Более 30 деревьев незаконно уничтожили в центре Актобе

Султан Асанов и фото со спутника, на котором видны масштабы вырубки (апрель 2025 года и июль 2023-го).
Об этом заявляют актюбинские экоактивисты. В пресс-службе акимата подтверждают: экс-депутат Султан Асанов не получал разрешения на вырубку. Защитники природы требуют соблюдения законности – вместо уничтоженных деревьев бывший депутат обязан посадить в 50 раз больше.
Огромный участок в центре Актобе фактически превратился в вотчину экс-депутата городского маслихата Султана Асанова. Речь идет о территории, включающей в себя сквер перед домами 82 и 84 по проспекту Абилкайыр хана, а также участок, на котором еще недавно располагалась остановка «Сазды». Старый сквер практически уничтожен, остановка снесена, вместе с ними исчезло и огромное количество деревьев.

Актюбинские экоактивисты считают, что по воле экс-депутата были ликвидированы как минимум 30 деревьев. Причем в городском акимате признают, что разрешения на вырубку не давали.
Сквер превратился в большую площадку, на которой вырастили газон, проложили забетонированные тропинки, посадили 6 саженцев ясеня и 4 обстриженных можжевельника, которые Султан Асанов выдает за чудо японского искусства бонсай. В принципе и стриженого пуделя можно за льва принять.

Вместо огромного количества деревьев – газон, забетонированные тропинки, 6 ясеней и 4 стриженых можжевельника.
«Ё-моё!» - произносит экс-депутат, запечатлевший на видео момент выгрузки стриженых можжевельников. Султан Асанов активно ведет несколько страниц в Instagram и чуть ли не ежеминутно выкладывает сторис. Асанов, судя по его страницам, большой мастер самопиара. Он обзавелся мобилографом и большим пулом подписчиков, которые восторгаются достижениями бывшего депутата. К рекламе «Sazda Garden», так он называет проект реконструкции сквера, подключились известные городские блогеры. Никак не нахвалятся. Кому-то обновленный сквер и «облезлые» можжевельники действительно кажутся красивыми. Но дело не в красоте! Уничтожил дерево – посади вместо него новые, причем в 10-кратном или в 50-кратном размере. Этого требует казахстанское законодательство!
Облезлый можжевельник вместо 1500 деревьев

Вот такой стриженый можжевельник Асанов называет «бонсаем». Рядом на фото настоящий бонсай.
Согласно статье 56 «Правил защиты зеленых насаждений населенных пунктов Актюбинской области», при вырубке деревьев по разрешению акимата, компенсационная посадка проводится в 10-кратном размере. Но в горакимате, как уже было замечено, утверждают, что разрешение не выдавалось.
«Руководитель компании, взявшей на себя обязательство по созданию современной городской среды в центре города, Султан Асанов, не обращался в городской отдел ЖКХ за разрешением на спиливание карагачей», - сообщила 23 июля пресс-секретарь акима города Айгуль Байменова.
При незаконной вырубке компенсационные посадки проводятся в 50-кратном размере. Если экоактивисты правы, и были уничтожены 30 деревьев, то вместо них господин Асанов должен высадить 1500 деревьев, причем это должны быть не дохлые сеянцы, а саженцы высотой не менее 2,5 метра. Несколько ясеней и 4 изуродованных можжевельника явно компенсационную посадку никак не покрывают.
Внезапное разрастание
Репортер «АТ» Рустам Тулекешев несколько недель назад брал интервью у Султана Асанова. Тот признал, что по проекту в сквере должны были построить перголу, правда потом от ее строительства отказались. Как сказал экс-депутат, сквер «должен дышать». Пергола, видимо, душила пространство.

Изначально планировалось, что господин Асанов благоустроит только сквер, но внезапно проект разросся (?). «Благоустроитель» так и говорит в интервью «АТ»: «Мы не планировали брать на себя остановку, но проект разросся. И это хорошо. Всё, что за тротуаром - под нашей ответственностью. Уход, питание деревьев, уборка, газон - всё будет под контролем!»

Такую остановку на «Сазде» обещает построить экс-депутат. Фото прислано пресс-службой акимата Актобе.
Как может проект разрастись – нам, журналистам, не понятно, все-таки он не дикий кустарник и даже не плесень. Возможно, разрастание проекта, которое включило снос остановки и уничтожение деревьев, было согласовано с акиматом. Поскольку пресс-служба горадминистрации 23 июля прислала репортеру «АТ» 8 картинок с видами на новый остановочный павильон, который должны построить на Сазде. Дизайн – просто космос! Не остановка, а база для астронавтов на Луне. Может быть, Султану Асанову и удастся в Актобе возвести такое чудо. Правда вот перголы, выглядевшей на веселых картинках также необычно, актюбинцы так и не дождались.
Из заявлений Асанова, которые он регулярно публикует в Instagram, следует, что сквер для него стал чуть ли не собственным офисом.
«Друзья не стесняемся!.. Практически каждый день с 21 до 22 часов я пребываю на нашем сквере. Мы можем увидеться и поговорить на разные темы», - обращается он к подписчикам в опубликованном 23 июля сторис.
Проект есть, аналогов нет
Депутатом городского маслихата Султан Асанов стал в январе 2021 года. Являлся председателем постоянной комиссии городского маслихата по индустриальному развитию, инфраструктуре и жилищно-коммунальным вопросам. В настоящее время депутатом не является. В интервью репортеру «АТ» он называл себя руководителем общественного объединения «Урбанистическое движение города Актобе» и генеральным директором АО «Актюбинский завод металлоконструкций». А еще Султан Асанов причастен к проекту «White Hill», который сам же называет «огромным» и «уникальным». Судя по всему, речь идет о создании нового городского района. Причем участок под строительство, если верить Асанову, уже выделен. Около 3-х лет назад на одной из страниц в Instagram он демонстрировал смоделированный на ПК городской район, разделенный на секторы с малоэтажной застройкой, высотками, мечетью, широкими проспектами, автопарковками и общественными зданиями. Вероятно, проект приглянулся властям, причем не только в Актобе.
Но закрывать при этом глаза на вырубку деревьев – никто права не имеет. Вместо доверия к застройщикам и администрации начинаешь бояться за город. А что если завтра придет еще один застройщик с фантастическими проектами – облюбует участок в городской черте, скажет «Ё-моё», срубит все деревья, снесет все остановки, а затем и за снос домов возьмется? Да еще и управы на него не найдешь.


Остановку снесли, потому что проект внезапно разросся?
