«Островок легкой ностальгии»: Дмитрий Нестеров о том, как сохраняет прошлое Актобе в фотографиях

«Островок легкой ностальгии»: Дмитрий Нестеров о том, как сохраняет прошлое Актобе в фотографиях


Дмитрий Нестеров - коренной актюбинец, человек без лишней сентиментальности, но с искренней любовью к родному городу. Он создатель instagram-паблика @retroaktobe, где делится редкими фотографиями городской жизни прошлых лет. У страницы более 27 тысяч подписчиков. Здесь он публикует тысячи снимков, уникальные артефакты, которые не встретишь в открытом доступе. Для него ведение паблика - не заработок, а способ сохранить изменчивый Актобе в памяти его жителей.



Как все начиналось

Идея создать паблик пришла в 2014 году, когда Instagram только начал входить в наш обиход. Я тогда уже активно интересовался созданием и продвижением контента. Раньше вёл городские группы в «ВК» - в основном администрирование, мемы, всякие приколы, но всегда чувствовал, что хочется чего-то большего, более содержательного.

Я тогда был неженат, свободен, время и силы были - почему бы не попробовать? Тем более, тогда в Instagram я заметил только одну страницу, посвящённую Актобе, но она была совсем про другое. Я решил, что не буду повторяться. Мне всегда была интересна тема прошлого, старого города, и как-то в голове сразу возникло название: «Ретро Актобе».

В январе 2014 года я зарегистрировал аккаунт и начал выкладывать фото. Сначала рассматривал просто как увлечение, потом были мысли развивать в медийный проект, рубрики придумывал, темы всяческие. А потом немного перегорел. Бывали большие паузы - на год мог исчезнуть и ничего не публиковать. Жизнь шла своим чередом: работа, семья, ребёнок. Иногда и сам задавался вопросом: зачем мне это нужно? Просто ради удовольствия, по фану. Сейчас всё равно возвращаюсь к тому, что это часть меня, моё хобби. В описании аккаунта так и написано: присылайте видео, фото. Если подходит, публикую. И люди реально присылают, что мне очень по душе.

Об эксклюзиве и первых архивах

С самого начала у меня была идея: публиковать только то, чего ещё нет в интернете. Тогда в открытом доступе был только один архив с сайта myaktobe.kz. Многие фото, которые сейчас гуляют по сети, пошли именно оттуда. Но я решил: хочу эксклюзив. У меня дома был небольшой архив, кое-что с детства, кое-что от родителей.

Я тогда работал электриком на АЗХС. На заводе была шикарная библиотека. Разговорился с библиотекарем, и он мне показал несколько книг с крутыми старыми фото, их не было в интернете. Я взял, отсканировал, стал потихоньку выкладывать. Это и стало базой паблика.


ДК Химиков (ныне Городской дворец культуры), 1972 год.


Я до сих пор уверен: 80% фотографий на моей странице - снимки, которых нет больше нигде, только у меня на странице. Я иногда специально мониторю, чтобы понять, не появились ли они где-то ещё. Это, мне кажется, и держит аудиторию: тех, кто ценит такие штуки, кто помнит, кто чувствует.

У меня в планах - съездить в Алматы, в кинофотоархив. Там лежит куча материалов по Актобе, словом, настоящий клад. Но туда нужно ехать, сканировать, платить. Пока не доехал, но обязательно доберусь.

Без рекламы и монетизации

Я никогда не зарабатывал на этом паблике. Если вы заметили, то у меня нет никакой рекламы. Не хочу, чтобы кто-то потом говорил: «О, он на этом зарабатывает». Это не про деньги, это для души и от души.


Строительство Центрального стадиона, 1970-ые.


Я сам стараюсь находить редкие материалы. У меня до сих пор есть не оцифрованные плёнки - один человек, работавший в архитектурном бюро, сохранил уникальные фотографии. Там и стройка стадиона, и жилые дома, и весь город в процессе возведения. Эти фото вперемешку с его личным архивом - настоящее сокровище.

Про технологии и оживление фото

Сейчас с помощью искусственного интеллекта можно делать вообще невероятные вещи. Я загружаю старые чёрно-белые фотографии в нейросети. Даю задачу: «Оживи, чтобы люди двигались, деревья качались, машины ездили». И фото буквально оживают, можно их раскрасить в том числе.

Что в старых фото особенно трогает

Мне просто интересно, каким был город до того, как я родился. Я сам 1991 года, и мне, конечно, интересны 60-е, 70-е, 80-е. Вот когда смотришь на старые фото, где пустырь, два-три дома, и на этом месте теперь район - это цепляет, как образец живой истории.


Строительство Октябрьского бульвара, 1970-ые.


Вот, например, старые фото Октябрьского бульвара: пусто, пара деревьев, несколько зданий. Но ведь это была жизнь, люди ходили на работу, что-то строили, общались. Если подумать, то сейчас фото 2010-х годов уже своего рода ретро. Почему нет? Всё течёт, всё меняется. Я отлично помню, как здание ОблГАИ когда-то считалось краем города. Сейчас это здание уже затерянно среди нового района.

О комментариях и воспоминаниях

«Раньше было зелено», - часто пишут в комментариях. Я думаю, это была просто дикая зелень, не ухоженная. Но мозг так устроен - ностальгия затмевает всё плохое. Сейчас я стараюсь трезво на всё смотреть. Назад не хочется, гораздо важнее жить в моменте и развиваться.

Комментарии - отдельная магия. Публика у нас отличная, искренняя. Там под каждым фото можно найти целую историю. Люди пишут: «Я вижу окно своей квартиры», «Здесь жил мой папа, а теперь его нет». Это невероятно трогает.


Дом №58 на Ленинском проспекте. Примерно конец 80-х.


Люди вспоминают, делятся, возвращаются в прошлое - в то время, когда всё было, когда были живы близкие. Это вызывает настоящие эмоции! Сейчас почитаешь новости - сплошной негатив, даже стараюсь не смотреть. А здесь у нас островок лёгкой ностальгии!

И я сам стараюсь не восхвалять прошлое. Я не про СССР и политику - я про наше, родное, городское, житейское. Про людей, про здания. Сначала у меня был акцент на архитектуре, но теперь мне всё интереснее лица, семьи, люди.

Выставки

У меня были выставки. Первая - в 2014 году, в рамках «ART WEEK». Мы просто повесили фотки, причём даже не мои - я всегда указываю авторов. Потом была идея: сфотографировать старый снимок в руке - и на фоне показать, что там теперь. Такой формат «было - стало».

В 2016 году мы это реализовали. И через год, примерно, в 2017 была ещё одна выставка, уже в торговом центре, когда «Мега» стала «Керуен-сити». Сделали на двух языках с описаниями. Я бы и сейчас хотел провести выставку, но не знаю, хватит ли ресурсов, и сил. Меценатов, к сожалению, нет.

Как я уже говорил, очень хорошие фотографии лежат в архиве, в Алматы. Чтобы их оцифровать, надо ехать, платить, договариваться. Своими силами сложно. Я и так всё сам: сканирую, ищу, езжу по библиотекам.

Что исчезло из облика города?

Хороший вопрос. Я раньше об этом даже не задумывался. Но, наверное, первое, что приходит в голову - это ощущение простора и свободы. Меньше машин, меньше загазованности, шума, рекламы, вывесок. Сейчас всё застроено, надстроено. Это не плохо и не хорошо - это просто время. Но тогда было как-то свободнее.

Например, возле «Коныса» в юности мы катались на скейтах. Сейчас там столько кофеен, машин - не пройти. Старый город для меня - про воздух, про дыхание. Я человек степей, родился здесь. Старый Актобе - это простор. Вот ключевое слово.

И я не говорю, что сейчас всё плохо. Нет, город растёт, это нормально. Я был в Москве, Санкт-Петербурге, Астане, и везде своя история.

Я просто ретранслятор. Я не историк, не краевед. Там, где я не знаю, с удовольствием подсказывают любимые подписчики. Я в TikTok иногда выкладываю вырезки из старых газет с ценами на продукты, где мясо по 200 тенге - тоже ведь история.

Аудитория и география

Воспоминания о городе - это то, что захватывает внимание всех, несмотря на разный социальный статус. Так, основная аудитория паблика - люди 25-34 лет. Молодёжи сейчас не так интересно, хотя иногда заходят и подписываются. Много тех, кому за сорок. Мы все на одной волне ностальгии. Вот недавно мне написал человек, который давно уехал в Германию. Он перед отъездом просил друзей снять видео про город. И вот недавно какими-то путями нашёл мой паблик и прислал записи 2004 года. Шикарные видео. С крыши дома, который смотрит на Абилкайыр хана. Там такие просторы, всё открыто! Это ценно, когда есть обратная связь.


1995 год. Елка возле ДК Химиков. Из архива Найденова Бориса Яковлевича.


Нужен визуальный код

Город развивается - это хорошо. Но архитектурно хочется другого подхода, чтобы был визуальный код. Вывески, реклама - сейчас всё пёстрое, вырвиглазное. Хочется, чтобы был единый стиль. Бизнес, пускай, растёт, но, чтобы не было этой какофонии.

Ещё - остановки и скверы. Чтобы чиновники при постройке скверов и остановок учитывали интересы простого населения. 80% занимает сам павильон. А 20% - закуток на пятерых человек, чтобы ждать автобус. Складывается ощущение, что какие-то некомпетентные люди делают.

Любимые места

Очень люблю летние, тенистые дворы пятиэтажек в пятом микрорайоне. Это кайф, по другому не скажешь! Особенно те дома, что по улице Тургенева - участки от Малой Алии до Молодёжки. Там есть люди, которым не всё равно: обустраивают детские площадки, следят за дворами, наводят уют. Такие деревья там огромные!

Вообще, я люблю панельки. У них свой дух. И особенно радует, что сейчас для детей в городе есть места для игр. Почти в каждом дворе - своя площадка. В моём детстве такого не было: мы просто разбредались кто куда, искали, где бы побегать. А теперь - другое дело. Моему ребёнку есть где играть, и в районе, и за его пределами.

Люблю и старую часть, где стоит телевизионная вышка - оттуда, по сути, город и начинался. Может, немного и Жилгородок, где «Стометровка». Я в детстве в разных районах пожил - такое было время. Постоянно переезжали, но в каждом месте находилось что-то, что запоминалось.
Из любимых фото - надо листать лет на десять назад. Там, где сейчас «Нурдаулет», пусто и стоит цирк-шапито. Кадр сделали с девятиэтажки. Тропки, пыль, никакой зелени - и цирк посреди этого. Немыслимо. Вот такие артефакты я люблю находить. Иногда, конечно, на меня накатывают лирические отступления, но я стараюсь сильно не увлекаться.


Возведение «Нурдаулета». Конец 90-х.


О планах

Кайфовать (смеётся)! Конечно, удовольствие - это важно. Но при этом нужно понимать, что Instagram - зарубежная платформа. Её в любой момент могут хлопнуть и закрыть. Поэтому у меня есть желание создать что-то своё, сайт или хотя бы отдельное хранилище, где все эти снимки могли бы жить. Что-то вроде облачной базы, разбитой по категориям, чтобы у людей был постоянный доступ к воспоминаниям о городе.

И дальше, конечно, хочется продолжать искать интересные фотографии нашего Актобе. Стопудово уверен, у кого-то дома лежат целые архивы. Вот я, например, списывался с администратором сайта myaktobe.kz. Мужчина сам оцифровывал снимки, загружал в облачные хранилища. Надо срочно скачивать оттуда, иначе всё это может просто исчезнуть...

Он, кстати, рассказал мне печальную историю. Один фотокорреспондент снимал в 80-х, у него был богатый архив. Но после его смерти родственники просто выкинули всё на помойку. Это очень обидно. Настоящий пласт истории, и вот так пропал.


Девяностые. Горка возле школы №16. Из архива Найденова Бориса Яковлевича.


Я очень хочу, чтобы люди не выкидывали старые плёнки, негативы, фотографии с видами города. Лучше отправьте мне! Хочу, чтобы и на эту статью кто-нибудь откликнулся и прислал материалы. Это кайф, правда. Ведь, если копнуть, то на антресолях у многих что-то пылится. Я ведь не собираюсь это приватизировать. Это же общее достояние города, его облик, его память! Наше с вами наследие.

Автор - Рустам Тулекешев
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа