Учителей начнут обучать в Финляндии: ЗА и ПРОТИВ



Актюбинских педагогов отправят в скандинавскую страну, разрушающую собственную систему образования.

Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru


В Актобе высадился педагогический десант из Финляндии – страны, пока еще занимающей высокие показатели по качеству среднего образования.
После проведенных круглых столов актюбинский акимат заключил меморандум о сотрудничестве со Скандинавским институтом академической мобильности. Ректор этого института Элина Ванхемпинг, как раз-то и возглавляла прибывшую в Актобе группу педагогов.
- Мы совместно составили план для дальнейшей работы, - объясняет глава Областного института повышения квалификации педагогов Нургуль Абишева. - Теперь наши учителя смогут издавать свои научные статьи в журналах Финляндии. Также мы сейчас подбираем стажировку для актюбинских учителей в этой стране.

Мужчина, как космонавт
- Очень заметно, что учителя в ваших школах преимущественно женщины, - делилась своими впечатлениями на пресс-конференции в акимате Элина Ванхемпинг. - А у нас в Финляндии все специальности, связанные с обучением и воспитанием, очень престижны. И для мужчины, который решил стать учителем, это почетно. Как космонавт!
Элина Ванхемпинг отметила, что у педагогов в Финляндии – у школьных учителей, воспитателей детских садов – зарплаты очень высокие.
- Но зарплаты, в принципе, в Финляндии у всех высокие. Так, минимальная зарплата для иностранного рабочего – 1 200 евро (470 400 тенге. – Р.Т.). Ниже вообще нельзя платить. Всё остальное – выше и выше… Но мотивация эффективной работы – это не финансовый вопрос. Так изначально в общественном сознании заложено: быть учителем – модно, круто. В детском саду, как правило, есть воспитатель-мужчина. И даже вопроса, почему он пришел работать в детский сад, он не поймет. Среди библиотекарей – тоже очень много мужчин.

Отбор тщательный
Как рассказывает Элина Ванхемпинг, выпускники школ Финляндии, желающие связать свою жизнь с педагогикой, проходят тройную «проверку».
- На какую бы специальность абитуриент ни подавал документы, вначале пишет мотивационное письмо. Обосновывает, почему решил стать аграрием, учителем или полицейским. Затем сдает предметы (экзамены. – Р.Т.). А после – обязательное собеседование. В педагогику выпускники приходят осознанно.

Нахватают у финнов проблем?
Тесное сотрудничество с финской стороной вызывает немало опасений. С 2006 года Финляндия перестала занимать лидирующие позиции по PISA – Международной программе оценки грамотности учащихся. А теперь многие финские педагоги боятся, что уровень образования и вовсе рухнет. Дело в том, что с недавних пор власти занялись реформированием устоявшейся системы образования. Традиционные предметы теперь заменяют отработкой навыков и умений учащихся. Методику преподавания нарекли проблемно-ориентированным обучением. Казахстанскую систему образования поразила аналогичная болезнь реформаторства. К слову, автор одиозного учебника русского языка Зинаида Сабитова, видимо, многое переняла у финских адептов метода. Она работала в Хельсинском университете и корпела там над проектом «Функциональный синтаксис русского языка».
«Многие гости из других стран спрашивают меня: - зачем вам менять систему, которая приносит такие хорошие результаты? Для меня это тоже загадка, потому что у нас нет никаких данных на школьном уровне, что проблемно-ориентированное обучение улучшает результаты в целом», - высказывается о реформе Яри Салминен, преподаватель педагогического факультета Хельсинкского университета.
«Нынешняя проблема средней школы Финляндии состоит в том, что различия между классами возрастают, социальное положение сильно влияет на успеваемость, и средняя успеваемость учащихся Финляндии падает», - констатирует профессор Эрно Лехтинен.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930