Новая угроза: русла рек в Актобе расчистят не на 50, а на 200 метров

Автор скандального проекта Еркин Тажгалиев вернулся в Актобе и заявил, что министерство экологии и «Казводхоз» требует максимального расширения русел актюбинских рек. Экоактивисты считают, что теперь реки загубят полностью.

Артур САЙЫН


Шквал возмущений вызвало выступление Еркина Тажгалиева, встретившегося 3 декабря с экоактивистами и чиновниками в городском акимате. Напомним, Тажгалиев, будучи главным инженером ТОО «Антарес Платинум», являлся основным автором проекта расширения русел актюбинских рек. В 2019 году после яростного сопротивления горожан проект отправили на корректировку. Но проводит ее все тот же Тажгалиев, правда, уже в должности директора ТОО «Проектный институт водного хозяйства». Инженер не признает ошибок и уверен, что над городом нависла новая катастрофа.

Тажгалиев утверждает, что весной 2021 года в Актобе могло повториться наводнение 2017 года.



- В ночь с 12 на 13 апреля 2021 года прошел небольшой паводок, - заявляет инженер. - В СМИ, к сожалению, эта информация локально только просочилась, на самом деле затопление было. На Каргале в ночное время провели эвакуацию жителей, был затоплен новый участок - микрорайон «Думан» на реке Тамды. Как гидротехник, я бы добавил, что паводок 2021 года был бы сопоставим с паводком 2017 года. Учитывая, что предыдущие годы были засушливые, два больших водохранилища, Актюбинское и Каргалинское, находились на минимальном резерве аккумуляции. Если бы они были заполнены выше средней величины, то они бы работали в режиме транзита, что и произошло в 2017 году. Объем снежных запасов, который сложился в зиму 2021 года, был достаточен для формирования аналогичного паводка. Хотя часть воды и трансформировалась в полупустые водохранилища, даже при этом были затоплены участки. Это показывает, что наш проект актуальный и обоснованный. Все отраслевые специалисты утверждают, что проект нужен. Тут два момента: первый - риск техногенной аварии в случае прорыва плотин на водохранилищах, а второй - формирование паводка естественного образца.

Вернулись к началу

Ранее Тажгалиев утверждал, что расширять русла планировали в пределах 200 метров, однако из-за наличия построек в водоохранной зоне решили остановиться на 50 метрах. Теперь якобы «Казводхоз» вновь требует вернуться к намеченным 200 метрам.

- С головным «Казводхозом» у меня тупиковая ситуация. Сейчас «Казводхоз» настаивает: «Ребята, давайте не 50 метров, а делайте 200, либо мы проект не согласуем». По итогам анализа паводка 2017 года и по итогам всех расчетов, расчётная относительная ширина составила 200 метров. Как вы сами знаете, новые мосты (Кирпичный, Акжарский) – все они на параметре большого паводка. То есть расчёты «Казводхоза» сопоставимы с нашими техническими расчётами. Ширина и габариты мостов соответствуют 200-250 метрам. Говорю прямо: мы несем риски, технический регламент требует одно, мы же идем по другому пути: я сам беру ответственность на себя. Там, где уже построены дома, в какой-то части мы уменьшаем ширину расчистки.

«Хватит стоять за моей спиной»

Тажгалиев заявляет, что хоть за проект и ратуют центральные органы власти, ему одному приходится отдуваться за всех, доказывая значимость проекта.

- Для чего я хотел пригласить «Казводхоз»? Чтобы они высказались не в кулуарах, а в дискуссии с вами, с общественниками. А не за моей спиной, что нам надо 200 метров. Почему не выходите и не доказываете горожанам? Вопрос остается без ответа. Поэтому я радостью буду дискутировать с ними, пускай они сами защищают проект, если им это нужно, как собственникам водохранилища. Специалисты головного управления и в комитете по водным ресурсам настаивают, чтобы делали полную расчистку, - заявляет Тажгалиев.

Новые виды работ

Городской акимат выдает компании-проектировщику новые объемы работ. При этом Тажгалиев заверяет, что выделения дополнительных средств не потребуется.

- В частности, среди территорий застройки у нас не числился микрорайон «Думан». Но мы его взяли в рамках существующего бюджета, провели топографию. Массив находится в прибрежной зоне. Да, первая линия домов отдалена, но паводок 2021 года показал, что зона затопления составляет порядка 10-20 домов (могу ошибаться в цифрах). Поэтому мероприятия там тоже будут проведены. Еще одно пожелание городского акимата: в районе Россовхоза, где находится дамба (переезд с одного берега на другой), – там хотят сделать новый автомобильный мост. Мы сейчас смотрим, насколько вообще его там можно поставить.

«Еркин, давай повоюем»

Затянувшийся монолог Еркина Тажгалиева прервал директор фонда «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин.



- Еркин, мы уже высказывали свое мнение, что этот проект был нецелесообразен изначально. Основа заложена в авантюрном решении, возможно, бывшего руководства, когда аким области ушел в отпуск, поставил зама, паводок, вероятно, был вызван. Как мы умудрялись до этого паводка 2017 года с двумя регулируемыми гидроузлами регулировать все потоки? Потоп 2017 года - был средний многолетний. С момента нашей последней встречи говорю, что каждый паводок в Актобе будет вызывать подтопления. Почему? Потому что у нас русла захламляются очень высокими темпами. Здесь виноват не ты! Интересы власти расходятся с интересами горожан. Мы потеряли реки. Наша задача была пропустить поток и оставить его на сохранение. А сейчас мы делаем всё, чтобы сохранить драгоценную для нас воду. Тебе все-таки нужно было упереться и сказать: «Я не буду своим проектом закрывать сети, которые вы уложили, дома, которые сейчас строят». Надо было уходить на расчистку поперечного профиля.

Экологическую нагрузку Актобе не выдержит, нам ставят мусоросжигающий завод, который тоже требует воду. Откуда мы ее возьмем? У нас зеленого пояса нет – одни «спички» в лесу торчат. Проект (расширения русел. - Авт.) не остановишь, тогда надо форсировать! Дайте обоснование, чтобы мы могли проводить ландшафтное оздоровление. Давай повоюем! Я уже написал акиму, что идет застройка по берегам – ноль реакции!

- Вся эта ситуация в 2017 году - рукотворная! Совершенно справедливый вопрос: расширяем русла – увеличивается испарение. Чем восполнять воду? - выкрикнул один из общественников.

Тажгалиев ответил, что с такой постановкой вопроса не согласен: мол, по увеличению испарения нет доказательств. Инженер считает, что воды в городе не хватает из-за теневого водопотребления:

- В 2017-2018 годах, когда мы прошагали по всем рекам, был такой момент: мы нашли незарегистрированные водозаборные сооружения на Каргале, их оказалось очень много - 27 и более. Мы попросили «Казводхоз» дать весь список водопотребителей, сколько их официально зарегистрировано. Оказалось, что зарегистрировано двукратно меньше! По требованиям бассейновой инспекции и Экологического кодекса, собственник водохранилища, чтобы флора и фауна выживала, чтобы русла не пересохли, должен осуществлять сбросы воды. На мой вопрос «Казводхозу», какой объем попусков вы осуществляете в летние периоды 2020-2021 годов, мне ответили, что было порядка 3-5 кубов в секунду, эти объемы должны доходить до города. Но если в теневом режиме осуществляется забор воды, конечно, до города не доходит. Мы изучали причины паводка, поднимали официальные документы: нигде нет слов об искусственно вызванной причине.

Рубить будут

Также, опережая вопросы общественников по поводу судьбы деревьев, проектировщик отметил, что собирается «минимизировать» вырубку:

- Знаю, что у вас появилась машина, которая переносит деревья на новые участки – деревопересадчик. Возможно, эту методологию мы тоже будем использовать. Но даже в крупных лесных массивах есть санитарная вырубка, есть горельники, где уже пик роста достигнут, деревья надо обновлять. Сама природа восстанавливается. Ничего не делать и просто уходить - это не выход из положения.



- Вот вы предлагаете деревья пересаживать. А вы представляете, какие там объемы? – спрашивает представитель общественной группы «SOS Актобе» Cветлана Маркевич. - Вы думаете, мы сможем эти деревья точечно вынести и отложить в сторону? Почему у вас в проекте не было пункта о расчистке берегов от мусора? Когда работали подрядчики, тонны бытового мусора закапывались, из этого кошмара создавались насыпные сооружения, которые называли берегами. Во что вы собираетесь высаживать саженцы? Они там не вырастут!

- Всё у вас? – парирует Тажгалиев. - Я не согласен с вами, вы говорите, что нет там плодородного слоя. На Акжарском мосту, с правой стороны, заросла вся дамба. На всех берегах, которые были переформированы, поросль пошла. По мусору – да, это большое нарушение, ни в коем случае инородные тела (мусор и баклажки) - там не были предусмотрены, это нарушение.

- Проект мы остановили, и теперь боимся дальнейшей реализации. Вы никогда не убедите нас в целесообразности проекта. Актобе - почти миллионный город! Нельзя чьи-то амбиции реализовывать - и при этом уничтожать целую экосистему! Так, видать, и не стать ему миллионником… - заключила Светлана Маркевич.

«Я хочу отойти немного в сторону»

В конце встречи Тажгалиеву предложили нерешенные вопросы прояснить с «Казводхозом». На что проектировщик ответил отказом.
- «Пожар» случился, давайте работать. В план нужно включить встречу с «Казводхозом», идем к нему, решаем вопрос. Тебе нормально, Еркин? – спросил Александр Мандрыкин.

- Там тоже прописаны министерство экологии, другие ведомства. Мои убеждения и доводы вы считаете необоснованными, поэтому считаю: пусть отраслевые специалисты и доказывают. Я хочу отойти немного в сторону, пусть ДЧС, гражданская оборона, водники объясняют, - заключил Тажгалиев.

Цензура?

Несмотря на то, что перед началом обсуждения общественники просили сотрудников акимата вести протокол встречи, выяснилось, что этим никто не занимался. Заместитель акима города Дамир Кубенов заверил, что протокол составят позже. Тогда экоактивисты потребовали включить все вопросы, заданные проектировщику.



- Давайте так: протокол должен быть только по данному проекту, остальные вопросы официальными письмами напишите, - заявил Кубенов.

- В протокол вносят вопросы, задаваемые на встрече, - возразили общественники. - Вы его, получается, не вели?

- У вас же ведется запись, - ответил Кубенов, намекая на диктофон у журналиста. – Хорошо, будет протокол, и все вопросы будут отражены.

Общественники остались уверенными, что в расширении русел нет никакой необходимости. Представители общественной группы «SOS Актобе» заявили, что не намерены идти ни на какие компромиссы с проектировщиком и будут требовать полной остановки проекта.

Стоит отметить: на протяжении всей встречи упорно хранили молчание представители Департамента экологии и Управления природных ресурсов. Также на встречу не явились представители «Казводхоза» и ДЧС. Отсутствовал также один из ярых противников проекта депутат областного маслихата Евгений Лазарчук. Позже он сообщил репортёру «АТ», что 3 декабря находился в Нур-Султане, что не знал о приезде Тажгалиева, так как акимат его не пригласил.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031