«Островок легкой ностальгии»: Дмитрий Нестеров о том, как сохраняет прошлое Актобе в фотографиях

Дмитрий Нестеров - коренной актюбинец, человек без лишней сентиментальности, но с искренней любовью к родному городу. Он создатель instagram-паблика @retroaktobe, где делится редкими фотографиями городской жизни прошлых лет. У страницы более 27 тысяч подписчиков. Здесь он публикует тысячи снимков, уникальные артефакты, которые не встретишь в открытом доступе. Для него ведение паблика - не заработок, а способ сохранить изменчивый Актобе в памяти его жителей.

Как все начиналось
Идея создать паблик пришла в 2014 году, когда Instagram только начал входить в наш обиход. Я тогда уже активно интересовался созданием и продвижением контента. Раньше вёл городские группы в «ВК» - в основном администрирование, мемы, всякие приколы, но всегда чувствовал, что хочется чего-то большего, более содержательного.
Я тогда был неженат, свободен, время и силы были - почему бы не попробовать? Тем более, тогда в Instagram я заметил только одну страницу, посвящённую Актобе, но она была совсем про другое. Я решил, что не буду повторяться. Мне всегда была интересна тема прошлого, старого города, и как-то в голове сразу возникло название: «Ретро Актобе».
В январе 2014 года я зарегистрировал аккаунт и начал выкладывать фото. Сначала рассматривал просто как увлечение, потом были мысли развивать в медийный проект, рубрики придумывал, темы всяческие. А потом немного перегорел. Бывали большие паузы - на год мог исчезнуть и ничего не публиковать. Жизнь шла своим чередом: работа, семья, ребёнок. Иногда и сам задавался вопросом: зачем мне это нужно? Просто ради удовольствия, по фану. Сейчас всё равно возвращаюсь к тому, что это часть меня, моё хобби. В описании аккаунта так и написано: присылайте видео, фото. Если подходит, публикую. И люди реально присылают, что мне очень по душе.
Об эксклюзиве и первых архивах
С самого начала у меня была идея: публиковать только то, чего ещё нет в интернете. Тогда в открытом доступе был только один архив с сайта myaktobe.kz. Многие фото, которые сейчас гуляют по сети, пошли именно оттуда. Но я решил: хочу эксклюзив. У меня дома был небольшой архив, кое-что с детства, кое-что от родителей.
Я тогда работал электриком на АЗХС. На заводе была шикарная библиотека. Разговорился с библиотекарем, и он мне показал несколько книг с крутыми старыми фото, их не было в интернете. Я взял, отсканировал, стал потихоньку выкладывать. Это и стало базой паблика.

Я до сих пор уверен: 80% фотографий на моей странице - снимки, которых нет больше нигде, только у меня на странице. Я иногда специально мониторю, чтобы понять, не появились ли они где-то ещё. Это, мне кажется, и держит аудиторию: тех, кто ценит такие штуки, кто помнит, кто чувствует.
У меня в планах - съездить в Алматы, в кинофотоархив. Там лежит куча материалов по Актобе, словом, настоящий клад. Но туда нужно ехать, сканировать, платить. Пока не доехал, но обязательно доберусь.
Без рекламы и монетизации
Я никогда не зарабатывал на этом паблике. Если вы заметили, то у меня нет никакой рекламы. Не хочу, чтобы кто-то потом говорил: «О, он на этом зарабатывает». Это не про деньги, это для души и от души.

Я сам стараюсь находить редкие материалы. У меня до сих пор есть не оцифрованные плёнки - один человек, работавший в архитектурном бюро, сохранил уникальные фотографии. Там и стройка стадиона, и жилые дома, и весь город в процессе возведения. Эти фото вперемешку с его личным архивом - настоящее сокровище.
Про технологии и оживление фото
Сейчас с помощью искусственного интеллекта можно делать вообще невероятные вещи. Я загружаю старые чёрно-белые фотографии в нейросети. Даю задачу: «Оживи, чтобы люди двигались, деревья качались, машины ездили». И фото буквально оживают, можно их раскрасить в том числе.
Что в старых фото особенно трогает
Мне просто интересно, каким был город до того, как я родился. Я сам 1991 года, и мне, конечно, интересны 60-е, 70-е, 80-е. Вот когда смотришь на старые фото, где пустырь, два-три дома, и на этом месте теперь район - это цепляет, как образец живой истории.

Вот, например, старые фото Октябрьского бульвара: пусто, пара деревьев, несколько зданий. Но ведь это была жизнь, люди ходили на работу, что-то строили, общались. Если подумать, то сейчас фото 2010-х годов уже своего рода ретро. Почему нет? Всё течёт, всё меняется. Я отлично помню, как здание ОблГАИ когда-то считалось краем города. Сейчас это здание уже затерянно среди нового района.
О комментариях и воспоминаниях
«Раньше было зелено», - часто пишут в комментариях. Я думаю, это была просто дикая зелень, не ухоженная. Но мозг так устроен - ностальгия затмевает всё плохое. Сейчас я стараюсь трезво на всё смотреть. Назад не хочется, гораздо важнее жить в моменте и развиваться.
Комментарии - отдельная магия. Публика у нас отличная, искренняя. Там под каждым фото можно найти целую историю. Люди пишут: «Я вижу окно своей квартиры», «Здесь жил мой папа, а теперь его нет». Это невероятно трогает.

Люди вспоминают, делятся, возвращаются в прошлое - в то время, когда всё было, когда были живы близкие. Это вызывает настоящие эмоции! Сейчас почитаешь новости - сплошной негатив, даже стараюсь не смотреть. А здесь у нас островок лёгкой ностальгии!
И я сам стараюсь не восхвалять прошлое. Я не про СССР и политику - я про наше, родное, городское, житейское. Про людей, про здания. Сначала у меня был акцент на архитектуре, но теперь мне всё интереснее лица, семьи, люди.
Выставки
У меня были выставки. Первая - в 2014 году, в рамках «ART WEEK». Мы просто повесили фотки, причём даже не мои - я всегда указываю авторов. Потом была идея: сфотографировать старый снимок в руке - и на фоне показать, что там теперь. Такой формат «было - стало».
В 2016 году мы это реализовали. И через год, примерно, в 2017 была ещё одна выставка, уже в торговом центре, когда «Мега» стала «Керуен-сити». Сделали на двух языках с описаниями. Я бы и сейчас хотел провести выставку, но не знаю, хватит ли ресурсов, и сил. Меценатов, к сожалению, нет.
Как я уже говорил, очень хорошие фотографии лежат в архиве, в Алматы. Чтобы их оцифровать, надо ехать, платить, договариваться. Своими силами сложно. Я и так всё сам: сканирую, ищу, езжу по библиотекам.
Что исчезло из облика города?
Хороший вопрос. Я раньше об этом даже не задумывался. Но, наверное, первое, что приходит в голову - это ощущение простора и свободы. Меньше машин, меньше загазованности, шума, рекламы, вывесок. Сейчас всё застроено, надстроено. Это не плохо и не хорошо - это просто время. Но тогда было как-то свободнее.
Например, возле «Коныса» в юности мы катались на скейтах. Сейчас там столько кофеен, машин - не пройти. Старый город для меня - про воздух, про дыхание. Я человек степей, родился здесь. Старый Актобе - это простор. Вот ключевое слово.
И я не говорю, что сейчас всё плохо. Нет, город растёт, это нормально. Я был в Москве, Санкт-Петербурге, Астане, и везде своя история.
Я просто ретранслятор. Я не историк, не краевед. Там, где я не знаю, с удовольствием подсказывают любимые подписчики. Я в TikTok иногда выкладываю вырезки из старых газет с ценами на продукты, где мясо по 200 тенге - тоже ведь история.
Аудитория и география
Воспоминания о городе - это то, что захватывает внимание всех, несмотря на разный социальный статус. Так, основная аудитория паблика - люди 25-34 лет. Молодёжи сейчас не так интересно, хотя иногда заходят и подписываются. Много тех, кому за сорок. Мы все на одной волне ностальгии. Вот недавно мне написал человек, который давно уехал в Германию. Он перед отъездом просил друзей снять видео про город. И вот недавно какими-то путями нашёл мой паблик и прислал записи 2004 года. Шикарные видео. С крыши дома, который смотрит на Абилкайыр хана. Там такие просторы, всё открыто! Это ценно, когда есть обратная связь.

Нужен визуальный код
Город развивается - это хорошо. Но архитектурно хочется другого подхода, чтобы был визуальный код. Вывески, реклама - сейчас всё пёстрое, вырвиглазное. Хочется, чтобы был единый стиль. Бизнес, пускай, растёт, но, чтобы не было этой какофонии.
Ещё - остановки и скверы. Чтобы чиновники при постройке скверов и остановок учитывали интересы простого населения. 80% занимает сам павильон. А 20% - закуток на пятерых человек, чтобы ждать автобус. Складывается ощущение, что какие-то некомпетентные люди делают.
Любимые места
Очень люблю летние, тенистые дворы пятиэтажек в пятом микрорайоне. Это кайф, по другому не скажешь! Особенно те дома, что по улице Тургенева - участки от Малой Алии до Молодёжки. Там есть люди, которым не всё равно: обустраивают детские площадки, следят за дворами, наводят уют. Такие деревья там огромные!
Вообще, я люблю панельки. У них свой дух. И особенно радует, что сейчас для детей в городе есть места для игр. Почти в каждом дворе - своя площадка. В моём детстве такого не было: мы просто разбредались кто куда, искали, где бы побегать. А теперь - другое дело. Моему ребёнку есть где играть, и в районе, и за его пределами.
Люблю и старую часть, где стоит телевизионная вышка - оттуда, по сути, город и начинался. Может, немного и Жилгородок, где «Стометровка». Я в детстве в разных районах пожил - такое было время. Постоянно переезжали, но в каждом месте находилось что-то, что запоминалось.
Из любимых фото - надо листать лет на десять назад. Там, где сейчас «Нурдаулет», пусто и стоит цирк-шапито. Кадр сделали с девятиэтажки. Тропки, пыль, никакой зелени - и цирк посреди этого. Немыслимо. Вот такие артефакты я люблю находить. Иногда, конечно, на меня накатывают лирические отступления, но я стараюсь сильно не увлекаться.

О планах
Кайфовать (смеётся)! Конечно, удовольствие - это важно. Но при этом нужно понимать, что Instagram - зарубежная платформа. Её в любой момент могут хлопнуть и закрыть. Поэтому у меня есть желание создать что-то своё, сайт или хотя бы отдельное хранилище, где все эти снимки могли бы жить. Что-то вроде облачной базы, разбитой по категориям, чтобы у людей был постоянный доступ к воспоминаниям о городе.
И дальше, конечно, хочется продолжать искать интересные фотографии нашего Актобе. Стопудово уверен, у кого-то дома лежат целые архивы. Вот я, например, списывался с администратором сайта myaktobe.kz. Мужчина сам оцифровывал снимки, загружал в облачные хранилища. Надо срочно скачивать оттуда, иначе всё это может просто исчезнуть...
Он, кстати, рассказал мне печальную историю. Один фотокорреспондент снимал в 80-х, у него был богатый архив. Но после его смерти родственники просто выкинули всё на помойку. Это очень обидно. Настоящий пласт истории, и вот так пропал.

Я очень хочу, чтобы люди не выкидывали старые плёнки, негативы, фотографии с видами города. Лучше отправьте мне! Хочу, чтобы и на эту статью кто-нибудь откликнулся и прислал материалы. Это кайф, правда. Ведь, если копнуть, то на антресолях у многих что-то пылится. Я ведь не собираюсь это приватизировать. Это же общее достояние города, его облик, его память! Наше с вами наследие.