут и подскажут. Я тоже учился поиску, и мне открылись широкие горизонты. Виктор Суслопаров, Николай Андреев, Наталья Бодрова, Лилия Кожемякина, Андрей Мурылёв, Ирина Воложанцева, Николай Красиков… Все они давали конкретные советы и направляли к нужной цели. Благодарен каждому.


Конечно, и в нашем городе есть такие люди. Для Гумера Галеева война - это часть прожитой жизни. Ветеран-афганец, руководитель ОФ «Боевое братство», поискового отряда «Алия» поддержал меня в благом начинании. И с момента нашего знакомства мы объединяем усилия.

Работайте с военкоматами, отправляйте письма - вам обязательно ответят. Вскоре пришел ответ из района за подписью военкома: достаточно развернутый, даже с копиями документов. Согласно Книгам учета, Иван Хоменко призвался в сентябре 1941 года и попал в распоряжение 79-й кавалерийской дивизии (г. Ташкент), но по неизвестным причинам его демобилизовали. Снова призвали в январе 1942-го. И тогда вместе с ним в команду под номером 11 попадает односельчанин Александр Твердохлеб. Что было дальше - неизвестно.

Не забывайте искать сведения из мест, где жили солдаты до войны. Возможно, в живых остались люди, которые что-то помнят о ваших предках, либо изучают историю края. Например, в ходе поиска я узнал, что в Талдысае в средней школе работал историк-фронтовик Алмат Бергазин. Он вел поисковую работу, составлял списки участников войны. И даже издал книгу «В стороне большой Хобды». В начале 1980-х педагог переехал из села в Актюбинск, где трудился в СШ №16. Мне нужна была эта книга: а вдруг там есть сведения по участникам войны. Обратился в областную библиотеку имени С. Баишева. В отделе краеведческой литературы её сотрудник, Бакытгуль Снабаева, подсказала, что такого издания в фонде нет (скорее всего, книга издавалась малым тиражом), но пообещала, что поможет с поиском литературы. Созвонившись со школой, она сделала скан-версию. Я изучил всю книгу и на одной из страниц нашел упоминание, что «Иван Хоменко был минометчиком». Вот это находка! «Мне нужно непременно найти детей историка-фронтовика. А вдруг у них есть заветные списки?» Вскоре вышел на потомков. Семья проживает в городе: не теряя времени, созвонился и вскоре встретился. Но новой информации в домашнем архиве их отца не оказалось…

Учитель истории из 16-й школы Ирина Томова тесно сотрудничала с Алматом Бергазиным, обращаюсь к ней. Ведь он мог передать списки воинов-талдысайцев. Как пояснила педагог, в школе существует музей 196-й стрелковой дивизии, где служил фронтовик, но конкретно по моему запросу сведений не было.


Изучаем архив Алмата Жумалиевича с его сыном Абаем.

И всё-таки нужно обратиться в Талдысайскую школу, где работал Алмат Жумалиевич. Письмо отправляется по адресу, однако и там сведения не обнаружены. Директор учебного заведения Кансулу Жубанова в разговоре поделилась своей мечтой: открыть музей, где в будущем могла бы располагаться нужная и важная информация по разной тематике. Я предлагаю свою помощь: работаю в архивах, изучаю материалы по истории края, знакомлюсь со старожилами села, участвую с активистами в открытии школьного музея и одновременно продолжаю поиски…

Помните: родственники - кладезь информации. Объедините вокруг себя родню, старайтесь расспросить каждого о предках, особенно старшее поколение. Мне довелось это постичь. Раиса Нагорная поведала, что после войны в Талдысай пришёл фронтовик из Хабаловки. Он разыскал вдову Варвару Хоменко и рассказал ей, что перед боем Иван поделился с ним о сне, в котором предвидел свою гибель. Фамилию пришедшего к ним в дом гостя дочь, к сожалению, не помнила. Эту историю ей поведала мама. Теперь она стала семейной легендой.

То, что дед погиб в марте 1942 года, подтвердил Юрий Хоменко. Внук отчётливо помнил запись в похоронке. А еще он видел солдатские письма, которые обычно начинались так: «Дорогая моя Варвара Андреевна...» Но эти документы не сохранились...

Снова отправляются запросы в военкоматы. Теперь уже в Орловскую, Курскую, Брянскую и Тульскую области. Нужно проверить все варианты. А вдруг останки солдат давно подняли, и их имена установлены? Одно письмо дает надежду: «На братском захоронении в Орловской области в деревни Протасово числится: «Твердохлеб А.Г.». Неужели на этом поиск завершен, можно подвести итог? А вот и нет. Тщательно сверяю все данные. Боец оказался однофамильцем. Осечка…

Мне срочно нужны родственники сослуживца прадеда.

Вам очень повезет, если вы найдете потомков однополчан, которые служили с вашими предками. Это прекрасная возможность обменяться сведениями, подружиться семьями и совместно открыть новые страницы в жизни боевого пути солдат.

Потомки нашлись быстро. Еще бы! После войны одна из дочерей Ивана Хоменко вышла замуж за сына Александра Твердохлеба. Так они и породнились. Семья Твердохлеб тоже искала сведения о своем предке. В 1991 году они получили ответ из военкомата, в котором было указано, что Александр Григорьевич погиб в 1943 году и похоронен в деревне Протасово Орловской области.

- Съездить туда отец так и не успел. В годы разрухи проверить достоверность данных было невозможно. И мы остановились на этом, - делится со мной внук фронтовика Валерий Николаевич. - А уже в наше время через интернет мы узнали, что там похоронен полный однофамилец.

Мне помогла в поиске и военная литература. Поэтому советую: обращайтесь к воспоминаниям, мемуарам - там много познавательного.

Например, в книге Егора Щекотихина «Орловская битва» достаточно полно описываются бои тех лет. Прочитав её, я воссоздал хронологию событий, определил ориентировочно место последнего боя: Орловская область, район реки Зуша. А это Кривцовские высоты. А еще я узнал практически невероятное! Разве можно было представить, что среди наших земляков-талдысайцев плечом к плечу служил советский учёный, один из основоположников космонавтики? Звали его Юрий Кондратюк (настоящее имя его было Александр Шаргей). Исследователь из Новосибирска первым рассчитал оптимальную трассу полета корабля к Луне. Когда началась война, добровольцем ушел на фронт. Согласно архивам, погиб командир отделения, помкомвзвода связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии в феврале 1942 года у деревни Кривцово Болховского района Орловской области.

Обращайтесь в архивы, музеи - там живет история о ваших предках.

Архив - это уникальное место, где хранится невероятно много важной информации. Главное - правильно искать. Например, в документах «Фонда мира» я обнаружил анкету на прадеда, в ней подтвердились сведения из интернет-источников о дате гибели. А еще удалось посмотреть личное дело деда. В автобиографии он так и пишет, что отец погиб в 1942 году.

В городском и районном музеях сведения отсутствовали. А существуют ли музеи воинских формирований? Да. Они действуют при учебных заведениях или самостоятельно. Например, в Москве, в школе № 1561 - музей 60-й стрелковой Севско-Варшавской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. На момент поиска руководил им Игорь Паршин. В переписке он сообщил, что у них хранится материал и списки дивизии, в основном по первому его формированию. Педагог был рад знакомству и посоветовал обратиться к краеведу Ирине Воложанцевой. Жительница деревни Шатово Серпуховского района (там располагались штаб и санчасть дивизии) поддержала меня.

Окончательную точку в поиске поставит только Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Именно там, в документах на получение полевого довольствия, официально подтверждается последнее место службы. Через райвоенкомат обращаемся в Подольск. Подаем запрос в Архив военно-медицинских документов (Санкт-Петербург). Нужно ведь проверить: вдруг солдаты получали ранения в годы войны и находились в госпитале? Ответ ЦАМО пришлось ждать несколько месяцев. Но это того стоило! Так что, смело обращайтесь. В раздаточных ведомостях на выдачу денежного содержания рядовому и сержантскому составу 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии подпись двух односельчан в получении денег за февраль 1942 года имеется. И это самый важный документ: он подтверждает, что служили товарищи вместе до последнего. В последующих документах подписи их не значились. А что было с ними дальше? Проходили лечение или умерли в госпитале? Ответ из Санкт-Петербургского архива опроверг эту версию. Попали в плен? Но среди списков военнопленных на сайте их не обнаружил. Может быть, полк могли перекинуть на другую дислокацию? Маловероятно: слишком большие потери с нашей стороны. Остается одно: они погибли на поле боя…

Последний шаг

Еще раз тщательно изучаю все собранные материалы. Одновременно веду переписку с Николаем Красиковым из Орловской области. Он руководитель межрегионального поискового движения «Костер», председатель ОФ «Победа». Как пояснил поисковик, среди поднятых останков нужных мне фамилий не оказалось, но экспедиции ведутся. Скорее всего, солдат могли давно обнаружить и захоронить как безымянных. Но мало ли…

Решаюсь: «Необходимо увековечить имена». Но тут возникло сомнение. Дело в том, что в документах военного времени фамилия солдата была указана, как Твердохлебов, родственники же утверждали, что правильно следует читать: Твердохлеб. И тогда я принимаю решение искать глубже. Снова еду в городской архив. Ответы могут быть среди анкет переписи первой половины прошлого столетия по месту жительства семьи. А до Талдысая, как пояснили потомки, предки жили в Ропповке. Сотрудники архива оперативно предоставили раритетные документы. Истина где-то рядом, внушал я себе. После нескольких часов, проведенных за изучением старых листов, исписанных выцветшими чернилами, я отыскал разгадку…

Наконец весь пазл сложился, и мы ходатайствуем о внесении имен на Кривцовский мемориал Болховского района Орловской области. Когда приходит долгожданный ответ, без промедления собираюсь в дорогу…

Продолжение читайте в следующем номере «АТ»


Плечом к плечу с талдысайцами служил советский учёный, один из основоположников космонавтики Юрий Кондратюк.
Автор - Редакция
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа